Почему поправки против оскорблений и травли в соцсетях пока не хотят обнародовать
Новые сюрпризы преподнесло очередное обсуждение поправок в законопроект по вопросам информации и коммуникаций. И не все сюрпризы оказались приятными.
28.04.2017
Самой главной интригой очередных обсуждений стала
таинственная пропажа из законопроекта поправки, больше известной, как
"сухой закон". Не успели телекомпании, печатные издания и
интернет-ресурсы обрадоваться возможности уже в самом ближайшем будущем вновь
зарабатывать на рекламе слабых алкогольных напитков, как повод для этой радости
испарился в прямом смысле слова.
Снять ограничения на рекламу брендов-производителей лёгкого
алкоголя должны были поправки в законопроект "О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и
коммуникаций". Это изменение в документе были с самого начала, как только
его вынесли на общественное обсуждение. Однако участники очередного собрания
найти их в законопроекте не смогли – сколько ни искали.
"Скажите, пожалуйста, что с нормой, снимающей
ограничение на рекламу товарных знаков, под которыми выпускаются пиво, вино и
пивные напитки? Почему она исчезла из законопроекта?" – поинтересовалась
юрист Internews Kazakhstan Ольга Диденко.
Норму, разрешающую рекламу лёгкого алкоголя в СМИ, как
оказалось, из законопроекта исключили сознательно. Сначала против неё
категорически выступила административная полиция, а после на сторону стражей
правопорядка встали и другие государственные органы.
"Все вы знаете, что пьянство, алкоголизм способствуют
криминализации общества, негативно влияют на подрастающее поколение. И мы как
орган, который сталкивается с последствиями влияния алкоголя, решили, что
введение этой нормы будет негативно сказываться на воспитании общества.
Согласно нашему анализу, в последние 5 лет наблюдается тенденция роста
преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения,"–
прокомментировала позицию административной полиции представитель Комитета
Светлана Имамбаева.
Аргумент административной полиции представители СМИ
посчитали не очень убедительным, заметив, что запрет на рекламу любых
алкогольных напитков в Казахстане существует уже практически 10 лет, а
количество преступлений, совершённых на пьяную голову, всё равно продолжает
увеличиваться – о чём, собственно, и свидетельствует статистика. Члены
объединения телерадиовещателей Казахстана попросили не доводить до абсурда.
"Завтра вы так выступите с другой полезной инициативой
– запретить, к примеру, ножи, потому что с использованием ножей увеличило
количество убийств. Я очень прошу до этого никогда не доводить. Правильным ли
мы путём идём? Отечественным СМИ запрещаем зарабатывать на рекламе брендов, но
при этом в интернете большой вал этой рекламы, и вы не можете отследить
её", - высказался член ассоциации телерадиовещателей Казахстана Руслан
Никонович.
Впрочем, норма, разрешающая рекламу, как из документа
исчезла, так ещё может в нём и появиться. Теперь слово за депутатами –
законопроект планируется внести на рассмотрение Парламента в мае 2017 года. Но
это не единственная надежда, которую участники общественного обсуждения
возлагают на депутатов. Юристы обращают внимание на то, что некоторые нормы
документа, которые на первый взгляд выглядят либеральными, на самом деле -
"драконовские."
"Я хочу обратить внимание разработчиков и депутатов на
то, что преподносится как большой плюс законопроекта – снижение
административной нагрузки на СМИ. Это не совсем соответствует действительности.
Ни одна новая статья о дополнительных мерах административной ответственности не
предусматривает предупреждение как, скажем, основную меру административного
воздействия, а сразу начинаются штрафы", – также заявила юрист Internews
Kazakhstan Ольга Диденко.
Новый законопроект по вопросам информации и коммуникаций президент
Международного фонда защиты свободы слова "Адил соз" сравнила с
устаревшим скелетом, на котором всячески пытаются нарастить декоративные мышцы.
Тамара Калеева считает, что начинать нужно с основы. Для СМИ, по её мнению,
основа – это чёткое юридическое определение того, что такое средство массовой
информации в современном Казахстане. Такое определение "Адил соз"
намерен дать в новом законе "О СМИ".
"В этом законе ни в каких предложениях не решена
главная ключевая проблема – не даётся ответ на вопрос: что в наше время
является средством массовой информации? СМИ - это не только сетевые издания, не
только печатные, не только телевидение. Это совершенно новый неосвоенный нашим
законодательством массив. WhatsApp – СМИ? Конечно! Массовые рассылки мы знаем. Различные
облачные технологии. То есть нам нужен принципиально новый закон "О
СМИ" и начинать нужно с главного, с современного определения: что такое
средство массовой информации", – заявила президент ОФ "Международный
фонд защиты свободы слова "Адил соз" Тамара Калеева.
Работа над законопроектом "О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информации и
коммуникаций" идёт непрерывно уже девятый месяц. За это время документ
претерпел множество существенных изменений. Только участники общественных
обсуждений внесли около 200 предложений, 70% из которых были учтены
Министерством информации и коммуникаций и отражены в документе. В профильном
ведомстве работу над документом продолжают и сейчас.
"Актуальным остается вопрос кибербуллинга,
интернет-травли, различных оскорблений в социальных сетях. Мы намерены
продолжить работу в этом направлении и постараться учесть всё это в данном
законопроекте" – сказал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
В чём заключается эта работа – осталось неясным. Министр
Абаев покинул заседание раньше, поэтому вопрос о том, как именно профильное
ведомство намерено противостоять нападкам и агрессиям в интернете, был задан
другому представителю министерства, заместителю директора департамента госполитики
в области СМИ. Однако он посчитал, что эта информация пока не предназначена для
широкого обсуждения.
"Я, к сожалению не уполномочен говорить о каких-то
конкретных решениях. Они находятся на стадии обсуждения и смысла их выносить на
широкую публику через СМИ нет", – так ответил на вопрос корреспондента
informburo.kz заместитель директора департамента госполитики в области СМИ
Министерства информации и коммуникаций Бекзат Рахимов.
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций" –
один из самых обсуждаемых в последнее время документов. Интерес к нему вызван,
в частности, поправками, которые затрагивают деятельность журналистов.
Представители СМИ высказались, к примеру, против намерения ввести требование о
неразглашении персональных данных ограниченного доступа.
Подробнее о первом заседании рабочей группы, обсуждающей
поправки в законы об информации, можно прочитать здесь.
Чиновники также считают, что СМИ не имеют права публиковать
на своих ресурсах личную информацию о детях, потому что она способна навредить
ребёнку в последующем.
Игорь
Мосунов
https://informburo.kz/stati/pochemu-popravki-protiv-oskorbleniy-i-travli-v-socsetyah-poka-ne-hotyat-obnarodovat.html
Поделиться в социальных сетях: