Комментарий «Әділ сөз» к проекту изменений ст. 130 Уголовного кодекса
Статья 130 Уголовного
кодекса РК, вступившего в силу 01.01.2015 г., гласит:
«1. Клевета, то есть
распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого
лица или подрывающих его репутацию, -
наказывается штрафом в
размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными
работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до одного года,
либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние,
совершенное публично или с использованием средств массовой информации или
информационно-коммуникационных сетей, -
наказывается штрафом в
размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными
работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо
лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния,
предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с
обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого
преступления, а равно повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в
размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными
работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением
свободы на тот же срок».
Проект закона «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства (http://prokuror.gov.kz/rus/obshchestvennoe-obsuzhdenie-proektov-npa/proekt-zakona-respubliki-kazahstan-o-vnesenii-izmeneniy-i
) предлагает:
«в
статье 130:
абзац
второй части первой изложить в следующей редакции:
«наказывается
штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо
исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным
работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток».;
в
абзаце первом части третьей слова «коррупционного» исключить;
Контекст вопроса
Республика
Казахстан предоставляет национальные доклады о выполнении обязательств по
международным договорам по правам человека в Совет ООН по правам человека (в
рамках Универсального периодического обзора) и Комитет ООН по правам человека
(выполнение Международного пакта о гражданских и политических правах). В
рекомендациях по всем состоявшимся докладам многократно говорится о
необходимости декриминализировать клевету и оскорбление.
Казахстанские
власти неоднократно обещали привести положения, касающиеся свободы выражения
мнений, в соответствие с международными стандартами. Например, до и во время
председательства Казахстана в ОБСЕ правительство заверяло, что клевета будет
исключена из Уголовного кодекса. В 2010 году
Казахстан принял рекомендации Совета по правам человека ООН в части
декриминализации клеветы и оскорбления к 2014 году. В 2011
году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью газете Вашингтон пост
сообщал, что страна декриминализует
клевету: «Мы прислушиваемся к нашему растущему гражданскому обществу в вопросе
об ускорении изменений в культуре
соблюдения прав и свобод. Например, мы сделаем диффамацию гражданским, а не
уголовным преступлением, чтобы поощрять свободу слова и прийти в соответствие с
лучшими международными практиками» ( https://www.washingtonpost.com/opinions/kazakhstans-steady-progress-toward-democracy/2011/03/28/AF1XPKCC_story.html?noredirect=on
).
Однако в новой редакции Уголовного
кодекса РК, вступившего в силу
01.01.2015, ответственность за клевету была ужесточена. Позиция
сторонников ужесточения изложена, в частности, в ответе за подписью
Межведомственной рабочей группы
неправительственным организациям, предлагавшим декриминализировать
клевету: «По нашему мнению,
декриминализация клеветы и оскорбления не будет способствовать свободе
выражения мнений, а приведет к росту злонамеренных посягательств на честь и
достоинство граждан, что не согласуется с положением Международного пакта о
гражданских и политических правах об уважении прав и репутации других лиц при
реализации права на свободное выражение своего мнения».
Данное
утверждение противоречит основополагающим документам международных организаций и
национальной практике.
Европейский
суд по правам человека (ECtHR)
подчеркивал, что один только факт, что
санкция носит уголовный характер, сам по себе производит несоразмерный
охлаждающий эффект. Считается, что даже
условный приговор имеет долгосрочное влияние на деятельность журналистов.
Аналогичное
положение поддержал Специальный докладчик ООН по свободе выражения мнения, который рекомендовал отменить уголовную
ответственность за клевету и заменить ее гражданской ответственностью. Более того, ECtHR заявил, что в контексте
политических дебатов уголовная цензура, скорее всего, будет препятствовать
критике, а также «будет мешать прессе выполнять свою задачу в качестве
поставщика информации и независимого наблюдателя».
Уголовное
наказание за клевету и оскорбление не
является единственно возможным средством: вред, наносимый клеветой, можно
адекватно рассматривать в рамках гражданского права, менее ограничительного и
обладающего большими возможностями обеспечить компенсацию за вред, нанесенный
репутации жертвы. Напротив, уголовные санкции в большинстве случаев не
направлены на возмещение реального вреда, причиненного жертве. Данная точка
зрения была поддержана ECtHR, который подчеркнул, что правительства должны «продемонстрировать
сдержанность в применении уголовного преследования, в особенности в тех
случаях, когда имеются другие средства реагирования на неоправданное
оскорбление и критику со стороны своих противников или СМИ».
Специальный
докладчик ООН по свободе мнения и выражения
и Межамериканский суд по правам человека считают, что лишение свободы
(даже условное) накладывают огромное и неоправданное бремя на потенциального
выразителя мнения и, таким образом, несоизмеримы с наносимым вредом.
Замечание
общего порядка № 34 «Статья 19: Свобода мнений и их выражения» Комитета по
правам человека ООН содержит рекомендацию: «Государствам−участникам следует
рассмотреть возможность исключения клеветы из разряда преступлений, но в любом
случае уголовное законодательство должно применяться лишь в связи с наиболее
серьезными случаями, а лишение свободы ни при каких условиях не должно
считаться адекватной мерой наказания». Подобные рекомендации содержат документы
ОБСЕ и ЮНЕСКО.
Судебная
практика опровергает общественную опасность клеветы.
Согласно материалам Комитета по правовой статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры РК, в 2016-2017 годах
по обвинению в клевете состоялось 1314 судов в отношении около 2000 человек. Клеветниками, согласно приговорам,
признаны 93 человека. В 2018 году в суды поступило 962 дела в отношении 1167
лиц; по обвинениям в клевете, распространенной через СМИ, осуждены 19 человек.
РЕКОМЕНДАЦИИ
«ӘДІЛ СӨЗ»:
1.
Перенести ответственность за умышленную
диффамацию в сферу гражданского права.
Альтернатива -
2.
Исключить наказание за клевету в форме
лишения свободы.
Поделиться в социальных сетях: