Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации» от 30 декабря 2020 года.
I. Изменения,
внесённые в закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года
«О средствах массовой информации»:
-Уточнено понятие
государственного заказа по проведению государственной информационной политики -
заказ на оказание услуг за счёт средств республиканского и местных бюджетов для
проведения государственной информационной политики.
Компетенция уполномоченного
органа функции изложена как разработка и
утверждение: правил размещения государственного заказа по проведению
государственной информационной политики на республиканском и региональном
уровнях; методики определения стоимости
услуг, закупаемых для проведения государственной информационной политики в
средствах массовой информации на республиканском уровне; типовой методики определения стоимости услуг, закупаемых для
проведения государственной информационной политики в средствах массовой информации
на региональном уровне.
Компетенция местных
исполнительных органов областей (городов республиканского значения, столицы) как
разработка и утверждение методики
определения стоимости услуг, закупаемых для проведения государственной информационной
политики в средствах массовой информации на региональном уровне, на основе
типовой методики определения стоимости услуг, закупаемых для проведения
государственной информационной политики в средствах массовой информации на
региональном уровне.
Для учёта
и защиты общественных интересов при проведении государственной информационной
политики, а также удовлетворения потребностей населения в информации при
уполномоченном органе создаётся Республиканская комиссия по вопросам государственной
информационной политики, основными функциями которой являются:- рассмотрение
перечня тематических направлений государственной информационной политики на
региональном уровне и выработка предложений в соответствии с порядком,
определяемым уполномоченным органом;
- рассмотрение заявок претендентов на получение
государственного заказа по проведению государственной информационной политики
на республиканском и региональном уровнях и выработка предложений в
соответствии с правилами размещения государственного заказа по проведению
государственной информационной политики на республиканском и региональном
уровнях;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных
положением о Республиканской комиссии по вопросам государственной
информационной политики.
Положение о
Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики и
ее состав, а также типовое положение о региональных комиссиях по вопросам
государственной информационной политики утверждает уполномоченный орган.
В целях учёта и
защиты общественных интересов при проведении государственной информационной
политики, а также удовлетворения потребностей населения в информации при
местных исполнительных органах создаются региональные комиссии по вопросам
государственной информационной политики, основными функциями которых являются: рассмотрение
заявок претендентов на получение государственного заказа по проведению
государственной информационной политики на региональном уровне и выработка
предложений в соответствии с правилами размещения государственного заказа по
проведению государственной информационной политики на республиканском и
региональном уровнях; направление заявок
претендентов на получение государственного заказа по проведению государственной
информационной политики на региональном уровне на рассмотрение Республиканской
комиссии по вопросам государственной информационной политики и для получения
рекомендаций в соответствии с правилами размещения государственного заказа по
проведению государственной информационной политики на республиканском и
региональном уровнях; осуществление иных полномочий, предусмотренных типовым
положением о региональных комиссиях по вопросам государственной информационной
политики.
В ч.4
главы 6 «Аккредитация журналистов»
закона «О СМИ», слова «честь и достоинство» были заменены на «деловую
репутацию»: журналист может быть лишён
аккредитации, если им нарушены правила аккредитации либо за распространение не
соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию
аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и
организаций.
II. В Закон
Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» были дополнены изменениями, определяющими уполномоченный орган в области доступа
к информации, как центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство
и межотраслевую координацию в области доступа к информации,
В закон введены новые понятия: интернет-портал открытого
диалога - компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий
возможность направления пользователями информации запросов посредством
блог-платформы первых руководителей государственных органов и субъектов
квазигосударственного сектора, а также участия пользователей информации в интернет-конференциях
и опросах;
блог-платформа
первых руководителей государственных органов и субъектов квазигосударственного
сектора - компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий
возможность направления гражданами запросов и получения ответов на них от
первых руководителей государственных органов и субъектов квазигосударственного
сектора.
Компетенция Правительства Республики Казахстан в
области доступа к информации дополнена следующими полномочиями:
-разработка основных направлений государственной
политики в области доступа к информации, и организация их осуществления;
- утверждение положения о
Комиссии по вопросам доступа к информации;
-утверждения единого перечня, открытых данных
государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных;
- представление ежегодно не позднее 1 июня Президенту
Республики Казахстан годового отчёта о состоянии сферы доступа к информации в
Республике Казахстан;
- определение размеров фактических затрат на
копирование или печать и порядок их оплаты обладателю информации, а также
порядок освобождения социально уязвимых слоёв населения от оплаты фактических
затрат на копирование или печать;
К компетенции
уполномоченного органа в области доступа к информации отнесено:
- обеспечение формирования и реализации
государственной политики в области доступа к информации; -организация работы
Комиссии по вопросам доступа к информации и утверждение ее состава;- осуществление
мониторинга и межведомственной координации деятельности государственных органов
в области доступа к информации;
- оказание
практической и методической помощь обладателям информации по вопросам доступа к
информации;
- взаимодействие с обладателями и пользователями
информации по вопросам доступа к информации;- утверждение правил размещения
информации на интернет-портале открытых данных по согласованию с уполномоченным
органом в сфере информатизации;
- утверждение правил размещения информации и
публичного обсуждения проектов бюджетных программ (отчётов о реализации
бюджетных программ) на интернет-портале открытых бюджетов по согласованию с
уполномоченным органом в сфере информатизации, центральным уполномоченным
органом по государственному планированию, центральным уполномоченным органом по
исполнению бюджета;- утверждение правил размещения информации на
интернет-портале оценки эффективности деятельности государственных органов по
согласованию со Счётным комитетом по контролю за исполнением республиканского
бюджета и уполномоченным органом в сфере информатизации;- утверждение правил
работы на интернет-портале открытого диалога по согласованию с уполномоченным
органом в сфере информатизации;
- разработка единого перечня открытых данных
государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных;- осуществление международного сотрудничества в
области доступа к информации;- ежегодно
не позднее 1 апреля направление в Правительство Республики Казахстан проект
годового отчёта о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан;-
размещение на своём интернет-ресурсе годового отчёта о состоянии сферы доступа
к информации в Республике Казахстан;
За
уполномоченным органом в сфере информатизации закреплены функции:
-обеспечения реализации государственной политики в области доступа к
информации в части создания, поиска, сбора, накопления, хранения, обработки,
получения, использования, преобразования, отображения, распространения и
предоставления электронных информационных ресурсов, содержащихся в объектах
информатизации; проведения анализа данных, за исключением информации с ограниченным
доступом, содержащихся в объектах информатизации государственных органов, с
целью их последующего размещения на интернет-портале открытых данных в порядке,
определённом уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с
уполномоченным органом в области доступа к информации; утверждения правил информационного наполнения Интернет-ресурсов
государственных органов и требования к их содержанию по согласованию с
уполномоченным органом в области доступа к информации;
- своевременно актуализировать в пределах компетенции
информацию, размещаемую на интернет-порталах, открытых данных, открытых
бюджетов и оценки эффективности деятельности государственных органов;
К обладателям информации добавлено требование - они
обязаны иметь уполномоченное структурное подразделение или назначить
уполномоченное лицо по вопросам доступа к информации, осуществляющее внутренний
мониторинг и координацию за обеспечением доступа к информации
Обладатели
информации в занимаемых ими помещениях размещают информационные стенды и (или)
другие технические средства аналогичного назначения с информацией о своей
деятельности и создают условия свободного доступа к ним инвалидов.
Обладатели информации, деятельность которых связана с
охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, обязаны
обеспечивать круглосуточный свободный доступ к информационным стендам и (или)
другим техническим средствам аналогичного назначения с информацией о своей
деятельности.»;
Руководителям
центральных исполнительных органов (за исключением министерств обороны,
иностранных дел Республики Казахстан), акимам и руководителям национальных
высших учебных заведений вменена обязанность не реже одного раза в год отчитываться перед
населением о проделанной работе.
Обладатели
информации - органы и учреждений законодательной, исполнительной и
судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и
самоуправления обязаны размещать на
интернет-ресурсах:
общую
информацию о деятельности: организационную структуру, сведения о руководителях
и их заместителях; контактные данные (почтовый адрес, адрес электронной почты,
номера телефонов справочных служб, структурных подразделений, территориальных
органов и подведомственных организаций);перечень структурных подразделений и
подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения о
руководителях и их заместителях; перечень территориальных органов, их задачи и
функции, а также сведения о руководителях и их заместителях; нормативные
правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции; официальные
новости, пресс-релизы; ленту новостей; календари предстоящих официальных
событий в деятельности; тексты официальных выступлений и официальных заявлений
руководителей и их заместителей; сведения об учреждённых средствах массовой
информации (при наличии); информацию о нормотворческой деятельности: перечень
принятых нормативных правовых актов; тексты разрабатываемых проектов
нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками (при их наличии) и
сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений
в нормативные правовые акты), заключения научных экспертиз и экспертные
заключения субъектов частного предпринимательства (при их наличии), отчёты о
завершении их публичного обсуждения; информационные сообщения, пресс-релизы,
направленные на оповещение населения о сроках проведения публичных обсуждений
проектов нормативных правовых актов;
информацию о бюджетных средствах: проекты
республиканского и местных бюджетов; утверждённые республиканский и местные
бюджеты; информацию об общей сумме бюджетных средств, выделенных на
функционирование государственного органа;
информацию об использовании средств республиканского и
местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан; бюджетную отчётность;
консолидированную финансовую отчётность; результаты государственного аудита и
финансового контроля; гражданский бюджет; информационные сообщения,
пресс-релизы, направленные на оповещение населения о сроках проведения
публичных обсуждений проектов бюджетных программ и отчётов о реализации
бюджетных программ;
- информацию о текущей деятельности: стратегический
план государственного органа и отчёт о его реализации; программы развития
территорий и отчёты об их реализации; государственные и отраслевые программы,
концепции, доктрины, стратегии, планы развития соответствующей отрасли, а также
отчёты об их реализации; статистическую информацию и показатели,
характеризующие состояние и динамику развития отрасли (сферы); перечни общедоступных
электронных информационных ресурсов, а также ведомственных баз (банков) данных,
реестров, регистров, кадастров, находящихся в их ведении; аналитические доклады
и обзоры о деятельности, а также отчёты и доклады о проделанной работе; стенограммы
и (или) протоколы открытых заседаний коллегиальных органов; информацию о
деятельности консультативно-совещательных органов (советов, комиссий), в
которых государственный орган является рабочим органом; итоги оценки
эффективности деятельности государственных органов;
- информацию по вопросам кадрового обеспечения:
нормативные правовые акты, регулирующие порядок поступления граждан Республики
Казахстан на государственную службу; сведения об объявленном конкурсе на
занятие административной государственной должности корпуса «Б»; квалификационные
требования к административным государственным должностям корпуса «Б»; контактные
данные (фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность), номер телефона и адрес электронной почты) работников службы
управления персоналом (кадровой службы), уполномоченных консультировать по
вопросам занятия вакантных должностей;
- информацию в сфере государственных услуг: стандарты
государственных услуг, подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок
оказания государственных услуг; ежегодный отчёт о деятельности государственного
органа по вопросам оказания государственных услуг; проекты разрабатываемых
подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания
государственных услуг, а также отчёты о завершении их публичного обсуждения; результаты
общественного мониторинга качества оказания государственных услуг; информацию о
порядке обжалования результата оказания государственных услуг;
-
информацию о принимаемых мерах по противодействию коррупции;
-
информацию в сфере международного сотрудничества: перечень международных
организаций, в деятельности которых принимает участие государственный орган; перечни
и тексты заключённых (подписанных) международных договоров и соглашений; сведения
о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным
государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом; сведения
об участии государственного органа в реализации международных договоров и
программ международного сотрудничества; заключения, экспертные оценки,
рекомендации и другие аналитические материалы международных организаций по
вопросам деятельности государственного органа; иные сведения в сфере
международного сотрудничества;
-
информацию в сфере государственных закупок: нормативные правовые акты
Республики Казахстан, регулирующие порядок осуществления государственных
закупок; годовой план государственных закупок; информацию о государственных
закупках, осуществляемых государственным органом способами открытого конкурса,
аукциона, запроса ценовых предложений, из одного источника, а также через
товарные биржи, включая условия их проведения, порядок участия в них
потенциальных поставщиков, протоколы об итогах государственных закупок, порядок
обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора
государственных закупок, единого организатора государственных закупок,
комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок; -порядок
осуществления разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация
и другие);- информацию о результатах проверок, проведённых государственным
органом и его территориальными органами, а также результатах проверок, проведённых
в государственном органе и его территориальных органах с учётом ограничений,
установленных законами Республики Казахстан;- информацию о мерах
государственной поддержки частного предпринимательства;- данные о результатах проведённых
социологических, аналитических и иных исследований, а также опросов населения;-
информацию по работе с населением: график личного приёма физических лиц и
представителей юридических лиц; контактные данные (фамилия, имя, отчество (если
оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер телефона и адрес
электронной почты) уполномоченных лиц, посредством которых предоставляется
возможность получить информацию по вопросам личного приёма физических лиц и
представителей юридических лиц, а также рассмотрения обращений и запросов,
включая порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) по
результатам рассмотрения обращений и запросов; образцы заявлений и запросов,
принимаемых государственным органом к рассмотрению в соответствии с законами и
иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;- информацию,
неоднократно запрашиваемую пользователями информации, по результатам обобщения
и анализа поступивших запросов;- иную информацию, обязанность размещения
которой установлена законами Республики Казахстан, или информацию, размещение
которой государственный орган считает необходимым.
Наряду со сведениями, указанными в пункте 3
настоящей статьи, центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство
в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления, размещает на
своём интернет-ресурсе Государственный фондовый каталог, содержащий сведения о
документах Национального архивного фонда и источниках его комплектования.
Наряду с
вышеуказанными сведениями, на интернет-ресурсах судов Республики Казахстан
также должны размещаться:
- судебные акты, за исключением не подлежащих
размещению в открытом доступе;
- графики рассмотрения судебных дел с учётом
ограничений, установленных законами Республики Казахстан.
На интернет-ресурсах органов местного самоуправления
также должны размещаться:
- отчёт о результатах проведённого мониторинга
исполнения бюджета города районного значения, села, посёлка, сельского округа;
- время, место
созыва схода, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
- протоколы схода или собрания местного сообщества, а
также принятые на них решения.
На
интернет-ресурсах государственных учреждений, не являющихся государственными
органами, должны размещаться:
общая
информация о деятельности: история; организационная структура; сведения о
руководстве; сведения о деятельности; информация о деятельности
консультативно-совещательных органов (при наличии); контактные данные (почтовый
адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, структурных
подразделений, территориальных представительств (при наличии);
- информация по вакантным должностям: объявленные
вакантные должности; квалификационные требования к кандидатам на занятие
вакантных должностей; номера телефонов для получения информации о вакантных
должностях;
- официальные новости, пресс-релизы, календари
предстоящих событий;
- финансовая отчётность, информация о расходовании
средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, гражданский бюджет;
- нормативные правовые акты, регулирующие их
деятельность;
- сведения о проводимых государственных закупках в
порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о
государственных закупках;
- информация в сфере международного сотрудничества;
- информация, неоднократно запрашиваемая
пользователями информации, по результатам обобщения и анализа поступивших
запросов;
- данные о результатах проведённых социологических,
аналитических и иных исследований, а также опросов населения;
- перечень баз (банков) данных, реестров, регистров,
кадастров, находящихся в их ведении;
- сервис «Вопрос-ответ»;
- график личного приёма физических лиц и
представителей юридических лиц;
- контактные данные (фамилия, имя, отчество (если оно
указано в документе, удостоверяющем личность), номер телефона и адрес
электронной почты) уполномоченных лиц, посредством которых предоставляется
возможность получить информацию по вопросам личного приёма физических лиц и
представителей юридических лиц, а также рассмотрения обращений и запросов,
включая порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) по
результатам рассмотрения обращений и запросов;
- образцы заявлений и запросов, принимаемых к
рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
Республики Казахстан;
- иная информация, обязанность размещения которой
установлена законами Республики Казахстан, или информация, размещение которой
государственное учреждение, не являющееся государственным органом, считает
необходимым.
На интернет-ресурсах субъектов квазигосударственного
сектора должны размещаться:
-общая информация о деятельности: история; организационная
структура; сведения о руководстве; виды деятельности; стратегия развития; информация
о деятельности консультативно-совещательных органов (при наличии);контактные
данные (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов) справочных
служб, структурных подразделений, территориальных представительств и дочерних,
зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в
соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; информация по
вакантным должностям:
официальные
новости, пресс-релизы, календари предстоящих событий;
финансовая отчётность;
информация о
деятельности дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся
аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики
Казахстан;
нормативные
документы, регламентирующие деятельность; информация о закупках товаров (работ,
услуг); информация в сфере международного сотрудничества; статистические
показатели и результаты деятельности; аналитические отчёты и доклады о
проделанной работе; данные о результатах проведённых социологических,
аналитических и иных исследований, а также опросов населения; информация,
неоднократно запрашиваемая пользователями информации, по результатам обобщения
и анализа поступивших запросов; пользователи информации могут получать и
использовать информацию, размещаемую на компонентах веб-портала «электронного
правительства» в соответствии с настоящим Законом, а также участвовать в ее
обсуждении при условии регистрации на веб-портале «электронного правительства»
либо авторизации на компонентах веб-портала «электронного правительства.
На интернет-портале открытых данных обладателями
информации, размещаются открытые данные.
Уполномоченный орган в области доступа к информации
вправе запрашивать открытые данные у обладателей информации для размещения на
интернет-портале открытых данных по результатам опроса общественного мнения о
потребностях населения Республики Казахстан в открытых данных.
Обладатели информации вправе также размещать
информацию на интернет-портале открытых данных по собственной инициативе.
На интернет-портале
открытых бюджетов обладателями информации, указанными в подпункте размещается
бюджетная отчётность, консолидированная финансовая отчётность, гражданский
бюджет, результаты государственного аудита и финансового контроля, а также
проводится публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчётов о
реализации бюджетных программ.
На интернет-портале
оценки эффективности деятельности государственных органовобладателями информации,
в пределах своей компетенции размещаются информация об оценке деятельности
государственных органов, отчёты о достижении целевых индикаторов стратегических
планов и программ развития территорий, а также проводится публичное обсуждение
деятельности государственных органов.
На интернет-портале открытого диалога
обладатели информации, предоставляют ответы на запросы, поступившие посредством
блог-платформы первых руководителей государственных органов и субъектов
квазигосударственного сектора, а также проводят интернет-конференции и
опросы.»;
В целях учёта и защиты общественных интересов в
области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей
информации при уполномоченном
органе в области доступа к информации создаётся
консультативно-совещательный орган - Комиссия по вопросам доступа к информации.
Под общественными интересами в области доступа к
информации понимается создание благоприятных условий, форм, механизмов и
способов реализации конституционного права каждого свободно получать и
распространять информацию любым, не запрещённым законом способом.
Деятельность Комиссии по вопросам доступа к информации
осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении и решении
вопросов, входящих в ее компетенцию.
Заседания Комиссии по вопросам доступа к информации
проводятся не реже одного раза в квартал, в последней декаде последнего месяца
квартала.
«Обеспечение функционирования интернет-порталов,
открытых данных, открытых бюджетов, открытых нормативных правовых актов,
открытого диалога и оценки эффективности деятельности государственных органов
на казахском и русском языках осуществляет оператор.
Поделиться в социальных сетях: