Укрепление принципов политкорректности в СМИ Казахстана как предотвращение разжигания национальной, религиозной и социальной вражды и политического антагонизма

Введение

Исследование тематических материалов мониторинга представляется достаточно сложным в силу ряда специфических обстоятельств.

Насыщенность политических процессов в РК, то есть, частотность событийного блока находится в исключительной зависимости от крупных политических мероприятий – выборов в Мажилис РК; Президента РК; текстов посланий Президента РК народу Казахстана; съездов, преимущественно ведущих проправительственных партий.  Эти события адресованы всему казахстанскому обществу, поэтому находят отражение как в республиканских, так и местных СМИ. Другие события, примеру, динамика процессов в оппозиционном лагере, выступления лидеров оппозиционных партий имеют существенно меньшую аудиторию из-за освещения в партийной прессе, распространяемой как правило, небольшими тиражами. Ненасыщенность событийного блока обусловлена, тем самым, редуцированностью списка значимых политических субъектов. К их числу можно отнести лишь: Президента РК Н.Назарбаева, Правительство, Парламент, проправительственные партии, в меньшей степени оппозиционные партии и общественно-политические объединения. Из этого списка фактически выпадают местные исполнительные и представительные органы, с тем самым событийный блок преимущественно сконцентрирован в двух столицах – Астане и Алматы.

Вторым специфическим обстоятельством является тематическая дифференциация СМИ в освещении политических процессов. К примеру, для проправительственных СМИ, а к их числу можно отнести абсолютное большинство районных, городских, областных, часть республиканских изданий предметом изложения и пропаганды становятся речи, высказывания руководства страны, в целом правящей элиты. Другая, менее многочисленная часть СМИ, позиционирующих себя в качестве «независимых» ориентирована на освещение более широкого спектра событий. Вместе с тем, эти СМИ, как правило, избегают оценочных суждений, ограничиваясь констатаций фактов и мероприятий. Третья часть СМИ, работающих на интересы тех или иных партий избирательно препарируют событийный блок с целью извлечения объектов для критики. Тематическая фрагментарность трех типов СМИ не способствует формированию у читателей картины о политических процессах в РК.

Наличие вышеприведенных обстоятельств во многом обусловлено спецификой текущего политического момента привнесшего нюансы в общепринятые дефиниции политкорректности. Тем самым, анализ политического контекста для определения понятия «политкорректность» становится целесообразным.

Современное состояние политической системы страны стало итогом напряженной борьбы на протяжении 1991—1995 гг. исполнительной и представительной ветвей власти. Заключительная точка в процессе последовательной утери позиций парламентом были поставлена в августе 1995 года с принятием ныне действующей Конституции. В соответствии с пей к РК был установлен режим сверхпрезидентского правления. Его отличительные признаки.

•    Особый статус Президента РК, наделенность его полномочиями по регулированию деятельности всех ветвей власти;

•     Явное доминирование исполнительной над другими ветвями власти;

•   Установление жесткой субординационной вертикали власти только на уровнях «область — районы — поселки, села». Отношения между правительством и входящими в его состав ведомствами (министерствами, агентствами) с областными акимами носят скорее опосредованный характер, так эта категория назначенцев имеет двойную подчиненность: перед Президентом РК как его представителями на местах; а также перед правительством в качестве основного звена в исполнительной ветви власти.

•    Особый режим проведения кадровой политики в соответствии, с которым акимы районов, городов республиканского подчинения, областных центров, руководство судебной ветви власти по всей вертикали назначается Президентом страны.

Установление режима сверхпрезидентского правления типично для большинства постсоветских республик. Вместе с тем, в Казахстане есть свои специфические особенности. К ним следует отнести:

•        Высокий уровень сращенности крупного бизнеса и власти;

•    Отсутствие консенсуса среди ведущих финансово-промышленных групп; стремление к изменению установившегося баланса сил;

•    Образование и курирование ФПГ политических партий, наличие медиа-холдингов;

•    Функционирование   групп  влияния,  состав  которых  лишь  на  первый  взгляд разношерстен — представители ФПГ, лидеры партий, представители исполнительной и представительной ветвей власти. Практика доминирования неформальных структур над институтами власти в принятии управленческих решений.

•        Абсолютизация роли экономики в транзитном периоде;

•   Выставление   идеологии   стабильности   и   процветания   как   противовеса   идеи необходимости проведения политических реформ.

•    Постоянство в составе правящей элиты. События 2001 года, когда ее часть выступила против изменения баланса между ФПГ — уместно отнести к разряду исключений.

Следствием   этих особенностей в свою очередь стало наличие следующих характерных моментов политической системы страны:

ü       Неразвитость партийной системы РК, отсутствие феномена общественной, публичной политики;

ü       Редуцированность полномочий представительной ветви власти, «фасадный» характер большинства элементов политической системы;

ü       Наличие влиятельного теневого сектора в политической сфере;

ü       Неоформленность    общественного    мнения    из-за   дефицита   ярких, рейтинговых политиков;

ü       Тенденция к консервации нынешней системы.

Нужно отметить, что в первом разделе не ставилась задача по оценке функционирования политической системы РК, а также отдельных ее фенотипических проявлений, тем более что генезис политической системы отчасти был обусловлен внешними и внутренними вызовами и рисками, а также содержанием конкретных этапов транзитного периода.

Общепризнано, что политические системы обладают определенным набором функций, вместе с тем целостная оценка политической системы должна базироваться на более широком наборе критериев. К их числу можно отнести — легитимность, устойчивость, адаптивность дееспособность ПС.

Применительно к легитимности ПС нужно выделить несколько позиций, в их числе зарубежных стран, населения, правящей элиты, контрэлиты. Для ведущих зарубежных стран легитимность нынешнего режима весьма сомнительна. Прошлогодние выборы в Мажилис подтвердили, по их мнению, справедливость этих оценок. Для большинства населения РК нынешний режим легитимен. Иной точки зрения придерживается оппозиция, по все ее попытки призвать население к бойкоту итогов выборов в парламент оказались безуспешными. Тем самым правомерен вывод о том, что проблема легитимности ПС актуальна лишь в геополитическом измерении. Существенно сложнее обстоит ситуация с устойчивостью политической системы. Этот аспект нужно рассматривать как с точки зрения текущего момента, так и вероятности воспроизводства ПС, в среднесрочной перспективе. Моноцентрическая система, т.е. система с режимом сверхпрезидентского о правления выстроена под конкретную личность. В этом смысле система крайне неустойчива, так как не обладает набором защитного характера элементов (преемники, последователи и т.д.) из-за нацеленности ПФГ на сохранение (либо приумножение) собственных позиций посредством выдвижения своих кандидатов. Ясно, что в случае смены власти произойдет существенная трансформация полномочий руководства страны, тем самым ПС перейдет в новое состояние (системный переход). В условиях неразвитости партийной системы, институтов гражданского общества, доминирования теневого сектора политики варианты смены власти чреваты масштабными потрясениями. Проблем) усугубляет также то обстоятельство, что доверие населения к правящему режиму основано исключительно на его отношении к Н.Назарбаеву: рейтинги доверия к Президенту страны составляют 75-77%, в то время как рейтинги отдельно взятых политиков и политических институтов существенно ниже 50%. В итоге можно сделать вывод о том, ч го на текущий момент ПС устойчива, но в среднесрочной перспективе ей будет присуща скорее негативная оценка.

Не менее проблематично положение ПС по критерию адаптивности. Власть тактически грамотно выстраивает логику поведения в осуществляемых ею политических процессах, действуя в соответствии с принципом "наставай на максимальном, в результате получишь желаемое". Эти приемы неоднократно имели эффект как в случае со статьей в Конституции (1993-го г.), где Казахстан был ассоциирован с территорией самоопределившегося казахского народа, с поправками в закон о "О СМИ", "НПО", где жесткие варианты формулировок претерпели потом метаморфозы. ПС проявила незаурядную адаптивность в вопросах национальной политики, партстроительства, в реализации внешней политики. Приведенные примеры — это скорее иллюстрация искусства лавирования. В стратегическом аспекте пределы адаптивности жестко обозначены. Как в экономике, так и в политике явно проявлены симптомы "голландской болезни'". Если Россия в бюджете-2006 жестко обозначила приверженность к новому экономическому курсу (двух-трех кратное увеличение заработной платы, существенный рост бюджетных расходов и т.д.), а в сфере политики намерена проводить серьезные преобразования в управленческой сфере, то в Казахстане качественно иной настрой.

Сложившийся status quo никто не намерен нарушать, некоторый рост уровня жизни населения, достигнутый рост в 8-10% ВВП настраивает правящую элиту на идею консервации ПС. В итоге можно отметить, что ситуация с оценкой по критерию адаптивности явно неоднозначна: успехи в тактическом плане стимулируют мотивацию к консервации курса вне зависимости от характера изменившихся обстоятельств.

Более масштабны проблемы ПС по критерию дееспособности. Система, по мнению населения страны, функционирует вполне успешно. Более 64% казахстанцев отмечают адаптированность к нынешним рыночным условиям. Общепризнанны успехи РК в строительстве рыночных институтов. Вместе с тем по таким системным характеристикам как абсолютные показатели коррумпированности, преступности Казахстан относится к разряду наиболее отсталых стран. По мнению отдельных аналитиков до 50% средств, выделенных на реализацию отдельно взятых госпрограмм оседают в карманах чиновников. Система сравнительно успешно функционирует лишь на доходы от сырьевого сектора в ситуации неразвитости обрабатывающего сектора. По мнению министра экономики К.Келимбетова, при ежегодной норме накопления средств в Национальный Фонд в размере 30%, за последние три года этот показатель составил 19%, в текущем году он будет равен нулю из-за бюджетных вливаний в социальную сферу. В итоге вместо последовательного эволюционного пути экономике страны присуши ситуативные рывки, ставящие под сомнение реализуемость среднесрочных и долгосрочных программ развития. Несмотря на определенную лояльность населения к руководству страны, обусловленную как снижением уровня притязаний, так и определенным повышением уровня жизни 75% казахстанцев однозначно отмечают необходимость перемен. Адаптивные ресурсы многих из них уже на критическом пороговом значении, невозможность дальнейшего роста благосостояния они увязывают с коррупцией чиновников, т.е. политическими аспектами. По совокупности вышеупомянутых обстоятельств можно отметить, что функциональная дееспособность

ПС находится в критическом положении.

Итоговый анализ но проблемам функционирования ПС показывает, что:

ü       Власть не испытывает проблем в плане легитимности, по крайней мере, на

ü       территории РК;

ü       ПС   станет   явно   неустойчивой,  по   крайней  мере,   в   среднесрочной

ü       Перспективе;

ü       ПС обладаем высоким уровнем адаптивности в решении тактического толка

ü       задач. В стратегическом видении очевидны серьезные недостатки;

ü       ПС испытывает серьезные проблемы в плане дееспособности. Ее пределы

ü       явственно обозначены уже на данный момент.

В РК четко вырисованы несколько логик развития ПС. Сторонники консервации убеждены в возможности фасадного варианта модернизации. В этом случае ПС, обладая атрибутами демократически развитого общества, воспроизведет фактически нынешнюю реальность. Для снижения политизированности в обиход будут введены понятия "социальная ответственность бизнеса", "средний класс", "институты гражданского общества" и т.д. Реальные шаги в этом направлении уже сделаны: создано общественное движение предпринимателей "Атамекен", располагающее средствами для проведения масштабных благотворительных акций, ряд молодежных организаций, форсированно формируются национал-патриотического толка организации. Предприняты меры по недопущению финансирования ФПГ оппозиционных партий и СМИ. Последовательное проведение этой линии приведет, по мнению ее сторонников — ведущих групп влияния — к удержанию позиций, т.е. недопущению "цветных революций", в целом смены власти и т.д.  На фоне  увеличения  бюджетных расходов,  предпринимательских средств на реализацию локальных социальных программ для населения характерно лояльное отношение к органам управления, что дает хороший шанс консерваторам упрочить собственные позиции.

Сторонники умеренных перемен в лице: «Асара», партии «Патриотов Казахстана» ориентированы на проведение системной модернизации ставя во главу угла – необходимость социально-ориентированной политики и управленческой модернизации. Целесообразность политических перемен рассматривается ими исключительно в функциональном аспекте, т.е. как средство для решения двух вышеприведенных целей.

Лидеры оппозиции в большинстве своем нацелены на глубокое преобразование политической сферы не исключая вариант создания в РК парламентской республики.

Столкновение разных точек зрения обуславливает начиная с февраля 2005 года динамику и содержание политических процессов в стране. Вопрос о политическом реформировании был объявлен Президентом РК Н.Назарбаевым приоритетным на период 2005—2007гг. Своеобразие момента накладывает печаток на политическую культуру общества, нормы политической корректности СМИ.

Часть 1. Методические аспекты мониторинга

Ключевым среди методических аспектов является уточнение понятия политкорректность. Среди разных дефиниций сравнительно применимым представляется следующая:

Политическая корректность – это система взаимоотношений политических субъектов и объектов общества и государства, основанная на взаимном уважении, признании и учете интересов и целей всех взаимодействующих сторон, высокой политической культуре, цивилизованных формах выработки и реализации политических решений, оперировании достоверной и полной информацией. Политическая корректность предполагает безусловное преимущество общепризнанных прав и свобод человека, общества и государства над достижением односторонних преимуществ какой-либо из сторон. Это, в свою очередь, предусматривает преимущественно договорную форму политического взаимодействия, базирующееся на взаимных уступках и исключении силовых форм решения политических проблем. Способствовать этому, может выработка механизма корректного взаимодействия сторон, который включал бы в себя общепризнанные правила поведения и общения политических субъектов, процедуры, позволяющие цивилизованными методами влиять на стороны, игнорирующие эти правила, функционирование институтов посредников и арбитров, групп поддержки и сдерживания.

Данное определение скорее относится к категории универсальных, как составная часть политической культуры. Применительно к политкорректности в СМИ возможен следующий вариант:

Политическая корректность – это система правил и предписаний издательствам, основа которой признание и учет интересов и целей всех взаимодействующих политических субъектов; представленность альтернативных позиций в характеристиках политических процессов: отсутствие штанов и стереотипов при описании политических субъектов, а также «языка розни».

В обобщенном виде общая схема понятийного аппарата мониторинга выглядит следующим образом:

1. Объекты изучения

1.1. Политические субъекты

1.1.1. Президент РК Н.Назарбаев

1.1.2. Правительство (министерства, агентства)

1.1.3. Парламент

1.1.4. Проправительственные политические партии («Отан», ГП, АП)

1.1.5. Партии умеренно-оппозиционные («Ак жол», «Асар», «Ауыл», НКП)

1.1.6. Партии без ярко выраженной ориентации («Руханият», «Адилет», ПП)

1.1.7. Оппозиционные партии и общественно-политические движения (ЗСК, «Нагыз Ак жол», «Алга», КПК)

1.1.8. Областные акиматы

1.1.9. Городские (районные) акиматы

1.1.10. Областные маслихаты

1.1.11. Городские (районные) маслихаты

1.1.12. Сельские (поселковые) акиматы

1.2. Политические процессы

1.2.1. Событийный блок (международный)

1.2.2. Событийный блок (республиканский)

1.2.3. Событийный блок на областном уровне

1.2.4. Событийный блок на городском (районном) уровне

2. Критерии выделения степени (уровня) политкорректности

2.1. Критерии политкорректности по политическим субъектам

2.1.1. Наличие и качество аргументации в описании действий политических субъектов

2.1.2. Наличие штампов, стереотипов в характеристиках политических субъектов

2.1.3. Степень (уровень) категоричности в выводах применительно к политическим субъектам

2.1.4.  Представленность альтернативных позиций относительно характеристик (действий) политических субъектов.

2.1.5. Использование языка розни *

2.2. Критерии политкорректности в характеристиках политических процессов

2.2.1. Наличие качества аргументаций в описании политических процессов

2.2.2. Представленность альтернативных позиций

2.2.3. Использование языков розни *

* — Расшифровка понятия «язык розни»:

1.    Прямые и непосредственные угрозы в адрес политических оппонентов, конкретных социальных групп. Фактически это угроза ликвидации (отнюдь не физической) тех или иных политических партий, отдельных политиков, представителей тех или иных социальных групп в связи с конкретной ситуацией с указанием объекта насилия.

2.    Прямые и непосредственные угрозы к дискриминации.

3.    Создание негативного образа политических партий и их лидеров, представителей отдельных социальных групп.

4.    Указание на связь политических партий, НПО, отдельных социальных групп с зарубежными политическими и государственными структурами.

5.    Обвинения в негативном влиянии (дестабилизация ситуации) политических партий, НПО, отдельных социальных групп.

6.    Упоминания политических, социальных групп в унизительном или оскорбительном контексте.

7.    Призывы не допустить закрепления позиций тех или иных политических партий в регионе.

8.    Пропаганда в пользу тех или иных политических партий, НПО, представителей социальных групп, к примеру, бизнес-элиты.

С учетом специфических особенностей казахстанских СМИ, а также политического контекста — объекты изучения, то есть список политических субъектов и политических процессов может быть редуцирован: 

1. Объекты изучения

1.1. Политические субъекты

1.1.1. Президент РК Н.Назарбаев

1.1.2. Правительство (министерства, агентства)

1.1.3. Парламент

1.1.4. Проправительственные политические партии («Отан», ГП, АП)

1.1.5. Партии умеренно-оппозиционные («Ак жол», «Асар», «Ауыл», НКП)

1.1.6. Оппозиционные партии и общественно-политические движения (ЗСК, «Нагыз Ак жол», «Алга», КПК)

 

1.2. Политические процессы

1.2.1. Событийный блок (республиканский)

1.2.2. Событийный блок на областном уровне

Среди критериев политкорректности очевидна приоритетность представленности альтернативных позиций в характеристиках либо действиях политических субъектов. Этот вывод, во-первых, следует из содержания политического контекста, так как 2005—2007 гг. заявлены руководством страны как всенародного обсуждения содержания политической реформы. В целом же итоговые методологические аспекты мониторинга будут выглядеть следующим образом:

1. Объекты изучения

1.1. Политические субъекты

1.1.1. Президент РК Н.Назарбаев

1.1.2. Правительство (министерства, агентства)

1.1.3. Парламент

1.1.4. Проправительственные политические партии («Отан», ГП, АП)

1.1.5. Партии умеренно-оппозиционные («Ак жол», «Асар», «Ауыл», НКП)

1.1.6. Оппозиционные партии и общественно-политические движения (ЗСК, «Нагыз Ак жол», «Алга», КПК)

1.2. Политические процессы

1.2.1. Событийный блок (республиканский)

1.2.2. Событийный блок на областном уровне

2. Критерии выделения степени (уровня) политкорректности

2.1. Критерии политкорректности по политическим субъектам

2.1.1.  Представленность альтернативных позиций относительно характеристик (действий) политических субъектов.

2.1.2. Наличие и качество аргументации в описании действий политических субъектов

2.1.3. Наличие штампов, стереотипов в характеристиках политических субъектов

2.1.4. Степень (уровень) категоричности в выводах применительно к политическим субъектам

2.1.5. Использование языка розни *

2.2. Критерии политкорректности в характеристиках политических процессов

2.2.1. Представленность альтернативных позиций

2.2.2. Наличие качества аргументаций в описании политических процессов

2.2.3. Использование языков розни *

Тематические задачи мониторинга

Задачи мониторинга многоплановы, в целом их можно свести к следующему кругу аспектов:

ü       Анализ казахстанских СМИ на соответствие критериям политкорректности. Основной акцент при этом на выявлении тенденций;

ü       Определение и описание механизма политкорректности применительно к СМИ;

ü       Разработка процедур, ограничивающих выход субъектов политических процессов за рамки политкорректности;

ü       Определение институтов посредников и арбитров политического взаимодействия. Описание статуса структуры, функций, правил формирования и функционирования.

Часть 2. Основные результаты

 

2.1. Мониторинг областных СМИ

 

Анализ областных СМИ наглядно иллюстрируют, что по критерию представленности альтернативных позиций они не попадают в разряд «политкорректных». Вместе с тем эта закономерность эпизодически нарушается, к примеру, в период выборов. Показательна в этой связи следующая подборка материалов:

Подавляющее большинство публикаций в ведущих русскоязычных периодических изданиях области – газетах «Южный-Казахстан», «Панорама», «Рабат» посвящены предвыборной ситуации и итогам выборов.

Среди 13-ти публикаций на политическую тему в четырех содержанием стала критика оппонентов Н.Назарбаева, либо их сторонников:

«Студенты изменили свое мнение»

(Южный Казахстан; №144; 02.12.2005г)

В заметке речь идет о выходе отдельных студентов из рядов движения «За справедливый Казахстан» из-за фактов нарушений закона «О выборах» его активистами. В частности процитированы слова одного из студентов – «… Те лидеры, которые борются за справедливость и демократию в обществе путем разборок и лжи, не вызывают доверия у молодежи, нам с ними не по пути».

«Важно как будут проходить выборы»

(Южный Казахстан; №144; 02.12.2005г)

Содержанием заметки стал выход из ассоциации «Лига избирателей Казахстана» руководителя местного регионального отделения так как работу ассоциации стали связывать с движением «За справедливый Казахстан».

«Иначе как провокацией, это не назовешь!»

(Южный Казахстан; №144; 02.12.2005г)

На пресс-конференции в Шымкенте руководители Республиканского союза ветеранов войны в Афганистане и локальных войн заявили, что не имеют ничего общего с появлением в Алматы листовок без выходных данных, где от имени «афганцев призывают воинов-интернационалистов в день выборов Президента РК, выйти на митинг. «Мы – за мир и стабильность» — заявили «афганцы». «У нас врагов в нашей стране нет».

«Двуликий Янус нашего времени»

(Южный Казахстан; №144; 02.12.2005г)

Посредством сопоставления высказываний по одним и тем же вопросам, сделанных Ж.Туякбаем с разницей в несколько лет, автор публикаций находит его поведение двуличным: «…и вот этот замшелый, покрытый пылью и плесенью образ древности как бы ожил, получил «второе дыхание», в нашей современной, весьма продвинутой жизни».

В остальных публикациях (9 из 13-ти) представлены агитационные материалы в пользу кандидата Н.Назарбаева.

На основе публикаций можно сделать следующие выводы:

ü       Среди публикаций не представлены позиции альтернативных Н.Назарбаеву кандидатов;

ü       Публикации носят в пользу Н.Назарбаева исключительно мажорный характер;

ü       Критическим публикациям (4-е – из 13-ти текстов присущи следующие отличительные моменты:

o        Выводная часть не основана на конкретных фактах. Так, к примеру, в публикациях «Студенты изменили свое мнение»; «Важно как будут проходить выборы» — не приведены конкретные примеры негативного толка действий общественного движения «За справедливый Казахстан (ЗСК)».

o        Выводная часть основана на неверной интерпретации фактов. Так в частности в публикации «Двуликий Янус» проигнорирована возможность изменения в течении нескольких последних лет позиций Ж.Туякбая: с сугубо позитивных оценок деятельности органов управления до критических.

Более детальный анализ показывает, что в двух из 4-х публикаций использован язык розни. Так в заметке «Студенты изменили свое мнение» использован язык розни. В частности во фразе: «Те лидеры, которые борются за справедливость и демократию в обществе путем разборок и лжи не вызывают доверия у молодежи, нам с ними не по пути» явно прослеживается намерение создать негативный образ общественно-политического движения «За справедливый Казахстан». Аналогичный замысел прослеживается в публикации «Двуликий Янус нашего времени»: «…и вот этот замшелый, покрытый пылью и плесенью образ древности как бы ожил, получил «второе дыхание»», в нашей современной, весьма «продвинутой жизни». В иные периоды времени, не связанные с выборами центрального руководства для большинства областных СМИ присущи следующие отличительные особенности:

ü       Публикации преимущественно по социально-экономической тематике с регламентированной долей критики в адрес тех иных чиновников;

ü       Публикации в политической сфере исключительно ориентированы на осуществление деятельности центральных, местных органов управления, проправительственных партий;

ü       Используемый алгоритм со временем не претерпевает сколь-нибудь значимых изменений, то есть является весьма устойчивой тенденцией;

ü       Областные (районные) издания в большинстве своем нельзя отнести к категории политкорректных из-за несоответствия критериям представленности альтернативных позиций (выборы и т.д.) относительно хода политических процессов либо использования языка розни в период политических кампаний.

В казахских СМИ отмечается несколько иная направленность. Наряду с социально-экономической тематикой в качестве доминирующей выступает национал-патриотическая публицистика. Политические события также рассматриваются сквозь призму положения казахского этноса. Достаточно типичной представляется публикация в газете «Халык уны» №11, 16.03.06 (ЮКО):

Почему мы должны покупать землю, которая нам осталась от предков

и за которую они отдали жизни?

 

Автор С.Сайлауулы затрагивает тему аукционов по продаже земель. Об аукционах в Алматы и Астане пишет так: «В дальнейшем свой казах в своей столице не получит землю. Превыше этого, по-моему, нет другого позора. Не только в Астане, даже в Шымкенте это не будет доступным. Зато для иностранцев очень хорошая методика. В будущем цена земли станет еще выше, тогда в Астане землю получит Китай, брать землю в Шымкенте будет под силу узбекам. Сам себе яму не рой, казах!

В подобном же ключе представлены материалы в газете «Туркистан» №16, 20.04.06 (Алматы): Показательны здесь цитаты из статьи Ж.Шагатая:

Цитата: «…Одним словом, священную казахскую степь как и раньше топчут керзовые сапоги русских солдат, буравят ракеты и снаряды, превращают в месиво стальные гусеницы тяжелых танков. Кому сожалеть о земле, которая не имеет цены?!»

Цитата: «Американцы уместно обижаются, обвиняя Россию в том, что она никогда не соблюдает прежних договоренностей. То что для России никакие соглашения не являются святыми и, что они не сохраняются не нарушаясь, полностью подтверждается старой и новой историей. Известно также, что тяжелая болезнь, которая сидит в «казахстанских печенках» и неоднократно рассматривается – проблема Байконура…»

Когда же речь идет о непосредственно политических событиях, то они подаются в типичном для национал-патриотизма ключе:

Казахстанская страна проводила в последний путь славного сына

(газета «Барыс», №7, 22.02.(ЮКО)

«По мнению представителей движения «За справедливый Казахстан», т.е. кто заказал убийство Алтынбека Сарсенбайулы, хорошо знали его особый дар, прозорливость, умение анализировать все ради интересов казахской страны. Чтобы обескровить (ввести в беспамятство) демократическую оппозицию, они предприняли такой страшный шаг. Они также остановились на еще нераскрытых причинах смерти сторонников покойного Заманбека Нуркадилова, Асхата Шарипжанова, Оксаны Никитиной. Движение «За справедливый Казахстан», не доверяя объективности работы официальных органов, объявили о создании общественной комиссии. Они сообщили, что точно знают, на чьей шее кровь молодых, ставших жертвами политики, и намекают, что им ясно, кто окажется…»

Анализ текстов свидетельствует об их несоответствии критериям политкорректности: во-первых, здесь не представлены альтернативные точки зрения; во-вторых, они не соответствуют критерию «наличие и качество аргументации в описании действий политических субъектов»; в третьих, типично использование языка розни: к примеру, манипулирование общественным мнением с целью создания негативного образа центральных органов управления, ряда сопредельных стран.

Резюмируя данные по разделу «Мониторинг областных СМИ» отметим, что им присущи следующие отличительные черты:

ü       СМИ фактически не соответствуют критерию «представленность альтернативных позиций…»;

ü       Аналогична картина по критерию «…наличие и качество аргументации…»;

ü       Как проправительственные, таки оппозиционные СМИ в период повышенной политической активности прибегают к использованию языка розни;

ü       Приведенное выше несоответствие критериям политкорректности типично для СМИ, то есть, имеет устойчивый характер.

2.2. Республиканские издания

Республиканские издания по критерию «представленность альтернативных позиций» можно классифицировать на несколько групп:

ü       Газеты, в которых, как правило представлена безальтернативная позиция. Наиболее яркий пример – «Казахстанская правда», материалы которой освящают деятельности центральных и местных органов управления, провластных партий и т.д.;

ü       Издания, в которых наличествуют альтернативные позиции. К ним следует отнести «Панораму», «Деловую неделю», «Капитал. KZ» и ряд других газет. В них находит отражение события как в правящей элите, так и в оппозиции, при этом материалы об контрэлите носят скорее информационный характер.

ü       «Околопартийные» издания. Для них свойственно не афиширование аффилированности с теми или иными партиями либо общественно-политическими объединениями, другими политическими субъектами. Вместе с тем подбор и последующий анализ материалов оппонентов явно свидетельствуют о партийных пристрастиях. К числу этого вида газет следует отнести «Караван»; «Время»; «Central Asia Monitor»; «Литер».

ü       Партийные издания. К ним следует отнести газеты «Страна и мир»; «Эпоха»; «Ак жол»; «Экспресс-К»; «Республика»; «Свобода слова».

2.2.1. Безальтернативные издания

В данного вида газетах представлена, как правило, исключительно проправительственная точка зрения, альтернативность позиций свойственна исключительно социально-экономической проблематике. В этом плане, к примеру, «Казахстанская правда» фактически является органом не только центрального руководства, но и ведущей политической партии «Отан».

По критериям политкорректности «безальтернативным» присущи следующие отличительные черты:

ü       Несоответствие критерию «представленность альтернативных позиций»;

ü       Частное соответствие критерию «наличие и качество аргументации в описании действий политических процессов и субъектов».

ü       Фактическое неиспользование языка розни.

2.2.2. Издания с альтернативными позициями

Эти издания в целом отвечают критерию «представленность альтернативных позиций» в газете «Панорама» 7.07.2006г. (Алматы), к примеру, опубликованы наряду с материалами центральных и местных властей такие статьи как «Брат убитого оппозиционера просит Президента предоставить суду письмо Ержана Утембаева»; «В знак протеста против поправок в законодательство о СМИ журналисты посадили чертополох». В этом номере приведены также результаты социологического исследования, проведенного Центром социальных технологий, который имеет непосредственное отношение к оппозиционной партии «Настоящий Ак жол»: «Социологи прогнозируют, что 3-5% электората «Асара» после объединения с «Отаном» перейдет на сторону либерально-демократических партий».

Свои позиции относительно этого события комментируют также заместитель руководителя центрального аппарата партии «Ак жол» А.Дюсенов, а также сопредседатель партии «Настоящий Ак жол» Б.Абилов:

Заместитель руководителя центрального аппарата партии «Ак жол» Арсений Дюсенов в интервью Панораме изложил позицию, согласованную с председателем партии Алиханом Байменовым:

— Объединение двух партий – нормальный, естественный процесс в мировой практике, не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако главное, чтобы объединяющиеся партии, которые хотят быть общественной силой, остались политическими субъектами без влияния администрации Президента. Есть вещи, которые осуществляются естественным путем, а есть действия, которые только в приказном порядке. Мы готовы конкурировать с любой партией при условии, что их формирование, объединение происходят естественно, без применения административного ресурса власти.

Сопредседатель партии «Настоящий Ак жол» Булат Абилов считает, что само объединение партий, поддерживающих Президента, в является объективным.

— Сегодня пропрезидентских партий много, они разные, в основном представляют финансово-промышленные группы, группы элиты, что мне представляется не совсем правильным. Все-таки Президента должна поддерживать одна большая его партия. Она должна быть контролируемой им и посылать правильные сигналы в общество.

Есть и субъективные причины. Во властной элите Казахстана идет борьба за влияние на Президента. На данном этапе победили группы, которые были против группы Дариги Назарбаевой – Рахата Алиева. Поэтому я считаю, что этот партийный брак не по любви, а по принуждению.

Схожие по стилистике, свидетельствующие о характере политкорректности материалы типичны практически для многих альтернативных СМИ. В целом для этих изданий в той или иной степени присущи следующие специфические особенности:

ü       Соответствие критерию представленности альтернативных точек зрения на политические процессы и субъекты;

ü       Неполное соответствие критерию представленности наличия и качества аргументации в описании действий политических субъектов, в частности, применительно к деятельности оппозиции;

ü       Отсутствие штампов, стереотипов в характеристиках политических субъектов;

ü       Изданиям не присуща категоричность в выводах применительно к политическим субъектам;

ü       Фактическое отсутствие языка розни.

В целом можно сделать вывод о том, что альтернативные издания близки к понятию «политкорректность». Вместе с тем, альтернативные издания существенно разнятся между собой по уровню представленности оппозиционных точек зрения. Типично для них отсутствие беспристрастных аналитических материалов о контрэлите. По всей видимости табуированность данной тематики накладывает отпечаток на публикации статей, лидеров оппозиционных сил полноценных интервью с ними.

2.3. «Околопартийные» издания

«Околопартийные» газеты также отвечают критерию представленности альтернативных воззрений. Вместе с тем, в отличие от «альтернативщиков», которые преимущественно ограничиваются изложением фактов, они склонны к оценочным суждениям. Показательна, например, публикация в газете «Время»:

 

«Трест который лопнет»

«Против кого зовет дружить Дарига Назарбаева?»

Как человек, не первый год пишущий о политике, могу утверждать: в провластном лагере (в отличие от оппозиционного) ярких фигур практически нет. И это неудивительно. Ведь близость к власти неизбежно нивелирует человека, заставляя его не только шагать, но и думать “в ногу”. Впрочем, есть одно исключение из этого правила. Речь идет о лидере партии “Асар” Дариге НАЗАРБАЕВОЙ. В последнее время способность Дариги Нурсултановны к политическому ньюсмейкерству проявляется особенно ярко. Она с завидной регулярностью запускает в общество “пробные шары”, подвигая политиков, политологов, журналистов и прочую заинтересованную публику к бурным дискуссиям. И, надо отдать ей должное, достигает вожделенной для любого политика цели — быть всегда на виду.

Вспомните, как перед парламентскими выборами 2004 года эта дама, приятная во всех отношениях, обещала: ее партия займет “не менее половины” мест в новом парламенте. Позже действительность (в лице другой — старшей партии) внесла в эти прогнозы существенные коррективы. И нашему политику не осталось ничего другого, кроме того, чтобы с пионерским задором изображать “партию малых дел”, намекая при этом на некие большие перспективы.

Так бы все и продолжалось по сей день, не случись в декабре прошлого года президентские выборы. Именно под них, не без живейшего участия лидера “Асара”, была сформирована так называемая “Народная” коалиция — альянс шести пропрезидентских партий в поддержку “их” кандидата — действующего главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Хотя на тот момент любому вменяемому человеку в стране было очевидно: наличие в колоде власти козырного “короля” позволит ей выиграть партию без помощи “шестерки”. Так оно и случилось.

Но вскоре выяснилось, что “шестеркам” не чужды прямо-таки королевские амбиции. Оказывается, это они, “создав “Народную” коалицию Казахстана, вели открытую и честную кампанию нашего кандидата”. И теперь они, а не кто-либо, собираются устанавливать “понятные правила игры”.

Для издания характерна также следующая заметка:

«Отан» в роли Швондера. 15.06.2006г.

В Караганде департамент культуры выселен из Дома дружбы «Сарыжайляу». Новым арендатором здания, расположенного в самом центре города, стал областной филиал партии «Отан».

По поводу выселения чиновники отказываются от комментариев, ссылаясь на то, что здание давно нуждается в капитальном ремонте. По словам же первого заместителя председателя карагандинского филиала партии «Отан» Болата Жумабекова, нужда в расширении помещений у представительства «партии власти» возникла уже давно. Число членов неуклонно растет, потому и попросил он руководство области выделить подходящее помещение, предложив в качестве оптимального варианта «Сарыжайляу». Отказать в такой маленькой просьбе – просто грех. Фасад здания уже начали отделывать керамогранитом, и ремонт влетит бюджету в копеечку. Но ради процветания партии ничего не жалко.

Газета «Караван» значительно освещает ситуацию в политической сфере. В поле зрения издания крупные политические события, в числе публицистов видные политики – Дарига Назарбаева, Рахат Алиев. Для «Каравана» типична поддержка их позиций. Именно в этом ключе необходимо рассматривать заочную «дуэль» с министром Е.Ертысбаевым в вопросе изменения закона о СМИ, полемику о виновниках убийства А.Сарсенбаеваю. Типичной в этой связи представляется статья А.Шухова «Здравствуй, фашизм» 27.06.2006г. «…ну и, конечно, никак не обходится без коллаборационизма». Сотрудничества с новыми властями. Сдай соседа и вселись в его квартиру. Тут одна, с позволения сказать «газета» своими сторонами, причмокиваниями и вслипами «Дай Вам бог Ермухамет довести задуманное до конца», кажется утомила и самого клиента. Тружеников пера выставили за дверь, неделя прошла без причмокиваний, но видимо, вовремя вспомнился анекдот: «наша Сонечка, конечна стара и безобразна, но никто во всей Одессе с таким вкусом не делает минета» — и боевой коллектив, как и в чем не бывало бодро приступил к исполнению отсосных обязанностей…».

В целом околопартийным изданиям присущи следующие отличительные черты:

ü       Частичное соответствие критерию представленности альтернативных точек зрения. При этом ряд изданий, к примеру «Время»; «Central Asia Monitor» ориентирована на сравнительно полный спектр воззрений, а у «Каравана» высокий уровень избирательности по этому аспекту.

ü       Частичное соответствие критерию наличия и качества аргументации в описании действий политических субъектов;

ü       Наличие штампов, стереотипов в характеристиках политических субъектов;

ü       Категоричность в выводах применительно к политическим субъектам;

ü       Использование языка розни.

Процитированные в разделе публикации из еженедельников «Время» и «Караван» наглядно свидетельствуют о стремлении создать негативный образ оппонентов.

Особенностью групп «околопартийных» изданий являются существенно более высокие тиражи в сравнении с другими печатными СМИ, тем самым они главные ньюсмейкеры и мощный фактор формирования общественного мнения. С учетом этих обстоятельств можно констатировать, что, пожалуй, именно эта группа задает новые, не вполне корректные медийные образцы.

2.4. Партийная пресса

Партийная частично соответствует критерию представленности альтернативных позиций относительно характера и содержания политических процессов. Еще в меньшей мере им присуще соответствие критерию наличества и качества аргументаций. Типичен например для «Эпохи» следующий образец: («Хроника одного провала», «Эпоха» 5.05.2006г.)

«Наш «вечный и неувядающий» президент в очередной раз обратился с Посланием народу Казахстана. Наверняка придворные политологи и прочие борзописцы не примкнули окрестить сей труд президента «эпохальным» и «историческим». Но, как выразился один остряк, народ Казахстана в очередной раз «послали в светлое будущее», контуры которого, правда, обрисованы размыто.

Автор настоящей статьи вовсе не намерен комментировать, а тем более подвергать глубокому анализу это, в общем-то, дежурное обращение народу. Кто пережил брежневские времена в более зрелом возрасте, тот поймет, что обывателям предлагают очередную идеологическую жвачку в духе «Малой земли» или «Целины»…».

Характерными для «Свободы слова» являются заголовки типа: «Назарбаев едет на 68. Экзамен для «Большой Восьмерки»: как 68 примет автократа?». (13.07.2006г.)

Партийной, в частности, оппозиционной прессе присущ высокий уровень полемизма в отстаивании правоты собственных убеждений.

Провластная партийная пресса в свою очередь ориентирована на пропаганду идей «Отана». В целом же для партийной прессы характерно наличие следующих специфических особенностей:

ü       Частичное, преимущественно, избирательное отношение к изложению альтернативных точек зрения;

ü       Частичное соответствие критерию количества и качества аргументации в описании действий политических субъектов;

ü       Наличие штампов, стереотипов в характеристиках политических субъектов;

ü       Категоричность в выводах применительно к политическим субъектам;

ü       Частичное использование языка розни для создания негативного образа оппонентов.

Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Помощь