Обзор Национального плана действий в области прав человека 2009-2012 годы, оценка усилий государства по выполнению этих задач и рекомендации по выполнению международных обязательств Казахстана в этой сфере

Право на свободу слова и получение информации

I. Введение
Целью обзора является анализ задач по укреплению права граждан на свободу выражения, беспрепятственного получения и распространения информации, включенных в качестве приоритетных в Национальный план действий в области прав человека, оценка усилий государства по выполнению этих задач и рекомендации по выполнению международных обязательств Казахстана в этой сфере.

Обзор сделан на основе ежемесячного мониторинга нарушений свободы слова, проводимого в 2009-2010 годах. Мониторингом были охвачены вопросы совершенствования законодательства в сфере свободы слова, нарушения гарантированных законодательством страны прав средств массовой информации и журналистов, а также обвинения, предъявляемые средствам массовой информации и журналистам.

Анализ реальной ситуации со свободой слова показывает, что четыре из щести задач, названных в разделе Национального плана «Право на свободу слова и получение информации», не отражают актуальных проблем казахстанского общества в этой сфере, сформулированы декларативно или не имеют отношения к действительности.


Активные усилия по разработке законопроекта «О доступе граждан к информации», предпринятые в 2010 году, закончились в настоящее время выработкой документа, многие нормы которого вызывают обоснованные сомнения в их соответствии статье 19 ратифицированного Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах.

В отношении законодательного установления сроков исковой давности по делам о защите чести и достоинства не предпринято никаких действий.


Задача усиления юридической ответственности должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности журналистов и других представителей СМИ представляется избыточной, поскольку в действующем уголовном и административном законодательстве эта ответственность прописана достаточно четко. Другое дело, что ни одна из этих норм до сих не применялась на практике, то есть законодательство не работает.

Названная в этом же разделе Плана задача «Укрепить инструменты сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества и создать благоприятные условия для эффективной реализации государственного социального заказа» вообще не имеет прямого отношения к праву на свободу слова и получения информации.

Необходимо с учетом результатов выполнения Плана в 2009-2010 годы скорректировать и уточнить первоочередные задачи по укреплению свободы слова, беспрепятственного получения и распространения информации.

II. Описание ситуации по рассматриваемому вопросу
Законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность средств массовой информации и журналистов, в значительной степени не соответствует международным стандартам. В нем не закреплен принцип свободного распространения информации независимо от государственных границ. Уголовный кодекс РК содержит пять статей, предусматривающих повышенные меры защиты личных неимущественных прав должностных лиц, включая Президента страны, депутатов Парламента, представителей власти. Оскорбление и клевета не декриминализированы и предусматривают в качестве одного из видов наказания лишение свободы до трех лет.

Иски к СМИ и журналистам о защите личных неимущественных прав не имеют сроков исковой давности, суммы взыскания морального вреда не регламентированы. Административное законодательство содержит более сорока самостоятельных составов административных правонарушений в сфере деятельности средств массовой информации. При этом в большинстве случаев в качестве санкций предусмотрены приостановление и прекращение выпуска (выхода) СМИ, а также конфискация их тиражей, в том числе и за чисто технические недостатки.
Закон «О средствах массовой информации» предусматривает разрешительную регистрацию СМИ, которая ведется государственным органом.

В июле 2009 года Президент Казахстана подписал закон «О внесении изменений и дополнений в законодательство об информационно-коммуникативных сетях», который ввел дополнительный контроль за Интернетом. Согласно закону, все Интернет-ресурсы (сайты, блоги, чаты, форумы, Интернет-магазины и т.д.) приравнены к СМИ, их владельцы несут уголовную, гражданскую и административную ответственность, как и журналисты. Закон также обязал Интернет-провайдеров и владельцев сайтов хранить в течение двух лет все персональные данные абонентов и пользователей Интернета, которые они оставляют при регистрации на Интернет-ресурсах. Этим же законом введены новые основания для приостановления и закрытия любого СМИ.

В июне 2010 года законом о Лидере Нации в Уголовный кодекс РК введена новая статья 317-1 - «Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации» Деяния, перечисленные в названии статьи, с использованием СМИ предусмиатривают наказания от крупного штрафа (от $4 тыс.) до трех лет лишения свободы.

Позитивным следует считать изменение в Гражданский кодекс от 6 февраля 2009 года, согласно которому из диспозиции ст. 143 – «Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию» - убрано условие: «если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».

В июне 2010 года Казахстаном приняты рекомендации, сделанные Советом по правам человека ООН по национальному докладу, представленному Казахстаном в рамках Универсального Периодического Обзора, в части декриминализации до 2014 года клеветы и оскорбления.

В 2010 году депутатами и представителями гражданского общества разработан и внесен в парламент законопроект «О доступе к публичной информации». Сроки его принятия перенесены с 2011 на 2012 год.

В местах лишения свободы находятся 2 журналиста по обвинениям, связанным с профессиональной журналистской деятельностью: с 2008 года - главный редактор газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев и с 2009 года – главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов. В 2010 г., как и в 2009-м, СМИ было предъявлено исков о взыскании морального вреда на суммы, превышающие 17 млн. долларов США. Судебными решениями, удовлетворившими подобные иски, в 2009 году разорены и закрылись оппозиционные газеты «Тасжарган» и «Республика. Деловое обозрение», в 2010 году такое же решение было принято в отношении газеты «Уральская неделя».

В течение последних четырех лет было зафиксировано, как минимум, около 100 случаев блокировки независимых и оппозиционных Интернет-изданий в Казахстане.

III. Оценка исполнения Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг.

Рекомендации Национального плана действий в области прав человека в целях обеспечения конституционных прав граждан на свободу слова и получения информации Правительству Республики Казахстан в период 2009-2011 годов содержат шесть пунктов. В плане не названы государственные органы, ответственные за их исполнение, планируемые мероприятия и сроки исполнения. Это обстоятельство, как и характер сформулированных задач, позволяют предположить, что к составлению этого раздела Плана не был привлечен необходимый круг компетентных специалистов. В свою очередь, это отразилось и на выполнении рекомендаций.

1.Совершенствовать законодательство, регулирующее деятельность СМИ, с учетом с учетом международных правовых актов в сфере прав человека, ратифицированных Республикой Казахстан.

Динамика законодательных изменений в 2009-2010 годы не позволяет однозначно говорить о приближении законодательства, регулирующего деятельность СМИ, к международным правовым стандартам.

В июле 2009 года Президент Казахстана подписал закон «О внесении изменений и дополнений в законодательство об информационно-коммуникативных сетях», который ввел дополнительный контроль за Интернетом. Согласно закону, все Интернет-ресурсы (сайты, блоги, чаты, форумы, Интернет-магазины и т.д.) приравнены к СМИ, их владельцы несут уголовную, гражданскую и административную ответственность, как и журналисты. Закон также обязал Интернет-провайдеров и владельцев сайтов хранить в течение двух лет все персональные данные абонентов и пользователей Интернета, которые они оставляют при регистрации на Интернет-ресурсах. Этим же законом введены новые основания для приостановления и закрытия любого СМИ.

В декабре 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам защиты прав граждан и неприкосновенности частной жизни». Законом введено наказание до пяти лет лишения свободы за незаконный сбор и распространение в использованием СМИ сведений о частной жизни лица.

В июне 2010 года законом о Лидере Нации в Уголовный кодекс РК введена новая статья 317-1 - «Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации». Перечисленные деяния с использованием СМИ предусматривают наказания от крупного штрафа (от $4 тыс.) до трех лет лишения свободы.


В июне 2010 года законом о Лидере Нации в Уголовный кодекс РК введена новая статья 317-1 - «Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации» Деяния, перечисленные в названии статьи, с использованием СМИ предусматривают наказания от крупного штрафа (от $4 тыс.) до трех лет лишения свободы.

Позитивным следует считать изменение в Гражданский кодекс от 6 февраля 2009 года, согласно которому из диспозиции ст. 143 – «Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию» - убрано условие: «если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».

Все эти правовые новации противоречат принципу свободы выражения и беспрепятственного получения и распространения информации. В то же время наблюдались и позитивные изменения. Так, в декабре 2010 года парламент принял закон о дополнениях и изменениях в Гражданский кодекс РК. Согласно ему, юридические лица лишены права требовать возмещения морального вреда в судебных спорах о защите чести и достоинства. Закон должен вступить в силу в случае подписания его президентом в 2011 году.


В июне 2010 года Казахстаном приняты рекомендации, сделанные Советом по правам человека ООН по национальному докладу, представленному Казахстаном в рамках Универсального Периодического Обзора, в части декриминализации до 2014 года клеветы и оскорбления. Одновременно началась работа над законом «О дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». В декабре парламент РК принял этот закон. В отношении клеветы, не связанной с обвинением лица в совершении коррупционных преступлений, и оскорбления введен институт административной преюдиции. В ст.ст. 129 (Клевета) и 130 (Оскорбление) внесены изменения. Так, в ч. 2 ст. 129 (распространение клеветы через СМИ) вместо штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев предложено ввести двукратное возмещение материального ущерба, исключено наказание в виде ареста на срок до шести месяцев. Все остальные виды наказаний в форме общественных и исправительных работ, ограничения и лишения свободы оставлены. Предложения журналистской общественности о полной декриминализации клеветы и оскорбления в закон не вошли.

2. В целях полного обеспечения конституционных прав граждан на получение информации в 2011 году разработать и принять Закон «О доступе граждан к информации».

В 2010 году по инициативе депутата мажилиса парламента Ж. Асанова при поддержке ПРООН, фонда Сорос-Казахстан совместно с объединениями гражданского общества началась работа над законопроектом «О доступе к информации». В течение 2010 года по стране проводились региональные и публичные слушания законопроекта, круглые столы. К осени законопроект был в основном доработан. Он прошел две международные экспертизы, Всемирной кампании за свободу выражения «Артикль 19» и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Согласно заключению «Артикль 19», законопроект «содержит широкое определение права на доступ к информации, гарантии успешного процесса, самые широкие обязательства в отношении добровольного разглашения и прямого доступа, а также права на доступ к заседаниям государственных органов. В то же время, в законопроекте наблюдаются некоторые существенные упущения. Наиболее серьезными являются порядок исключений и исполнение закона».

В 2011 году работа над законопроектом продолжается тем же составом. Сроки его принятия перенесены с 2011 на 2012 год.


Ни в одном мероприятии по разработке законопроекта Правительство страны не участвовало.

3. Усилить юридическую ответственность (материальную, административную, уголовную) должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности журналистов и других представителей СМИ.

Данная задача представляется избыточной, так как ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности журналистов и других представителей СМИ достаточно четко и обоснованно прописана в действующем законодательстве Республики Казахстан. Так, ст. 155 Уголовного кодекса РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» устанавливает:

«1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации —
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей  или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия или угрозы его применения, —
наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
Статья 352 Кодекса об административных правонарушениях РК « Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» гласит:
«1. Создание условий, препятствующих выполнению журналистом законной профессиональной деятельности либо полностью лишающих его этой возможности, —
влечет штраф в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Необоснованный отказ либо непредоставление в установленные законодательством сроки запрашиваемой журналистом информации —
влечет штраф на должностных лиц в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей».
Таким образом, спектр ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста достаточно широки гибок. Реальная проблема заключается в том, что, по данным мониторинга фонда «Адил соз», к ответственности по этим статьям, начиная с 2001 года, не был привлечен ни один человек, хотя журналисты неоднократно подавали соответствующие заявления в правоохранительные органы и суды.
4. Приостановление деятельности СМИ должно допускаться только по решению суда.
Присутствие этой рекомендации в Национальном плане действий подтверждает, что раздел «Право на свободу слова и получение информации» написан не специалистами в сфере правового регулирования СМИ и не прорабатывался с общественностью. Дело в том, что в Законе РК «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года эта норма изначально была закреплена:

«Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации

1. Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда».

5. Законодательно установить сроки исковой давности по делам о защите чести и достоинства.

Каких-либо действий по выполнению этой рекомендации не наблюдалось. Планом законодательных работ парламента РК на 2011 год изменения в закон «О средствах массовой информации» не предусмотрены.

Ограничение до 1 года сроков исковой давности по делам о защите чести и достоинства содержалось в законе РК «О печати» 1991 года. В принятом взамен него в 1999 году законе «О средствах массовой информации» эта норма уже отсутствовала.

«Безразмерность» сроков исковой давности используется на практике в недобросовестных целях и служит инструментом устрашения СМИ. Так, в 2011 году газете «Алтын Орда» (частная газета Атырауской области) предъявлен иск по поводу публикации 2002 года. Подобные факты наблюдаются ежегодно. Начиная с 2002 года, журналистская общественность страны поднимает вопрос о необходимости ограничения сроков исковой давности по делам о защите чести и достоинства. В отзывах на законодательные предложения депутаты и уполномоченные руководители государственных структур возражают, что принятие этого предложения необоснованно ущемит права человека на защиту личных неимущественных прав.

6. Укрепить инструменты сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества и создать благоприятные условия для эффективной реализации государственного социального заказа.

Данная рекомендация включена в раздел «Право на свободу слова и получение информации» необоснованно.

IY. Рекомендации

  1. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями ООН декриминализировать клевету и оскорбление.

  2. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 – 2012 года законодательно установить сроки исковой давности по делам о защите чести и достоинства.

  3. В соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации», согласно которому СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда, регламентировать суммы компенсации морального вреда в судебных спорах о защите личных неимущественных прав с тем, чтобы исключить возможность разорения и закрытия СМИ в результате взыскания сумм, превышающих возможности СМИ.

  4. Исключить ответственность СМИ за неумышленное причинение морального вреда.

  5. Ограничения, налагаемые на свободу слова в целях защиты права на собственное изображение, в законодательстве РК должны быть жестко лимитированы и соответствовать общепринятым критериям. Право на тайну личной жизни не должно приниматься во внимание при наличии более существенного общественного интереса.

  6. Продолжить работу по совершенствованию законопроекта «О доступе к информации». Вопросы, касающиеся распространения общественной информации, должны быть детально расписаны в законодательстве. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены в соответствии с принципом преобладания общественного интереса.

  7. Административные наказания за процедурные нарушения законодательства должны быть приведены в соответствие с тяжестью нарушения. Арест выпусков и оборудования или приостановление деятельности средства массовой информации в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми, противоречат международным стандартам и должны быть исключены из законодательства.

Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Vazno