Ситуация с выполнением рекомендаций комитета ООН по правам человека к универсальному периодическому обзору РК

Комитет ООН по правам человека рекомендовал Казахстану в сфере свободы выражения «пересмотреть свое законодательство о клевете и оскорблениях с тем, чтобы оно в полной мере соответствовало положениям Пакта. Кроме того, государству-участнику следует воздерживаться от использования своего законодательства о клевете исключительно в целях преследования или запугивания отдельных лиц, журналистов и правозащитников. В этой связи любые ограничения на осуществление свободы выражения мнения должны соответствовать строгим требованиям пункта 3 статьи 19.

Напомню, что пункт 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает некоторые ограничения свободы выражения, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Именно высокими соображениями о защите прав личности, здоровья и нравственности объясняют наши законодатели и ученые правоведы многолетнее торпедирование декриминализации клеветы и оскорбления.

Первый раз на моей памяти вопрос о декриминализации клеветы был поднят общественностью в 2002 году, когда по заявлению министра энергетики Мухтара Аблязова чуть было не посадили за клевету журналиста Сергея Козлова. С тех пор этот вопрос стоит на повестке дня — стоит, но не сдвигается.

В конце концов, в 2010 году Казахстан принял рекомендации Комитета ООН по правам человека в части декриминализации клеветы и оскорбления к 2014 году. Весной 2011 гражданское общество получило также мощную поддержку от главы государства Нурсултана Назарбаева. В интервью «Вашингтон пост» президент Казахстана однозначно высказался за перевод клеветы и оскорбления в разряд гражданских споров. Цитирую: «Мы прислушиваемся к голосу нашего растущего гражданского общества по поводу ускорения перемен в культуре соблюдения прав и свобод. Мы, например, делаем клевету фактом не уголовной, а гражданской ответственности, чтобы способствовать свободе выражения мнений и привести ситуацию у нас в соответствие с лучшей международной практикой».

Тем не менее, споры по этому поводу продолжались весь год. В мае в Алматы на экспертной встрече журналистов, представителей госорганов, депутатов, ученых и представителей НПО по теме «Международные стандарты о СМИ и национальное законодательство», первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель сказал: «Я думаю, то, что касается диффамации, может, стоить посмотреть относительно санкций статей, но как сама уголовная ответственность, она пока все же должна существовать. Нельзя нарушать через СМИ конституционные права широких слоев нашего населения».

Депутат Мажилиса парламента Айгуль Соловьева — за декриминализацию: «Когда журналисты не будут преследоваться по Уголовному Кодексу, они создадут баланс, нацеленный на справедливое обсуждение, разрешение вопросов».

Однако ее коллега Серик Темирбулатов, руководитель рабочей группы мажилиса по разработке нового проекта УК, на которого мы возлагали столько надежд, придерживается противоположных позиций. Вот его дословное высказывание на международной конференции «Международные стандарты о СМИ и национальное законодательство»: «Все призывают исключить из Уголовного кодекса статью 129 и 130. Но есть такая юридическая тонкость, что субъектом данного преступления не является исключительно журналист, представитель СМИ. Я не согласен с тем, что эти статьи можно ликвидировать. Мы нарушим принцип Конституции — равенство всех перед законом и судом». Очень странный аргумент со стороны видного юриста, так как очевидно, что декриминализацию надо вводить для всех, а не для отдельных категорий граждан.

Доктор юридических наук, заведующий кафедрой судебной власти и уголовного процесса КазНУ им. Аль-Фараби Сериккали Тыныбеков, который подготовил заключение по вопросам соответствия законодательства Казахстана о СМИ международным стандартам, кстати, по проекту Евросоюза, считает, вопреки очевидным вещам, стандартам ОБСЕ и рекомендациям Комитета по правам человека ООН, тоже считает, что необходимо сохранить этот вид наказания, при том, что, по его словам, «национальное законодательство Казахстана совершенствуется, и наше государство присоединяется к международным актам, где речь идет о свободе слова и СМИ».

В ноябре был опубликован разработанный правительством проект концепции новой редакции Уголовного кодекса РК. В отношении декриминализации клеветы и оскорбления в нем сказано:

«Обеспечение гарантий на неприкосновенность достоинства человека, частной жизни, личной и семейной тайны, обеспечение конституционных прав на защиту своей чести и достоинства, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений настоятельно диктует необходимость пересмотра и усиления ответственности за соответствующие посягательства. (…) Никакие основания, используемые для прикрытия подобных посягательств, не должны быть оправданием для нарушения названных конституционных гарантий.

Свобода слова, борьба с преступностью и иные внешне общественно полезные действия не должны быть инструментами незаконного вторжения в частную жизнь граждан, посягательств на его честь и достоинство.

С указанных позиций была бы преждевременной декриминализация состава клеветы и оскорбления, которые в настоящее время имеют сильную превентивную составляющую.».

Таким образом, мы не просто возвращаемся к исходной точке, но ситуация усугубляется. Если в 2001 году фонд «Адил соз» зафиксировал 11 обвинений журналистов в клевете, из них 4 получили судебное продолжение и закончились одним обвинительным приговором, то через 10 лет, в 2011 году зафиксировано 19 обвинений в клевете, 8 судов и два обвинительных приговора. Таким образом, уголовное преследование за клевету как один из действенных способов запугивания и ограничения свободы выражения продолжается.

Для того, чтобы сделать этот решительный шаг, как того требует ст. 19 Пакта и ст. 20 Конституции РК, в настоящее время не требуется ничего, кроме политической воли. Все законодательные предложения давно разработаны и обсуждены, направлялись в парламент разных созывов, в министерство информации во всех его модификациях. Нужна политическая воля, чтобы признать, что свобода выражения — такое же неотъемлемое право человека, как и право на жизнь. Нужно прекратить лукавые речи о заботе о чести и достоинстве человека и признать, что за ними кроется только забота о неприкосновенности чиновников, а ответственность за диффамацию достаточно прописана в гражданском законодательстве.

Тамара Калеева,

президент фонда «Адил соз»
Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Помощь