В нижнем левом углу на последней странице
На состоявшихся в Алматы общественных слушаниях по теме «Каким быть закону о СМИ» ведущие журналисты и представители властей обсудили проект нового закона о СМИ. Говорили тут и о чрезмерной регламентации даже выходных данных газет.
29.11.2016
ВЫХОДНЫЕ
ДАННЫЕ
В ходе
слушаний в Алматы их участники отметили несколько проблемных положений в
правительственном проекте закона о СМИ, в том числе о публикации обязательных
сообщений, например выходных данных. Неточности в выходных данных ранее
приводили к тому, что в отношении нескольких оппозиционных СМИ были вынесены
судебные решения об их закрытии, что сами оппозиционеры понимали как предлог
для расправы. Власти ранее обещали, что произойдет либерализация действующего
закона о деятельности СМИ, что будет учтена критика в его адрес со стороны
международных демократических организаций. Однако на слушаниях в Алматы
некоторые ведущие журналисты и правозащитники говорят, что в новом
законопроекте права СМИ по-прежнему сужены.
Например,
предложение министерства информации и коммуникаций, оглашенное заместителем
директора департамента государственной политики в области СМИ министерства
информации и коммуникаций Бекзатом Рахимовым, о том, что выходные данные
бумажных СМИ должны размещаться в нижнем левом углу последней страницы, вызвало
много комментариев о чрезмерной регламентации.
— Я считаю,
очень правильно, что выходные данные строго регламентируются… Но, ребята, левый
нижний угол — это перебор, — заявила в связи с этим главный редактор
издаваемого в Костанае еженедельника «Наша газета» Ольга Колоколова.
Мнения на
дискуссии высказывались разные — начиная с того, что выходные данные можно
публиковать где угодно, и заканчивая тем, что всё же следует их публиковать на
последней странице номера, но не обязательно в левом нижнем углу.
Некоторые
участники в связи с коммерческим контекстом сравнили публикацию выходных данных
с торговой маркой, которую собственник размещает в том месте своего продукта,
которое ему кажется наиболее целесообразным.
Участники
слушаний попрекнули министерство информации и коммуникаций в недостаточности
логической культуры, поскольку оно в проект закона о СМИ ввело термины
«обязательные», «официальные» и «информационные» сообщения, однако не раскрыло
их содержания, то есть нет определений этих понятий.
Выходные
данные, в том числе тираж издания, относятся к разряду обязательных сообщений.
Однако по такому вроде очевидному понятию, как «тираж», возникают непонятные
ситуации, в том числе логические и коммерческие. Главный редактор еженедельника
«Наша газета» Ольга Колоколова отметила неясность в ситуациях, когда говорится
то о «тираже выпуска», то о «тираже номера», поскольку «выпуск» и «номер» не
являются тождественными понятиями.
Ольга
Колоколова также привела пример, как некоторые существующие за счет
государственного заказа издания путем нехитрых манипуляций вместо реального
тиража в пять тысяч экземпляров указывают цифру в 15 тысяч. Но это имеет прежде
всего финансовое значение — поскольку в газету с тиражом в 15 тысяч экземпляров
рекламодатели идут охотнее, чем в газету с меньшим тиражом, к тому же такая
«раскрученная» газета имеет больше шансов на получение госзаказа. Вопрос о
«тираже» и его коммерческих следствиях возник и в отношении веб-сайтов в связи
с тем, что некоторые из них в подозрительно короткие сроки путем неизвестно
каких манипуляций объявляют себя наиболее посещаемыми. В связи с этим
прозвучало предложение, чтобы количество посещений веб-ресурсов учитывалось не
только их администрацией, но и уполномоченным органом.
ПРОВЕРКА
ИНФОРМАЦИИ — ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО?
Министерство
информации и коммуникаций настаивает на том, чтобы в будущем законе о СМИ
проверка достоверности информации была бы прописана в качестве
правообязательной нормы. Редактор сайта Ratel.kz Марат Асипов говорит, что даже
имеющиеся аудиозаписи не гарантируют достоверности и не могут спасти журналиста
от судебного иска, поскольку не только заинтересованные лица могут давать
недостоверную информацию, но и на митингах нередко звучит «чушь». Вопрос о том,
обязан или не обязан журналист проверять информацию, по его словам, вообще не
должен стоять в будущем законе о СМИ.
— Априори
должно быть, что журналист должен проверять информацию. Точка, — говорит Марат
Асипов, уточнив при этом, что ответственность журналиста за достоверность
информации уже прописана в различных действующих законах.
Руководитель
прессозащитной организации «Адил соз» Тамара Калеева выразила опасение, что
подобные рассуждения государственные органы могут понять однобоко — они могут
абстрагироваться от того, что ответственность журналистов уже содержится в
различных нормативных актах. Достаточно, по ее словам, обратить внимание на всё
возрастающее количество исков к журналистам и к СМИ, особенно со стороны
чиновников. Государственные органы могут зациклиться на том, что журналист
обязан проверять информацию, и сделать это нормой закона, которая может
существенно осложнить работу СМИ, поскольку проверять информацию вглубь можно
почти до бесконечности и в результате упереться в тупик. Также неясен, по
словам Калеевой, вопрос о том, чью информацию надо проверять, а чью информацию,
например официальных лиц, можно и не проверять. Например, надо ли проверять
слова высших руководящих лиц страны?
БЛОГЕР И ЕГО
СТАТУС
Много споров
возникает в связи с инициативой о приравнивании блогера к СМИ, а также
необходимостью определить понятие «блогер». В Казахстане в рамках уголовного
законодательства несколько блогеров ранее были привлечены к ответственности за
свои посты в социальных сетях, которые якобы разжигали рознь.
В связи с
проблемами блогеров возникает множество вопросов. Например, кого считать
блогером: того, кто выкладывает посты на своей страничке в социальных сетях,
или же тех, кто размещает посты на чужой странице? Должен ли блогер указывать
свое имя и фамилию (или официально зарегистрированный псевдоним), или же он
имеет право «поститься» анонимно? Кто должен нести ответственность за
противоправный пост: его автор, хотя он разместил свой пост на чужой странице,
или владелец страницы, который не удалил этот пост?
Представитель
министерства информации и коммуникаций Бекзат Рахимов считает, что
ответственность должен нести не только автор противоправного поста, но и
владелец странички.
— У нас СМИ
несет ответственность за распространение недостоверных, порочащих или
нарушающие какие-то нормы закона, допустим, экстремизм, терроризм и тому
подобное… По закону о СМИ Казахстана ответственность будет нести владелец
ресурса, то есть казахстанский блогер. Любой человек, который захочет, чтобы
блогера закрыли или его страницу, — достаточно зарегистрировать под каким-то,
неважно, ником левым свое имя в Facebook’е и оставить нелицеприятный
комментарий у официального блогера. И всё! Этого блогера сажают — у нас же
уголовное сейчас законодательство… При этом сам блогер не хотел, чтобы у него
размещали эту информацию, — поясняет Бекзат Рахимов.
Представитель
министерства информации и коммуникаций заверил участников дискуссии, что работа
над проектом закона о СМИ будет продолжаться, предложения и замечания, которых
пока не так уж и много, будут изучаться и по возможности учитываться.
Новый закон
о СМИ — подобный действующему, — в принципе, не нужен, комментирует Азаттыку
правозащитник Тамара Калеева. Если власти уж не могут иначе, то достаточно было
бы короткого рамочного закона о СМИ, поскольку, например, ответственность СМИ и
журналистов прописана в других законах.
Казис ТОГУЗБАЕВ
http://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-zakonoproekt-o-smi-obsuzhdenie/28146233.html
Поделиться в социальных сетях: