В Казахстане фактически уничтожают сеть по продаже газет и журналов
Как сообщил Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», 15 апреля фактически все печатные СМИ Казахстана получили от новой команды ТОО «Номад» письмо следующего содержания: «Уважаемые партнеры! Уведомляем вас о приостановке действия договора между нашими компаниями и обнулении заказов, в связи с изменениями состава акционеров и ребрендингом компании. До 30 апреля 2016 года будут произведены возвраты продукции и подписаны акты сверки. Благодарим вас за плодотворное сотрудничество! Генеральный директор Абай Т.Т».
26.04.2016
Вот в таком
одностороннем порядке и безличной форме ТОО «Номад» известило, что из-за
внутренней реорганизации компании и ее ребрендинга она не только
приостанавливает распространение печатных СМИ, но и замораживает им выплату
задолженности, которая, по нашим сведениям, составляет более 200 млн. тенге.
Подобной
ситуации с распространением печатных СМИ в Казахстане не было за все 25 лет
независимости.
Дело в том,
что ТОО «Номад», выросшее на обломках печально известного ТОО «Казпресс»,
злостного должника всем печатным СМИ, занимает доминирующее (более 33%)
положение на рынке распространения периодической печати, имея в своем
распоряжении около 350 киосков и торговых точек. И приостановка его
деятельности породила коллапс: резко сократились тиражи газет и журналов, что
повлекло за собой не менее резкое снижение объемов производства в типографиях,
где печатаются эти СМИ.
Иными
словами, новая команда ТОО «Номад», пришедшая на смену предыдущей (которая
реально пыталась развить, а не закрыть эту розничную сеть), совершенно
безнаказанно, в одностороннем порядке нарушила не только свои договорные
обязательства перед печатными СМИ, но и пункт 1 ст.20 Конституции РК, который
гласит: «Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается».
Так как
неплатежи и отказ от распространения периодических изданий ведут к фактическому
установлению цензуры со стороны частных лиц – владельцев розничных сетей. А
любое прямое или косвенное ограничение прав средств массовой информации на
распространение информации любым, не запрещенным законом способом, если оно
не основано на законе, на законном решении государственного органа или
вступившего в законную силу судебного акта, влечет за собой несанкционированное
ограничение права граждан на получение информации – естественного права каждого
человека.
Неплатежи
киосковой сети «Номад» приобрели массовый и катастрофический характер. Ее
владельцы незаконно и откровенно пользуются чужими миллионами тенге. Фактически
в руках этой сети находится судьба не только всех печатных СМИ Казахстана, но и
многих типографий, с которыми печатные СМИ не могут рассчитаться за
полиграфические услуги из-за неплатежей «Номада».
Удивительно,
но, несмотря на безусловную социальную и общественную значимость этой сферы
хозяйственной деятельности, распространение печатных периодических СМИ через
киосковую систему не регламентируется ни в Законе от 23 июля 1999 года №
451-I «О средствах массовой информации» , ни в Законе от 26
июня 1998 года № 233-I «О национальной безопасности Республики
Казахстан», ни в каких бы то ни было других законах.
Между тем,
распространение печатных периодических СМИ – одно из основных условий
нормального и стабильного развития гражданского общества и общественного
сознания.
Редакции
могут сколько угодно повышать качество своего печатного продукта, улучшать его
содержание и внешний вид, добиваться высокого уровня полиграфического
исполнения, наращивать тиражи – но все это будет тщетно, если киосковые
сети безосновательно откажутся распространять издание или, взяв его на продажу,
не рассчитаются с редакциями.
Иначе
говоря, новая команда ТОО «Номад» совершенно безнаказанно, под различными
предлогами нарушает конституционный принцип свободы печати и свободного
распространения информации.
Вообще, на
сегодняшний день положение с распространением печатных СМИ в Казахстане можно
назвать катастрофическим. «Номад» - единственная республиканская сеть по
распространению периодических изданий, фактически не имеющая конкурентов. Дело
в том, что количество других торговых точек по распространению печатных СМИ за
последние годы в Казахстане искусственно (подчеркиваем – искусственно)
сократилось в разы.
Так, три
года назад крупнейшая розничная сеть по распространению периодических изданий в
Алматы «Дауыс», насчитывавшая 200 киосков, фактически прекратила свое
существование – ее владельцы вынуждены были продать все свои точки ТОО
«Перекресток» (владельцы - покойный Каппаров и Дасаев). Насколько нам известно,
в договоре купли-продажи этих киосков было указано их целевое назначение –
торговля периодическими изданиями, и только потом - сопутствующими товарами
(прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками и т.п.). Однако
на деле одна половина этих киосков сдана в аренду, а другая
торгует, главным образом, прохладительными напитками, сигаретами,
жевательными резинками и т.п., а газеты и журналы стали в них
сопутствующим товаром.
Не Интернет
и социальные сети выдавливают из культурной и общественной жизни Казахстана
газеты и журналы, а отсутствие государственной защиты этого социально значимого
сектора рынка. Подобная защита и поддержка печатных СМИ в сфере их
распространения существует практически на всех европейских рынках прессы. И в
последние годы там наметилась тенденция к паритету бумажного и электронного
форматов СМИ. В Германии, например, благодаря поддержке государства рынок
бумажных СМИ сокращается незначительно, лишь на 5 – 7% в год, а в стоимостном
выражении – лишь на 1-2%. Во Франции и Польше точки, торгующие периодической
печатью, получают дотации от государства. В Германии и во Франции на 700
человек приходится один киоск, в Чехии - на 150 человек один киоск, несмотря на
норматив 1 киоск на 2000 жителей
У нас же в
последние годы из-за запредельных цен на аренду в разы сократилось количество
торговых точек, особенно в крупных торгово-развлекательных центрах. Вот на
дотацию арендных площадей (до 10 кв. м) для продажи периодической печати и
можно было бы перенаправить средства госзаказа, которые абсолютно неэффективно
расходуются якобы на поддержку СМИ и зачастую имеют коррупционную составляющую.
Кстати, еще
недавно ситуация с распространением СМИ, подобная нашей, была и в России.
Однако за последние три-четыре года она резко изменилась в лучшую сторону. Так,
Министерство связи и массовых коммуникаций и правительство Воронежской области
издали приказ, в котором рекомендуется довести количество киосков до норматива
- 1 киоск на 2000 жителей, увеличить площадь киоска до 18 кв.м. и снизить
ставку арендной платы (не выше 30 рублей за 1 кв.м.). Более того, владельцев
киосков в Воронежской области власть освободила на полгода от арендной платы.
Взамен сети распространения обязались провести модернизацию киосков.
А
правительство Москвы еще в 2014 году приняло постановление по установке новых
киосков. Только в центральном административном округе российской столицы мэрия
в 2015 году установила за свой счет 90 киосков, а в нынешнем установит еще 63.
В торговой сети «Пятерочка» в прошлом году появилось 20 новых точек
«Роспечати».
Более того,
глава президентского Совета по правам человека РФ Михаил Федотов предложил
дополнить Закон о средствах массовой информации такой формулировкой –
«производство, выпуск и распространение продукции СМИ является
социально-значимой услугой». А представители медиаотрасли России рекомендовали
оценивать деятельность губернаторов по числу газетных киосков на душу
населения.
http://camonitor.kz/22939-v-kazahstane-fakticheski-unichtozhayut-set-po-prodazhe-gazet-i-zhurnalov.html
Поделиться в социальных сетях: