Декларация Четвертой Европейской конференции (на уровне министров стран-членов Совета Европы по делам средств массовой информации). Средства массовой информации в демократическом обществе

1. Министры государств, участвующих в 4-ой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Прага, 7-8 декабря 1994 года);
2. Напоминая, что уважение плюрализма и демократии, верховенства права и прав человека является необходимым условием для вступления в Совет Европы и что членство в этой Организации подразумевает торжественное обязательство гарантировать и развивать эти базовые ценности;
3. Напоминая об обязанностях государств — членов Совета Европы защищать и развивать свободу СМИ и плюрализм СМИ в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции по правам человека в интерпретации органов, созданных в соответствии с этой Конвенцией, а также об обязательствах, взятых ими на себя по Декларации Комитета Министров Совета Европы от 29 апреля 1982 г. о свободе мнений и информации;
4. Напоминая также, что главы государств и правительств государств — членов Совета Европы торжественно заявили в ходе Венской конференции на высшем уровне (октябрь 1993 г.), что гарантия свободы слова и, в частности, СМИ является одним из решающих критериев, используемых для оценки любой кандидатуры на вступление в Организацию, и подчеркивая, что речь идет о постоянном обязательстве для всех государств-членов;
5. Будучи преисполненными решимости гарантировать и укреплять свободу СМИ распространять информацию, идеи и мнения независимо от государственных границ, и, таким образом, гарантировать и укреплять развитие прав человека и подлинную демократию;
6. Подтверждая, что плюрализм и разнообразие СМИ являются основополагающими для демократии, и что прозрачность в СМИ — важное средство помочь соответствующим национальным органам власти оценить воздействие концентрации СМИ на эти ценности, а также, чтобы предоставить гражданам возможность сформировать мнение на основе информации, предоставленной СМИ;
7. Осуждая, в соответствии с Венской Декларации, все формы выражения, которые подстрекают к расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизму и всем формам нетерпимости, поскольку они подрывают демократические принципы безопасности, общности культур и плюрализм;
8. Подтверждая, что СМИ могут способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и терпимости между людьми, социальными группами и государствами, а также достижению целей демократического, социального и культурного сплочения, изложенных в Венской Декларации;
9. Будучи обеспокоенными неподобающе преувеличенным значением, отводимым изображению насилия в некоторых СМИ, в особенности на телевидении, и его воздействием на общество, и отмечая, что в этой области необходимо принятие руководящих принципов на европейском уровне;
10. Отмечая, что вопросам функционирования СМИ в демократическом обществе должно оказываться постоянное внимание, с тем, чтобы быстрое развитие экономических, технических и правовых процессов не наносили ущерба независимости и плюрализму СМИ, правам человека, защите интеллектуальной собственности, либо культурной и социальной политике;
11. Подтверждая, что Совет Европы, в силу своего особого места в системе защиты прав человека, своей особой компетентности в секторе СМИ и широкой географической основы, представляет собой наиболее подходящий институт для выработки политики, направленной на развитие деятельности СМИ в демократическом обществе;
12. Постановляют:
— принять в качестве базовых инструментов политики в области СМИ прилагаемые к настоящей Декларации План действий и две Резолюции;
— сохранить независимость общественного телерадиовещания и гарантировать ему надежное и достаточное финансирование, позволяющее выполнять его миссию в соответствии с основными принципами, содержащимися в Резолюции 1;
— гарантировать, в рамках принципов, содержащихся в Резолюции 2, права и свободы всех тех, кто занимается журналистской деятельностью, при этом признавая за ними право вырабатывать стандарты саморегулирования, такие как кодексы поведения;
— усилить поддержку демократической реформе СМИ в странах Центральной и Восточной Европы, которая закладывает основы более тесного сотрудничества в области СМИ в рамках широкой европейской интеграции;
— обеспечить для этих целей лучшую координацию между различными инициативами по оказанию содействия как лицам, разрабатывающим политику в области СМИ, так и журналистам из этих стран;
13. Приветствуют вступление в силу Европейской конвенции о трансграничном телевидении и подчеркивают необходимость согласованного развития принципов этой Конвенции и Директивы „Телевидение без границ”, с учетом дискуссий в Европейском Союзе о применении указанной Директивы;
14. Полагают, что лучший способ обеспечения такого согласованного развития заключается в том, чтобы Европейская Комиссия регулярно информировала Совет Европы о ведущейся в Европейском Союзе работе по пересмотру Директивы, и чтобы она рассматривала все точки зрения и предложения, высказанные на этот счет Советом Европы;
15. Договариваются обеспечивать прозрачность в СМИ и приветствуют принятие Комитетом Министров Совета Европы Рекомендации № Р(94)13 о мерах обеспечения прозрачности СМИ1 ;
16. Рекомендуют, чтобы Комитет Министров Совета Европы поручил своему Руководящему Комитету по средствам массовой информации изучить целесообразность подготовки имеющего обязательную силу юридического инструмента или других мер, устанавливающих базовые принципы, касающиеся права общества на доступ к информации, которой располагают органы государственной власти;
17. Подчеркивают положительный вклад Программ Совета Европы в процесс реформы СМИ в Центральной и Восточной Европе, в частности, в области профессиональной подготовки кадров для СМИ;
18. Выражают удовлетворение по поводу объявления рядом правительств об их намерении сделать добровольные финансовые взносы в эти программы и призывают другие правительства и организации поступить таким же образом;
19. Призывают Комитет Министров Совета Европы при реализации положений прилагаемого к настоящей Декларации Плана действий постоянно консультироваться с профессионалами СМИ и регулирующими органами, а также должным образом учитывать всю соответствующую работу, проводимую в других региональных и международных организациях;
20. Призывают Комитет Министров при выполнении Плана действий должным образом учитывать необходимость содействовать равенству возможностей для стран Центральной и Восточной Европы, а также для других европейских стран с малым потенциалом аудиовизуального производства или с ограниченным географическим или лингвистическим пространством.

Примечание
1 Речь идет об оглашении данных об участии лиц и организаций во владении, распоряжении и влиянии на СМИ, финансовых результатах деятельности СМИ, документов о редакционной политике или политической ориентации СМИ; предлагается включить соответствующие положения в национальные законодательства и облегчить межгосударственный обмен информацией на этот счет; указанные нормы гласности должны согласовываться с принципами защиты сведений личного характера, коммерческой и редакционной тайны, конфиденциальности источников информации СМИ (прим.перев.).

План стратегических действий по развитию средств массовой информации в демократическом обществе,адресованный Комитету Министров Совета Европы

Средства массовой информации в общеевропейской перспективе

Поощрять претворение в жизнь, при необходимости во взаимодействии с заинтересованными организациями, мероприятий и процедур, в том числе по обмену информацией и по подготовке кадров, направленных на: укрепление демократической реформы СМИ; расширение свободы СМИ в контексте европейской интеграции; осознание взаимосвязи свободы СМИ и независимости и безопасности журналистов; содействие равенству возможностей в аудиовизуальном секторе.

Функционирование средств массовой информации в демократическом обществе
1. Концентрация СМИ
i. Следить за эволюцией концентрации СМИ в государствах-членах Совета Европы и отмечать все значимые явления, оказывающие воздействие на политический и культурный плюрализм;
ii. Следить за реализацией в национальном праве и практике государств-членов Рекомендации № R (94)13 о мерах обеспечения прозрачности СМИ;
iii. Предлагать любые меры, необходимые в свете пунктов i) и ii).
2. Информация и права человека
Изучать в сравнительном аспекте, национальное и международное право и практику, относящиеся к:
— доступу к информации, которой располагают органы государственной власти;
— конфиденциальности источников информации журналистов.
3. Новые коммуникационные технологии
Отслеживать и оценивать воздействие новых коммуникационных технологий, в особенности на права человека и демократические ценности, а также с точки зрения равенства возможностей между разными странами и социальными группами.
4. СМИ и защита обладателей прав
i. Оценивать воздействие новых коммуникационных технологий на существующий уровень защиты, предоставляемый обладателям авторских и смежных прав, с целью обеспечения и дальнейшего укрепления этой защиты, с учетом необходимости выработать сбалансированный метод защиты различных категорий обладателей прав и способствовать более широкому распространению европейских аудиовизуальных произведений;
ii. Инициировать дискуссию для выработки общеевропейских подходов к вопросам защиты обладателей прав, обсуждаемым в рамках других организаций.
5. Аудио- и аудиовизуальное пиратство
i. Следить за уровнем пиратства в сфере аудио- и аудиовизуального производства в государствах — членах Совета Европы;
ii. Предлагать, в случае надобности, любые правовые и практические меры, необходимые для борьбы с пиратством в сфере аудио- и аудиовизуального производства, взяв за основу инициативы, уже выдвинутые в рамках Совета Европы.
6. СМИ и нетерпимость
Изучать, в тесном взаимодействии с журналистами и регулирующими органами, возможные руководящие принципы в отношении нетерпимости во всех ее формах, которые могли бы быть использованы журналистским сообществом.
7. СМИ и насилие
Готовить, в тесном взаимодействии с журналистами и регулирующими органами, возможные “руководящие принципы” в отношении изображения насилия в СМИ.
8. Средства массовой информации и конфликты
Изучать, в тесном взаимодействии с журналистами, возможные средства укрепления защиты журналистов в ситуациях конфликтов и напряженности, а также роль, которую СМИ могут играть в таких ситуациях.
Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Помощь