Обращение к депутатам Сената
Дорогие коллеги, предлагаем подписать Открытое письмо депутатам Сената с просьбой отозвать законопроект о поправках в закон о СМИ и другие законы в области информации. Мы учли все дополнения и замечания, полученные в ходе обсуждения проекта письма.
07.12.2017
Речь идет о нашем с вами ближайшем
будущем, так что прочитайте внимательно. Если согласны – подпишитесь (фамилия, имя,
статус). Через неделю мы отошлем письмо со всеми подписями спикеру Сената К. Токаеву. Подпиши шлите
через фейсбук или по эл.почте info@adilsoz.kz
Шансов, что к нам прислушаются,
конечно, не так много, но если ничего не предпринимать, с мечтами о достойной
журналистике можно вообще попрощаться.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
депутатам
Сената парламента
Уважаемые депутаты!
В Сенат парламента РК направлен
принятый Мажилисом проект закона «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и
коммуникаций», значительную часть которого занимают предложения в закон РК «О
средствах массовой информации».
Ряд основных положений этого
законопроекта существенно противоречат международным стандартам свободы слова,
рекомендациям ООН, ОБСЕ, ОЭСР, ЮНЕСКО и ограничивают реализацию конституционных
гарантий свободного получения и распространения информации, свободу выражения
мнений, препятствует СМИ полноценно
выполнять поставленную Президентом задачу борьбы с коррупцией.
Законопроект усложняет процедуру и
в два с половиной раза увеличивает срок предоставления информации на запросы журналистов,
что идет вразрез с рекомендациями авторитетных международных организаций. В
частности, в Конвенции Совета Европы «О доступе к
официальным документам (CETS № 205)» сказано: «Оперативность ответа на запрос
лежит в основе права доступа к официальным документам».
Законопроект без каких-либо
юридических обоснований вводит термин «ущемляющие законные интересы сведения»,
обязывает журналистов получать согласие на распространение личной и семейной
тайн, хотя эти понятия не имеют точного
правового наполнения. Научно-практический комментарий Конституции РК, изданный
Конституционным советом в 2010 году, объясняет, что личная и семейная тайны –
часть частной жизни и охраняются Конституцией и законами страны, «такой охране
подлежат сведения о человеке, дающие оценку его характеру, облику, здоровью,
материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам
биографии». Других, нормативных толкований этих тайн у нас нет. Однако все
усилия гражданского сектора исключить эти новации были проигнорированы.
Законопроект, по сути, обязывает
владельцев сайтов, на которых пользователи могут размещать информацию (форумы,
социальные сети, комментарии к новостям и т.д.), осуществлять цензуру и
участвовать в системе оперативно-розыскных мероприятий на сетях
телекоммуникаций. Оснащение таких сайтов оборудованием и программными
средствами для идентификации личности пользователей неизбежно повлечет
существенную нагрузку на бизнес, осуществляемый в этой сфере. Однако
разработчики не проводили анализа регулятивного воздействия с соответствующим
технико-экономическим обоснованием и не предусматривают никакого переходного
периода для внедрения данных мер. Это неизбежно приведет к перетоку казахстанской
аудитории на зарубежные ресурсы, где не требуется идентификации личности, и
закроет доступ к казахстанским сайтам для зарубежных пользователей, которые не
смогут воспользоваться казахстанской системой идентификации личности на сайтах.
Напомним, что в 2015 году
спецдокладчик ООН по вопросам свободы
слова Дэвид Кайе отметил, что
правительственные структуры нередко обосновывают запреты на шифрование и
анонимность необходимостью борьбы с
террористами и другими преступниками, однако в конечном итоге реализация таких
запретов ведет к нарушению прав большого числа людей, в том числе и
журналистов, они могут быть подвергнуты необоснованным преследованиям.
Принятый в 1999 году, закон РК «О
средствах массовой информации» уже претерпел изменения и дополнения, внесенные
27-ю законами. В результате он оброс множеством запретительных и противоречащих
друг другу норм, не соответствует своему назначению установить государственные
гарантии свободы СМИ в соответствии с
Конституцией Республики Казахстан и не учитывает особенности СМИ в цифровую
эпоху.
Просим вас в соответствии с п. 4 ст. 61 Конституции Республики Казахстан
отклонить законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций»
и поддержать инициативу Министерства информации и коммуникаций о разработке
нового закона о СМИ.
Подписи:
Члены
рабочей группы Мажилиса парламента РК по работе над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и
коммуникаций»:
Калеева
Тамара, Симахина Тамара, фонд защиты свободы слова «Адил соз»,
Жаксыбаева
Шолпан, Сергей Власенко, Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (НАТ)
Казахстана,
…
Неправительственные организации:
«Репортеры
без границ» - Йоханн Бир,
Союз
журналистов Казахстана (4388 членов) – Рамазанова Баян,
Фонд
развития парламентаризма – Батталова Зауреш,
Хартия за
права человека – Турмагамбетова Жемис,
Казахстанское
международное бюро по правам человека и соблюдению законности - Акылбекова Роза
…
Журналисты:
Бапи
Ермурат, газета «Общественная позиция»,
Макимбай,
Бахытгуль газета «Общественная позиция»,
Алимханова
Мадина, КазТАГ
…
Поделиться в социальных сетях:
Новости по теме
2 ноября, в Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, ЮНЕСКО запускает проект «Казахстан: повышение безопасности журналистов».
29.10.2020