Не допустить охоту на ведьм в условиях чрезвычайного положения

Генеральному прокурору Республики Казахстан

Нурдаулетову Г.Д.

 


Заявление Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»

 

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» выражает серьезную тревогу  наметившейся кампанией обвинения журналистов и гражданских активистов в распространении заведомо ложной информации, совершенной в условиях чрезвычайного положения.

Статья 274  Уголовного кодекса РК  - «Распространение заведомо ложной информации» - давно подвергается обоснованной критике за неопределенность объекта преступления – «опасность нарушения общественного порядка», «интересы граждан, общества и государства».  

По результатам четвертого Универсального Периодического Обзора Казахстану снова были даны рекомендации «защитить пространство для инакомыслия путем внесения поправок или отмены статей 174 и 274 Уголовного кодекса»,  «воздерживаться от использования уголовных положений в качестве инструментов подавления выражения несогласных мнений».  То, что происходит сейчас, трудно интерпретировать иначе, как именно подавление неугодных мнений под страхом лишения свободы. Если с 2014 по 2019 год, согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК,  по ст.274 УК РК были осуждены  14 лиц, то за месяц с небольшим, что в стране действует чрезвычайное положение, уже возбуждено несколько досудебных расследований, которые сопровождались задержаниями, обысками  и арестами. 

Часть 4 статьи 274 УК РК устанавливает наказание до семи лет лишения свободы. Даже во время Великой Отечественной войны, согласно Указу президиума Верховного Совета СССР, уголовная ответственность за распространение в военное время «ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», была гораздо мягче  - 5 лет…

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом: лицо осознает, что распространяемая им информация является ложной, в этом заключается «заведомость». Если лицо распространяет информацию, не соответствующую действительности, достоверно не зная о ее правдивости или ложности, состава данного преступления в его действиях не будет. Важным условием является угроза наступления последствий в виде нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан  или организаций либо охраняемым законам интересам общества или государства. Однако наша правоприменительная практика показывает, что в делах, закончившихся обвинительными приговорами, заведомая ложность и реальная опасность  практически никогда не имеют конкретных доказательств.

Чрезвычайное положение,  жесткий карантин естественным образом вызывают у людей беспокойство за свое здоровье и будущее благополучие,  повышают потребность в получении информации. Да, есть фейковые, провокационные публикации, есть  мрачные и даже панические прогнозы. Гораздо больше неумышленных ошибок и спорных мнений, которые никак нельзя  квалифицировать как преступление.  Нейтрализовать или исправить их можно – и нужно – противопоставлением достоверной и разнообразной информации, публичными дискуссиями и открытой полемикой.  А задержания, аресты, лишение свободы и прочие устрашающие действия  способны вместо вожделенного благодушия посеять еще большую тревогу и панику и отбросить цивилизационное развитие страны на много лет назад.

 Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» считает необходимым, чтобы  Генеральная прокуратура РК  осуществила тщательный надзор за соблюдением законности в возбужденных досудебных расследованиях и не допустила «охоты на ведьм» в сложных условиях чрезвычайного положения.

 

19 апреля 2020 г.

 

Новости по теме
Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Vazno