Кто и как вас проверяет
Совместный приказ министерств информации и коммуникации и национальной экономики РК «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации» встревожил журналистов страны, и неудивительно, - когда чего доброго мы получали от родного МИК? Тем более, документ изложен так, что, как говорили ранее, без пол-литры не разобраться.
10.12.2018
Совместный приказ министерств информации и коммуникации и
национальной экономики РК «Об утверждении критериев оценки степени риска и
проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о
средствах массовой информации» встревожил журналистов страны, и неудивительно,
- когда чего доброго мы получали от родного МИК? Тем более, документ изложен
так, что, как говорили ранее, без пол-литры
не разобраться.
Потратив немало времени, эрудиции и интеллекта, юристов, поднаторевших
в расшифровке деловой зауми некоторых документов, вот что мы поняли.
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ
Во-первых, «ноги» этого документа растут из Предпринимательского
кодекса. В нем дается определение риска: «Риском является вероятность
причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни
или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и
юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести
его последствий». На предмет снижения потенциальной вредоносности СМИ и издан
смутивший журналистов приказ.
КАК НАС ПРОВЕРЯЮТ
Если продраться сквозь дебри субъектов, объектов, надзоров,
контролей, рисков и их критериев, внеплановых проверок, профилактического и
прочего контроля, то общий и главный вывод не нов: СМИ проверяют! К высокой степени риска
нарушений отнесены и, соответственно, наиболее тщательно проверяются
собственники печатных СМИ, к невысокой - собственники информационных агентств, сетевых
изданий и интернет-ресурсов. (Телевидение и радио из перечня рискованных
объектов выпали, - то ли упущение, то ли будут со временем удостоены отдельного
приказа). Вопрос, почему от печатных СМИ с их тиражами в 5-10 тысяч экземпляров
вреда может быть больше, чем от сетевых информ-агентств и блогеров, отнесем к
разряду риторических.
Проверка, контроль и надзор тщательно регламентируются. Проверки
бывают очные, «с посещением субъекта (объекта)» - это для субъектов (объектов) с высокой степенью риска. Понятно, что
посетить собственника печатного СМИ гораздо проще, чем собственников сетевых
изданий и интернет-ресурсов! Их еще попробуй найди! Может по этой причине
печатные СМИ попали «под раздачу»?
(Оставим сейчас без комментариев диковинный синонимический ряд
объекты-субъекты, хотя по нормам языка и логики «объект» - то, что проверяется,
«субъект» - тот, кто проверяет).
КТО НАС ПРОВЕРЯЕТ
Какой вред пытаются предотвратить проверяющие? Для его классификации разработаны
специальные степени нарушений. Степеней три: грубые, значительные, незначительные. Чтобы выяснить, как
квалифицировать нарушение, проверяющие должны использовать порядок расчета
показателя степени риска и использовать формулы, понять которые вполне под силу
выпускникам математических факультетов. Среди нас таковых не оказалось. (Возможно,
они есть в территориальных подразделениях мининформа? Не зря же их легализовали
прошлогодними поправками в закон о СМИ). Если таких нет и в вашем окружении, не
расстраивайтесь, - все ясно из проверочных листов. Нарушил формальное условие
закона о СМИ – нарушение незначительное, нарушил запрет этого же закона - нарвешься
на строгую проверку, рекламируешь алкоголь и пр. – не миновать «профилактического
контроля с посещением субъекта (объекта) контроля».
Короче, бдите, коллеги, не высовывайтесь. Тогда, возможно, к вам
будет применен принцип поощрения добросовестных субъектов контроля и надзора в виде смягчающих индикаторов.
Есть у нас некоторые серьезные сомнения в
правомерности ряда положений Приказа. Их мы изложим отдельным письмом в
Министерство информации и коммуникаций и обязательно опубликуем ответ.
Поделиться в социальных сетях:
Новости по теме
Министерство информации и коммуникации намерено изменить правила аккредитации журналистов.
14.02.2019
«Адил соз» продолжает конкурс видеороликов и карикатур на тему законопроекта. Затраты на качественную видео-, анимационную продукцию будут компенсированы! Кроме того, предусмотрены премии за первые, вторые и третьи места!
Шлите ваши текстовые и аудиовизуальные мнения на info@adilsoz.kz , они будут широко публиковаться. Размещайте их сами в СМИ, на сайтах и в социальных сетях, пусть депутаты знают мнение общественности. Голосуйте на странице http://www.adilsoz.kz/p/zakon.
30.10.2017