Анонимы диктуют частным казахстанским СМИ, как и о чём писать
            
                                
                    Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» сообщил, что уполномоченный орган разослал рекомендации для негосударственной прессы о том, какие материалы лучше преподносить для своей аудитории. Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК опровергает эту информацию
                    16.02.2015
                                        
                                        
                                                                             
             
            Чтоб не писать и чтобы меньше думать 
Согласно сообщению, опубликованному на сайте фонда«Адил соз»
в четверг, 12 февраля, Комитет связи, информатизации и информации Министерства
по инвестициям и развитию РК разослал частным СМИ так называемые
«рекомендации». Начинаются они со слов: «Уважаемые коллеги! Информация НЕ для
публикации». 
Далее «Адил соз» цитирует разосланную пошаговую инструкцию,
какой конструкции подачи материалов следует придерживаться журналистам «на
момент реализации мер по улучшению экономической ситуации»: 
«- Материалы с каждого брифинга по мере их проведения (1-2
материала в рубрике «Главные новости»). 
- Публикация комментариев экспертов о правильных мерах и
запасе прочности у Казахстана, который позволит выстоять в кризис. 
- Подготовка инфографики о запасе прочности Казахстана,
достижениях за годы Независимости (не менее одного раза в месяц). 
- Публикация собственных материалы (в том числе интервью,
инфографика) о негативных социальных явлениях в зарубежных странах из-за
мировой экономической ситуации (ежедневно). 
- Обеспечить информационное сопровождение по следующим
направлениям: «Послание главы государства «Нурлы жол», «Год АНК», «70-летие
Победы в ВОВ», «550-летие Казахского ханства», «20-летие Конституции РК»,
«Индустриализация», «ЭКСПО-2017», 
социально-культурное развитие (патриотизм, образование), социальное
модернизация («Саламатты Қазақстан», пропаганда здорового образа жизни,
семейные ценности, «Занятость-2020»), ЕАЭС, противодействие коррупции и др. 
- При подготовке и выпуске материалов руководствоваться
официальными заявлениями компетентных государственных органов, в целях
недопущения выхода непроверенных и резонансных материалов. 
- Использование качественных фотоматериалов к публикациям и
новостным сообщениям («удачные фотографии»). 
- Соблюдать законы и иные нормативные акты Республики
Казахстан при подаче новостных сообщений и сюжетов».
Тамара Калеева 
«Не исключение, а практика» 
Президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева в беседе с
обозревателем Forbes.kz не стала называть СМИ, которые получили такую
инструкцию (кстати, Forbes.kz среди ни не было. - F), но ответила на другие
вопросы. 
F: Тамара Мисхадовна, обозначьте круг СМИ, которые получили
эти инструкции. 
- Эти рекомендации предназначены для республиканских
печатных частных СМИ. Их получили все, кто, по мнению государственных мужей,
имеют влияние в обществе. 
F: Вы с таким явлением сталкиваетесь впервые? 
- Инструкции такого типа - не исключение. Мы получаем
сообщения о подобных вещах достаточно регулярно, чтобы говорить о том, что это
- распространенная практика. 
F: Например? 
- Например, были рассылки о том, что просят не писать о
каком-то мероприятии. 
Можно полагать, что такие инструкции даются из самых лучших
побуждений. Поскольку времена сейчас нестабильные в экономическом плане, то
некоторые мудрые руководители, считают: исключительно парадные материалы о том,
как нам хорошо живется, сеют в людях уверенность в завтрашнем дне. Как будто в
кошельке у них что-то прибавится… 
Метод этот старинный, советский. Просто раньше подобное
формулировалось как приказ, а теперь - как рекомендация. 
F: Госорганы хоть раз подобное опровергали? Заявляли, что не
причастны к этому? 
- Никогда. 
F: Как вы считаете, насколько эффективны подобные
инструкции? 
- Это не самый умный способ руководствоваться такими
рекомендациями, и в чем-то это даже порочно. Мы прекрасно знаем, как многие
частные издания зависят от государства. Это влияние на СМИ оказывается не
напрямую, но самым эффективным образом – через госзаказ. Пока наш рынок сильно
зависит от благорасположения чиновников, подобные ситуации будут повторяться. 
Но для меня очевидно, что это - выстрел впустую. Кто раньше
воспевал нашу светлую и радостную жизнь, тот и продолжит в том же духе. А кто
думает о реноме своего издания, тот попытается балансировать между тем, что
рекомендует власть, и тем, что интересно читателю. 
Где «собачка» зарыта 
В своем ответе на официальный запрос Forbes.kz пресс-служба
профильного ведомства опровергла авторство инструкции, сообщив буквально
следующее: «Комитет связи, информатизации и информации МИР РК не имеет
отношения к распространению данной информации». 
Итак, «Адил соз» даёт информацию, которую уполномоченный
орган опровергает. Возможно, это фейк? 
По информации «Адил соз», рассылка инструкции осуществлялась
с личного почтового адреса anubt@mail.ru. И это не насторожило правозащитников,
поскольку госслужащие часто по работе используют самые разнообразные бесплатные
почтовые сервисы, при этом игнорируя корпоративные. В частности, даже указанный
официальный ответ Комитета связи, информатизации и информации МИР РК на запрос
Forbes.kz пришел с бесплатного адреса, зарегистрированного на домене gmail.com. 
Бесплатные почтовые адреса в своих рассылках используют,
например, пресс-службы Министерства обороны, ДВД на транспорте МВД,
Министерства энергетики и многие другие. Возможно, если бы госслужащих обязали
слать письма только с официальных электронных почтовых адресов, вопросов к
неофициальной рассылке было гораздо меньше. Однако использовать неофициальные
адреса для официальной информации удобно – в любой момент можно заявить, что
ведомство не имеет к распространенному сообщению никакого отношения. 
Кстати, в январе 2015 Forbes.kz сообщал о том, что
госслужащим РК запретили критиковать власть в соцсетях.
            
            
                Поделиться в социальных сетях: