[image: image1.png]



Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 

Нарушения свободы слова в Казахстане? 

июль 2014 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование о нарушениях в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в июле 2014 года. 

Среди сообщений: 

- Сотрудники компании «Galaxy group» напали на телеоператора съемочной группы информагентства «Tengrinews» Юрия Съедина. 

- Дело по обвинению редактора сайта «INSIDERMAN» Валерия Сурганова в клевете закончилось мирным урегулированием. 

- Предприниматель из Петропавловска просит суд взыскать с пенсионерки Галины Воробьевой 1 миллион тенге за ее обращение к Президенту РК. 

- Корреспондент портала «16/12» Андрей Цуканов осужден на 15 суток административного ареста за неповиновение сотрудникам полиции во время освещения мероприятия «Субарендатор». 

В июле СМИ и гражданам предъявлены 3 иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. 

Вынесено одно судебное решение в апелляционном суде. 

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 13 обвинений в клевете; 

- 55 досудебных претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 210 млн. 800 тыс. тенге.

Оглавление

I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ 
2

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
3

1. Нападения 
3

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 
3

3. Нарушение трудовых прав журналистов 
4

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 
5

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 
5

2. Необоснованные ограничения в распространении информации 
9

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 
11

1. Преследования в уголовном порядке 
11

2. Преследования в гражданском порядке 
13

2.1. Судебные иски 
13

2.2. Досудебные претензии 
15

3. Административные 
17

4. Другие 
18

4.1. Обвинения в злоупотреблении свободой слова в Интернете 
20


I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ 

Июль, 03 

3 июля Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Уголовный кодекс (УК) РК. Новый Уголовный кодекс РК ужесточает ответственность за экстремизм и терроризм, а также предусматривает криминализацию деяний, способствующих распространению радикальных идеологий. Вводятся новые нормы, направленные на борьбу с организованной преступностью, в том числе в сфере информационных технологий. 

В новом кодексе по сравнению с действующим расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая  наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений

Новый Уголовный кодекс вводится в действие с 01.01.2015 г.

Июль, 05 

5 июля Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал новый Кодекс РК об административных правонарушениях. Как говорится в сообщении Акорды, Кодекс направлен «на обновление и модернизацию административно-деликтного законодательства, повышение защищенности граждан и интересов государства от противоправных посягательств». Новый КоАП вводится в действие с 01.01.2015 года. 

Вместе с тем в Кодексе РК об административных правонарушениях сохранены все чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за технические правонарушения. 

Также глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам законодательства об административных правонарушениях», направленный на приведение законодательства страны в соответствие с новым кодексом РК об административных правонарушениях. 

Июль, 08 

Сенатор Д. Кусдавлетов обратился к правительству РК с депутатским запросом, в котором, в числе прочего, просит обратить внимание на опыт России по решению проблемы использования интернет-ресурсов, посредством которых внешние силы могут незаметно проводить работу по распространению своей деструктивной деятельности на территории нашей страны. 

В ответе правительства по этому вопросу указывается следующее: «С целью обеспечения соблюдения законодательства в области СМИ, в том числе в сети Интернет, Агентством по связи и информации организована работа по пересмотру отечественного законодательства, регулирующего данную сферу. В настоящее время разрабатывается пакет изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации. В пакет поправок предполагается также включить обязательства собственников Интернет-ресурсов и сервисов, обрабатывающих персональные данные граждан Республики Казахстан, сохранять эти данные и размещать их на территории Республики Казахстан». 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Нападения 

Июль, 29 

Юрий Съедин, ИА «Tengrinews» (г. Алматы) 

29 июля охрана и сотрудницы компании «Galaxy group» напали на телеоператора съемочной группы информагентства «Tengrinews» Юрия Съедина. 

Это произошло во время съемок пожара складов компании. На территорию складов журналистов не пустили, а тем, кому удалось попасть туда в самом начале, охрана не давала выйти, требуя отдать видео. 

Когда Юрий попытался передать корреспонденту «Tengrinews» Ирине Грибовской флеш-карту, на него набросились сотрудники службы безопасности компании и стали душить, пытаясь отобрать камеру и флешку, а сотрудница Galaxy group в этот момент кусала оператора (http://www.youtube.com/watch?v=YO0r0zbHElU). 

Юрия удалось отбить только усилиями представителей СМИ. 

По поводу воспрепятствования журналистской профессиональной деятельности с применением насилия Юрий Съедин обратился в правоохранительные органы. По состоянию на 31 июля дается квалификация действиям нападавших и рассматривается вопрос привлечения их к уголовной либо административной ответственности. 

Июль, 10 

Айымтора Абдина, ТК «5 канал» (г. Караганда) 

Корреспондент ТК «5 канал» Айымтора Абдина и оператор Аргын Омир обратились с заявлением в городскую прокуратуру с целью ускорить следственный процесс по делу об их избиении. «Нет, мы не жалуемся на полицию, на наш взгляд, следователь работает профессионально, - говорит Айымтора Абдина. – Однако хотелось бы, чтобы ход следствия контролировала прокуратура». 

Напомним, инцидент случился около ресторана «Дэвачан» в Караганде в мае этого года. Съемочная группа снимала сюжет о плановом сносе летних кафе. Во время съемок к работникам телеканала подошел мужчина лет пятидесяти. Представившись хозяином ресторана «Дэвачан», он потребовал прекратить съемку. А когда телевизионщики отказались выполнять это требования, мужчина стал толкать камеру. Он выкрикивал оскорбления в адрес Айымторы Абдиной, а затем ударил ее. Оператор возмутился поведением мужчины, однако тот накинулся с кулаками и на него. Завязалась драка. 

КОММЕНТАРИЙ:

Журналистам, операторам, фотокорам, чьи рабочие средства были повреждены,  нужно помнить, что в составе уголовного дела они имеют право подать гражданский иск о полном возмещении материального ущерба и морального вреда (ст. ст. 77, 162-171 ГПК РК). Подача такого иска освобождает журналиста от материальной ответственности перед работодателем за испорченное имущество и усиливает меру ответственности виновных лиц.

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 

Июль, 07 

Андрей Цуканов, видео-портал «16/12» (г. Алматы) 

Вечером 7 июля корреспондент видео-портала 16/12 Андрей Цуканов был задержан и доставлен в УВД Алмалинского района города Алматы. 

Как рассказал Андрей Цуканов, на пересечении проспекта Абылай хана и улицы Толе би он снимал репортаж о том, как полиция разгоняет женщин, сдающих квартиры посуточно. По словам Андрея, полицейские воспрепятствовали его профессиональной деятельности, повредили видеокамеру, а один сотрудник в звании лейтенанта душил его. 

— Прохожие видели, как полицейские жестоко обращались с женщинами и как напали на меня. Мимо шла молодая пара, парень стал снимать происходящее на телефон. Полицейские утащили его в парк и избили, – говорит Андрей Цуканов. 

Его вместе с женщинами доставили в Алмалинское РУВД, где тот же лейтенант, по словам Андрея, плевал в него, оскорблял, бил ладонью по лицу и грозил посадить его за сопротивление полиции. 

— Меня обыскали, искали флэшку. В итоге удалили с видеокамеры именно файлы задержания женщин. Потом отпустили. Камеру, удостоверение личности и пресс-карту журналиста оставили у себя, заявив, что я должен явиться на допрос. Точное время не обозначили, – сообщил Андрей Цуканов. 

Журналист намерен зафиксировать побои и подать заявление на действие сотрудников Алмалинского УВД в прокуратуру и Управление собственной безопасности ДВД Алматы. 

Июль, 04 

Алиса Дуваева, Марат Одинаев, ТК «TVK» (г. Шымкент) 

Съемочная группа телеканала «TVK» – корреспондент Алиса Дуваева и телеоператор Марат Одинаев приехали на рынки «Бекжан» и «Барыс», расположенные по соседству друг с другом. Журналисты снимали репортаж о конкуренции между этими рынками. Охранники рынка «Бекжан», увидев съемочную группу, потребовали, чтобы оператор прекратил снимать их и рынок. В противном случае охранники пообещали сломать камеру. Агрессивно настроенных сотрудников базара оператор снимать не стал, но съемочная группа продолжила свою работу. 

Июль, 23 

Гульмайра Сансызбаева, Бауыржан Сыздыков, «Хабар» (г. Астана) 

Журналисты департамента информационно-аналитических программ Агентства «Хабар» были приглашены на съемку пресс-службой АО «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына». Съемочная группа в составе журналиста Гульмайры Сансызбаевой и оператора Бауыржана Сыздыкова отсняли совещание в пресс-зале и хотели доснять видео в холле подъезда, где располагается офис Фонда «Самрук Казына». Однако охранники, дежурившие на первом этаже, съемку запретили, мотивировав это тем, что на это нужно получить разрешение старшего охранника. В итоге журналисты так и не смогли отснять видео для своего материала. 

3. Нарушение трудовых прав журналистов 

Июль, 16 

Ардак Ерубаева, Индира Кереева, «Керек инфо» (г. Актобе) 

Как сообщалось в июне, руководство газеты «Керек инфо» под угрозой увольнения потребовало от журналистов издания Индиры Кереевой и Ардак Ерубаевой сдать в кассу редакции премии, полученные ими от акимов Актобе и Актюбинской области за хорошую работу (см. www.adilsoz.kz/news/premii-akimov-aktobe-i-aktyubinskoj-oblasti-postavili-zhurnalistov-kerek-info-pered-ugrozoj-uvolneniya/). Ситуация бурно обсуждалась в социальных сетях и в журналистских кругах. 

Как сообщает собкор фонда «Адил соз», после этого на И. Керееву и А. Ерубаеву началось давление со стороны администрации издания. По словам журналисток, руководство стало требовать с них объяснительные по уже вышедшим материалам и перевело их в более низкую должность, из-за чего заработная плата упала почти на 50%. 

Как объяснила главный редактор газеты Самал Абдрахманова газете «Диапазон», понижением в должностях и зарплатах «они были наказаны за нарушения и халатное отношение к работе». По ее словам, из-за непрофессионализма Ардак и Индиры учредитель газеты внес предложение лишить их премий акима и вручить деньги другим журналистам, которые добросовестно выполняют свою работу».  

Позже Ардак Ерубаева рассказала фонду «Адил соз», что на страницах «Керек инфо» стали публиковаться статьи, в которых она представлена как плохой, непрофессиональный работник. По поводу этих публикаций Ардак намерена обратиться в суд за защитой своей профессиональной репутации. 

КОММЕНТАРИЙ: В описанном случае налицо совершение такого преступления, как злоупотребление полномочиями в совокупности с грубейшим нарушением трудовых прав журналисток, предусмотренных ст.ст. 148 и  228 УК РК.  Кроме того пострадавшие имеют право обратиться в целях надзора за законностью с заявлением в органы прокуратуры, а также  в местное Управление по инспекции труда для выявления в целом нарушений законодательства о труде и их устранения в газете «Керек инфо».

Премия - это одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой-либо области деятельности. Премия обычно присуждается на конкурсной основе и сопровождается вручением знака отличия (медали, приза, диплома, денежных средств и др.) Премиант вправе самостоятельно распорядиться своей наградой, тем более из приведенного случая видно, что премия журналистками получена добросовестно и не является средством погашения каких-либо долговых обязательств.

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Июль, 01 

Злата Удовиченко, «Время» (г. Уральск) 

В одном из многоэтажных жилых домов Уральска в ходе ремонтных работ обрушилась часть стены, из-за чего треснули перекрытия между этажами. По словам жильцов, их дом еще несколько лет назад был признан аварийным. Комиссия в составе специалистов ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Уральска, строителей и сотрудников Департамента по ЧС, обследовав последствия происшествия, решила, что здание подлежит ремонту. 

Собкор газеты «Время» Злата Удовиченко обратилась в акимат Уральска с просьбой официально прокомментировать ситуацию и разъяснить позицию акимата, но ответ не получила. 

Июль, 02 

Гульназ Жылкайдарова, ТК «TVK « (г. Шымкент) 

При подготовке сюжета о платных отделениях в родительных домах Шымкента корреспондент телеканала «TVK» Гульназ Жылкайдарова обратилась к врачам, работающим в них. Журналист просила их разъяснить, за что именно платят роженицы. Как сообщила в своем сюжете Г. Жылкайдарова, врачи отказались давать информацию, ссылаясь на неотложные дела и сильную занятость. 

Июль, 11 

Анастасия Машнина, «Новый вестник» (г. Караганда) 

В одном из сел Карагандинской области произошла вспышка туберкулеза среди крупного рогатого скота. В связи с этим карагандинцы перестали покупать в магазинах консервы с тушеной говядиной. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент еженедельной газеты «Новый вестник» Анастасия Машнина обратилась к главному государственному санитарному врачу РК Жандарбеку Бекшину с просьбой разъяснить, опасно ли употреблять в пищу тушенку, которая продается в магазинах. Ответ на запрос журналист не получила. 

Июль, 17 

ТК «Ирбис» (г. Павлодар) 

17 июля новостная редакция ТК «Ирбис» обратилась с запросом на имя начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Павлодара с просьбой сообщить о причинах отставания города от графика подготовки к отопительному сезону. Руководство отдела предоставлять информацию отказалось, сославшись на занятость. 

Июль, 17 

Болат Аманбаев, ТРК «Казахстан-Павлодар» (г. Павлодар) 

Корреспондент ТРК «Казахстан-Павлодар» Болат Аманбаев обратился с запросом в прокуратуру Павлодарской области с просьбой сообщить причины, по которым надзорный орган не прореагировал на сокрытие полицейскими фактов скотокрадства в одном из районов области. Пресс-служба прокуратуры на запрос не ответила. 

Июль, 18 

Катерина Клеменкова, 365info.kz (г. Алматы) 

18 июля появилась информация о повышении цен на бензин АИ-92 с 1 августа. В связи с тем, что информация вызвала ажиотаж среди владельцев автотранспорта, корреспондент интернет-портала 365info.kz Катерина Клеменкова попыталась прояснить ситуацию. Она позвонила в Агентство РК по регулированию естественных монополий. Но дозвониться до головного офиса агентства в Астане журналисту не удалось – телефоны не отвечали. В Департаменте агентства в Алматы на вопросы К. Клеменковой ответили, что они не компетентны и о повышении цен ничего не знают. В Казахстанской топливной ассоциации от комментариев ситуации воздержались. 

Июль, 20 

Даурен Хаиргельдин, ТК «СТВ» (г. Павлодар) 

Корреспондент ТК «СТВ» в Павлодаре Даурен Хаиргельдин обратился в пресс-службу ДВД Павлодарской области с просьбой сообщить статистику по фактам телефонного и интернет-мошенничества. Пресс-служба на запрос не ответила. 

Июль, 20 

Татьяна Лебедева, «Наша ярмарка» (г. Караганда) 

Корреспондент еженедельной газеты «Наша ярмарка» Татьяна Лебедева готовила материал о скандале, разгоревшемся в управлении по защите прав потребителей района им. Казыбек би Караганды: сотрудники учреждения написали жалобу в Дисциплинарный совет области, обвиняя своего руководителя Дану Каскатаеву в превышении должностных полномочий. Чтобы отразить мнения обеих сторон конфликта, журналист обратилась за комментариями к самой Каскатаевой. Однако руководитель управления в грубой форме ответила: «Как же вы все меня достали! Я на больничном, и не беспокойте меня больше!!!». 

Июль, 22 

Ирина Московка, «Время» (г. Караганда) 

Собственный корреспондент по Карагандинской области газеты «Время» Ирина Московка готовила материал о том, что в карагандинском аэропорту экипаж воздушного суда «Аэрофлота» не допустил певицу Славу на борт, заподозрив, что она находится в состоянии наркотического опьянения. По данному факту Ирина Московка обратилась за комментариями в пресс-службу российского авиаперевозчика, но его представители категорически отказались давать разъяснения по телефону. Журналисту рекомендовали направить им письменный запрос. Корреспондент последовала данному совету, однако ответа так и не получила. 

Июль, 24 

ТК «Ирбис» (г. Павлодар) 

24 июля новостная редакция ТК «Ирбис» обратилась с запросом в отдел архитектуры и градостроительства города Павлодара и городской отдел земельных отношений. Редакция просила сообщить о планах городского акимата по дальнейшей судьбе старейшего в Павлодаре Пахомовского кладбища. Руководство обоих отделов общаться с журналистами телекомпании отказалось, сославшись на чрезмерную занятость. 

Июль, 24 

Кира Щербакова, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау) 

Корреспондент еженедельной газеты «Темиртауский рабочий» Кира Щербакова обратилась за комментариями к начальнику азотно-кислородного цеха АО «Темиртауский электро-металлургический комбинат» г-же Конаковой. Комментарии были необходимы для более объективного освещения ЧП, произошедшего на предприятии: после конфликта с Конаковой одна из сотрудниц цеха впала в кому. 

Когда корреспондент газеты Кира Щербакова позвонила начальнику цеха и, представившись, спросила ее имя и отчество, Конакова выпалила в ответ: «А, я знаю: вы – желтая пресса! Не смейте вылавливать меня на работе возле проходной или возле моего дома! Иначе пожалеете об этом!». От каких-либо комментариев по поводу конфликта со своей подчиненной руководитель цеха категорически отказалась. 

Июль, 29 

СМИ г. Астаны 

В середине июля информационные агентства со ссылкой на Департамент по защите прав потребителей Астаны сообщили о заражении 139 горожан опасной вирусной инфекцией – серозным менингитом. В связи с этим СМИ Астаны обращались в Министерство здравоохранения РК с просьбой прокомментировать ситуацию и рассказать, как людям защититься от болезни. Однако, сообщает info-tses.kz, в минздраве на любой вопрос просили отправить письменный запрос, который обещали рассмотреть в положенный по закону срок.

Июль, 30 

Зауре Жумалиева, «Литер» (г. Петропавловск) 

Сотрудники Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Северо-Казахстанской области отказались предоставить собкору газеты «Литер» Зауре Жумалиевой информацию по факту задержания заместителя начальника по следствию РОВД Акжарского района. Финполицейские отказ мотивировали тем, что пресс-секретарь департамента Нурлан Жахин находится в отпуске. З. Жумалиева отмечает, что на период отпуска Жахина никакую информацию в департаменте финполиции получить невозможно. 

Июль, 30 

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

30 июля, в связи с жалобами жителей павлодарских многоэтажек по улице Муткенова на начавшееся в их дворе строительство без опознавательных знаков, новостная редакция телекомпании «Ирбис» обратилась с запросом в отдел земельных отношений. Редакция просила сообщить, выдавался ли горакиматом данный земельный участок кому-либо и с каким целевым назначением. В ответ отдел земельных отношений предложил журналистам обратиться в обычном порядке и ждать ответа 15 дней. 

Июль, 08 

Александра Ким, ТК «31 канал» (г. Шымкент) 

Многодетная мать из Шымкента обвинила госслужащую в мошенничестве. Женщина уверяла, что начальник одного из управлений присвоила деньги, предназначенные на получения кредита по льготным условиям. По этому поводу собкор «31 канала» по Южно-Казахстанской области (ЮКО) Александра Ким обратилась к пресс-секретарю финансовой полиции по ЮКО Эльвире Кадырисизовой. Ответа журналист ждала две недели, после чего получила отказ, который пресс-секретарь ничем не аргументировала. Александра Ким пообещала, что обратится с жалобой на пресс-службу, а также попросила дать официальный отказ. Только после этого журналисту «31 канала» удалось записать интервью с сотрудником Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по ЮКО. В последующем от комментария отказалась чиновница, которую обвиняла многодетная мать. 

Июль, 08 

Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай) 

Фотокорреспондент еженедельника «Наша Газета» Николай Соловьев 8 июля на бульваре Молодежи в Костанае производил съемку встречи премьер-министра РК Карима Масимова с руководителями коммунальных предприятий, акимами города и области и несколькими горожанами. Известно, что на встрече должны были обсуждаться вопросы роста тарифов и качества обслуживания предприятий ЖКХ. Но какие именно вопросы задавались чиновникам и каковы были их ответы, журналисту узнать не удалось: на территорию, оцепленную полицейскими и людьми в гражданской одежде, корреспондента «НГ» не допустили. Журналистов других изданий на встрече премьера с горожанами не было. 

Визит премьер-министра в Костанай вообще не афишировался. СМИ о приезде главы правительства и программе его посещений оповещены не были. 

Июль, 8-9 

СМИ Западно-Казахстанской и Актюбинской областей 

В Уральск и Актобе инкогнито прибыл премьер-министр Карим Масимов. Как передает корреспондент уральской газеты «Мой город», для освещения визита премьер-министра СМИ не аккредитовали. При этом даже информацию о программе визита журналистам не предоставляли. С чем связаны такие меры, неясно. Стоит отметить, что К. Масимов прибыл в Уральск из Актобе, где за день был такой же закрытый визит. 

Июль, 16 

СМИ Восточно-Казахстанской области 

Усть-Каменогорск с «конфиденциальным» визитом посетил премьер-министр РК Карим Масимов. Как сообщает газета «Время», все его встречи проводились без участия СМИ. В акимате Восточно-Казахстанской области журналистам подтвердили, что премьер-министр побывал в одном из областных центров, но детали его визита раскрывать не стали. О цели визита главы правительства не рассказали и в администрации Карима Масимова. 

Июль, 24 

Галина Каткова «Наша Газета» (г. Костанай) 

4 июня корреспондент еженедельника «Наша Газета» Галина Каткова отправила запрос в Министерство образования и науки РК, в котором попросила ответить на вопрос читателя, является ли в Казахстане необходимой процедура нострификации дипломов вузов другой страны. Дело в том, что при поступлении в учебное заведение студенту обещали выдать диплом, который будет признаваться в обеих странах без дополнительного подтверждения. В министерстве подтвердили, что письмо получено, и пообещали прислать ответ по почте. По истечении месяца ответ получен не был. По телефону работники пресс-службы министерства отвечали, что ответ готов и даже отправлен, но вплоть до конца июля в редакцию он не поступил. Отправить ответ другими видами связи в министерстве не согласились. 

Июль, 24 

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай) 

18 июля корреспондент еженедельника «Наша Газета» («НГ») Ольга Лихограй направила запрос и. о. руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Костаная» Аскару Кошекову с просьбой ответить на 6 вопросов об организации ливневой канализации в Костанае. Ответ на первые 5 вопросов пришел только через неделю - 25 июля, поэтому статья по данной проблеме была опубликована в номере «НГ» от 24 июля без этих данных. Кроме того, в ответе не содержалась информация по вопросу о том, существуют ли перспективные планы развития системы оттока воды с улиц областного центра. 

Июль, 25 

Кирилл Круглов, «Криминальные новости» (г. Караганда) 

Корреспондент еженедельной газеты «Криминальные новости» Кирилл Круглов готовил материал о том, что в Темиртау от удара электрическим током погиб ребенок. Причиной смерти стал оголенный кабель, лежавший во дворе дома. Журналист в течение недели пытался по телефону взять комментарий у акима города Темиртау Нуркена Султанова о причинах данной трагедии, однако поговорить с акимом корреспонденту не удалось. На звонки журналиста секретарь грубо отвечала, что «шефа на месте нет». 

Июль, 30 

Евгения Дерябина, «Мой город Шемонаиха» (Восточно-Казахстанская область) 

30 июля в городе Шемонаиха состоялось заседание районного акимата во главе с акимом Шемонаихинского района Амангельды Токтаровым. Журналиста газеты «Мой город Шемонаиха» Евгению Дерябину на данное мероприятие не пригласили. Как объяснили в аппарате акима, ее фамилии не было в списке приглашенных журналистов. На заседании присутствовали другие шемонаихинские СМИ. Евгения полагает, что ее не пригласили потому, что аким не раз в устной форме говорил, что в газете «Мой город Шемонаиха» «только критикуют деятельность чиновников». 

2. Необоснованные ограничения в распространении информации 

Июль, 22 

Радио Азаттык (г. Алматы) 

Жители Алматы, Астаны, Шымкента и Кокшетау сообщили редакции радио Азаттык, что с утра 21 июля не могут открыть статью на сайте радио «Появилось еще одно видео «казахских джихадистов в Сирии». При этом читатели подчеркивали, что через мобильную связь и специальный анонимайзер публикация открывается свободно. 

В этот день доступ к странице сайта на русском языке был ограничен и в самом алматинском бюро Азаттыка. В компании «Казахтелеком» корреспонденту радио сказали, что не несут ответственности за отсутствие доступа к отдельной публикации. В агентстве по связи и информации РК также предположили, что причина, возможно, связана с внутренней технической ошибкой на сайте. 

Однако, IT-специалист Ернар Турганбаев, обратившийся в редакцию Азаттыка по поводу ограничения доступа к статье, высказал мнение, что публикация могла быть заблокирована извне, поскольку, если бы проблема заключалась в самом сайте, она бы нигде не открывалась. 

Как отмечает редакция, ранее на сайте блокировались все статьи с ключевым словом ЕАЭС (Евразийский экономический союз). 

Июль, 22 

«New Football info» (г. Семей) 

Республиканское Общественное Объединение «Федерация «New Football» обратилось в блог председателя Агентства РК по связи и информации А. Жумагалиева с просьбой разобраться в причинах задержки с выдачей регистрационного свидетельства на журнал «New Football info», заявку на регистрацию которого они отправили 23.04.2014 года. 

В мае им сообщили, что журнал зарегистрирован, свидетельство о регистрации направлено в отдел внутренней политики акимата Восточно-Казахстанской области. Однако там его не оказалось. Как выяснилось, по ошибке документ был отправлен в отдел внутренней политики г. Алматы. После серии звонков в уполномоченные органы Федерации предложили повторно оплатить сбор за регистрацию печатных изданий для того, чтобы заново оформить свидетельство о постановке на учет. Организация отказалась от дополнительной оплаты. До 22 июля, несмотря на систематические звонки в Агентство, документ так и не был получен. 

После обращения в блог А. Жумагалиева, в Федерацию позвонили из Агентства, принесли извинения и сообщили, что была допущена техническая ошибка при пересылке документа. Через несколько дней свидетельство о регистрации журнала было получено. 

Июль, 31 

http://foren.germany.ru 

Гражданин, назвавшийся Павлом, обратился в блог председателя Агентства РК по связи и информации Аскара Жумагалиева по поводу блокировки интернет-ресурса http://foren.germany.ru. По словам Павла, этот жестко модерируемый форум, не размещающий противоправного контента, рассчитан на тех, кто хочет изучать немецкий язык и планирует переезд из Казахстана. Администратор ресурса, к которому предварительно обратился Павел, сообщил, что форумы работают в штатном режиме, читатели многих стран ежедневно оставляют на них десятки тысяч сообщений. Администратор сайта предложил казахстанскому пользователю обратиться за разъяснениями о причинах блокировки к провайдеру. 

Аскар Жумагалиев в ответе сообщает, что определения или решения суда по приостановлению деятельности http://foren.germany.ru на территории Республики Казахстан в Агентство не поступали и в отношении указанного ресурса никакие ограничительные меры не применялись. Однако, как убедились сотрудники Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз», сайт со стандартных браузеров не доступен. 

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке 

Июль, 11 

Мусагали Дуамбеков, сайт «INSIDERMAN» (г. Астана) 

11 июля апелляционная коллегия суда г. Астаны оставила без изменений приговор районного суда суд № 2 Алматинского района г. Астаны, вынесенный 13 мая в отношении президента общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет» Мусагали Дуамбекова. 

М. Дуамбеков был признан виновным в клевете (ст. 129 УК РК) и приговорен к одному году ограничения свободы (подробнее о процессе см. «Нарушения свободы слова в Казахстане. Май 2014 г.»). 

Напомним, поводом для обвинений послужила серия статей «Спрут» (Insiderman.kz, 9.01.2014 г. и 07.02.2014 г.). Частные обвинители - отец и сын Бахыт и Саламат Мукашевы, считают, что в публикациях президент общественного фонда распространил заведомо ложные сведения о похищении ими Алибека Искакова, его избиении и применении ими пыток, в занятии незаконной предпринимательской деятельностью в составе ОПГ. 

Июль, 04 

Валерий Сурганов, интернет-портал «INSIDERMAN» (г. Астана) 

Мусагали Дуамбеков, общественный защитник (г. Астана) 

4 июля очередное судебное заседание по обвинению руководителя проекта и главного редактора интернет-портала «INSIDERMAN» Валерия Сурганова и общественного защитника Мусагали Дуамбекова в клевете на судью Данию Кисикову стало завершающим. Обвиняемые признали, что публикации о деле по изнасилованию, которое вела в апелляционной инстанции судья столичного городского суда Д. Кисикова, имели непозволительно субъективный характер, содержали ряд недостоверных сведений, и попросил у нее прощения за причиненные моральные страдания. 

Сторона обвинения сообщила, что удовлетворена извинением и отзывает заявление в суд при условии, что все спорные публикации будут удалены с сайта и из социальных сетей. 

Напомним, уголовное дело о клевете на судью (ст. 343 УК РК) было возбуждено по заявлению Д. Кисиковой 22 ноября 2013 года. И, поскольку руководитель проекта INSIDERMAN, где были опубликованы спорные статьи, отказался раскрыть источники информации и авторов материалов, дело было возбуждено против «неустановленных лиц». 

26 ноября постановлениями следователя Валерий Сурганов был признан подозреваемым в совершении двух преступлений — клевете на судью и в воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. 1 апреля главный редактор интернет-ресурса получил постановление следователя о привлечении его по этим статьям в качестве обвиняемого. Согласно этому документу, Сурганов по предварительному сговору, используя лингвистические средства манипулирования общественным сознанием, организовал вместе с общественным защитником Мусагали Дуамбековым преступную группу и распространял клевету на судью Данию Кисикову, чтобы воспрепятствовать правосудию. По версии следователей, М. Дуамбеков, являясь представителем потерпевшей стороны на процессе по изнасилованию, поставлял документы В. Сурганову, а он по ним писал клеветнические публикации. 

Июль, 31 

Сергей Перхальский, «Взгляд на события» (г. Караганда) 

Управление внутренних дел г. Караганды отказало депутатам Карагандинского городского маслихата в возбуждении уголовного дела в отношении редактора газеты «Взгляд на события» Сергея Перхальского. Дело прекращено за отсутствием состава преступления. 

Напомним, депутаты Татьяна Кравченко, Адия Алимбаева, Кабдыгали Оспанов обвинили журналиста в оскорблении представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 320 УК РК). Поводом послужила вышедшая в газете статья под названием «Депутаты с другой планеты», в которой рассказывалось, как депутаты городского маслихата проводили рейд с целью проверки работы общественного транспорта. 

Народным избранникам не понравились такие выдержки из статьи: «Потому что выезд в рейд дня них – это как для простых граждан на лимузине прокатиться: вроде все понятно, но занятно и необычно, а потому вызывает всплеск эмоций. Вот и на этот раз наши депутаты изрядно посмешили своим выходом в люди». «Но что самое любопытное, все эти огрехи депутаты воспринимают почти как должное и как мантру твердят: надо учитывать, надо поднимать вопрос, надо предусмотреть…». «Или депутатам слабо ездить в автобусах рядом со своими избирателями?» 

Июль, 04 

Алексей Ким, житель г. Талдыкорган (Алматинская область) 

Житель Талдыкоргана Алексей Ким сообщил журналистам телекомпании «31 канал» о том, что сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью Алматинской области украли из его машины 8 тысяч долларов. По его словам, деньги пропали, когда его задержали по подозрению в вымогательстве и мошенничестве. По поводу этого обвинения А. Ким заявил журналистам о своей невиновности и готовности это доказать. 

В департаменте внутренних дел (ДВД) Алматинской области обращение жителя Талдыкоргана в СМИ расценили как давление на следствие и заявили о намерении привлечь его к уголовной ответственности. 

Июль, 26 

Андрей Цуканов, интернет-портал «16/12» (г. Алматы) 

Департамент внутренних дел Карагандинской области по собственной инициативе решил провести доследственную проверку в отношении корреспондента интернет-портала «16/12» Андрея Цуканова по поводу клеветы. Поводом стал размещенный на видеопортале youtube.com ролик «Балхаш: Убийство по заказу/1612» (https://www.youtube.com/watch?v=i5Rka8X0xUs). 

В спорном ролике рассказывается о том, что в Балхашском городском суде рассматривается дело об убийстве бизнесмена Владимира Крюкова. Авторы ролика связывают это убийство с критическими высказываниями бизнесмена в адрес экс-депутата Мажилиса, а ныне депутата Сената Парламента РК Ерлана Нигматулина и с тем, что он подписал обращение группы граждан на имя Н. Назарбаева с требованием проверить факты коррупции в отношении экс-депутата. 

Доследственная проверка началась в то время, когда А. Цуканов отбывал административный арест в спецприемнике г. Алматы. Карагандинские полицейские изъяли из камеры хранения спецприемника видеокамеру, диктофон журналиста, взяли с него объяснительную и в специальной лаборатории записали образец его голоса и изъяли компьютер. 

По словам Цуканова, он отправил в московскую редакцию только видеоматериалы. 

2. Преследования в гражданском порядке 

2.1. Судебные иски 

Июль, 21 

Ольга Воронько, «Наша жизнь» (г. Павлодар) 

Николай Носов, житель г. Павлодар 

В Павлодарском областном суде завершилось рассмотрение апелляционной жалобы ГУ «Прокуратура Павлодарской области» на решение Павлодарского городского суда об отказе в удовлетворении иска прокуратуры к корреспонденту газеты «Наша жизнь» Ольге Воронько и жителю Павлодара Николаю Носову. 

Напомним, поводом для судебного разбирательства стала статья О. Воронько «За свой язык в ответе» («Наша жизнь», 25.04.2013 г.), в которой рассказывалось о павлодарце Николае Носове и его борьбе со стихийной автостоянкой в своем дворе. В числе прочего, в публикации рассказывалось о безуспешных обращениях Носова в прокуратуру и справке из ДВД, согласно которой организатор стоянки состоит на учете в отделе по борьбе с экстремизмом. И поскольку прокуратура на обращения павлодарца не отреагировала, он счел ее бездействие содействием экстремизму. Подобную оценку своей работы областная прокуратура расценила как умаляющую деловую репутацию и в июле 2013 г. обратилась в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Наша жизнь», журналисту Ольге Воронько и Николаю Носову. В декабре 2013 года суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что «мнения, предположения неподсудны, так как свобода взглядов, мнений и убеждений является естественным и неотъемлемым правом человека, гарантированным ст.20 Конституции Республики Казахстан». 

Не согласившись с решением суда, в январе 2014 г. прокуратура подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение городского суда и удовлетворить ее требования о признании распространенных сведений порочащими деловую репутацию госоргана и обязать ответчиков опубликовать опровержение. 

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, 21 июля апелляционная коллегия Павлодарского областного суда пришла к выводу: суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что мнения, предположения неподсудны. Так же суд обязал ГУ «Прокуратура Павлодарской области» оплатить расходы на проведение судебной экспертизы. 

КОММЕНТАРИЙ:

Действительно, вынесено справедливое решение. Статья 19 Международного пакта о социальных и политических правах, статья 20 Конституции РК гласят, что каждый человек вправе выражать свое мнение и  гарантируется свобода творчества. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 6 «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц»  в пункте 1 прямо указывает, что порочащие сведения должны не соответствовать действительности. В свою очередь, прокуратура как государственный орган, содержащийся за счет государственного бюджета (налогоплательщиков),  согласно Закону РК  от 21.12.1995 N 2709 "О прокуратуре" обязана была проверить сигналы Н.Носова, а не инициировать судебные иски. Именно нежелание и неисполнение прокуратурой своих обязанностей было оценено Н.Носовым и выражено в виде мнения.

Июль, 08 

Берик Жагипаров, сайт «Молодежная газета» (г. Жезказган) 

Аким г. Жезказган Серик Шайдаров обратился в Жезказганский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к редактору сайта «Молодежная газета» Берику Жагипарову. 

Поводом для иска стала информация от 22 мая, где была размещена фотография акима с надписью под ней: «С наступлением теплых дней г. Жезказган опять утонул в мусоре. Мусорные урны стоят заполненные, никто их не убирает. Акиму г. Жезказган, г-ну Шайдарову некогда убирать мусор, сейчас время распределения тендеров – кредит – дебет» и информация от 23 мая под заголовком «Откаты – дело серьезное». 

Серик Шайдаров считает, что Б. Жагипаров недвусмысленно обвиняет его в неправомерных действиях. 

Аким просит суд обязать редактора сайта опровергнуть спорные публикации, публично извиниться перед населением города за распространение порочащих С. Шайдарова сведений и взыскать с Жагипарова 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда акима. 

Судебные слушания по иску назначены на август. 

Июль, 10 

«Городская неделя» (г. Павлодар) 

Рысты Курганова, жительница г. Павлодар 

В Павлодарский городской суд обратился руководитель ГУ «Управление по развитию языков Павлодарской области» Кабжан Едилбай с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к жительнице Павлодара Рысты Кургановой. Поводом стала статья «Чтоб мы так отдыхали, как они работают», вышедшая в газете «Городская неделя» 28.05.2014 г. Публикация – открытое письмо Р. Кургановой акиму области, в котором она просит обратить внимание власти области на то, как работают чиновники, получающие заработную плату из отчислений налогоплательщиков. Жительница Павлодара рассказывает о своем соседе, которого всегда считала безработным, а потом из новостного сюжета узнала, что он занимает пост в одном из управлений акимата. В статье имя чиновника, название управления и адрес проживания указаны не были. 

Тем не менее, К. Едилбай обратился в суд. Как сказано в исковом заявлении, до обращения в редакцию Р. Курганова написала подобное письмо в областной Департамент по борьбе с экономической преступностью. Была проведена проверка, которая не подтвердила обвинения жительницы Павлодара. 

После того, как письмо Рысты Кургановой было напечатано в газете, в редакцию было прислано опровержение акимата Павлодарской области на эту статью. Ответ акимата был также опубликован в «Городской неделе». 

К. Елдибай просит суд обязать ответчицу опровергнуть порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию сведения о нарушении им режима рабочего времени, использовании служебного транспорта в личных целях и т.п. 

Июль, 23 

«Квартал» (г. Петропавловск) 

Галина Воробьева, жительница г. Петропавловск 

Житель Петропавловска предприниматель Александр Минкин обратился в суд № 2 г. Петропавловска с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к пенсионерке Галине Воробьевой по поводу публикации 3-летней давности. Он считает, что в открытом письме на имя Президента РК и написанной по этому письму статье «Тайна личной жизни» («Квартал», 31.03.2011 г.) Г. Воробьева распространила не соответствующие действительности сведения. В письме жительница Петропавловска сообщала, что предприниматель незаконно пристроил магазин к жилому дому, что судебные заседания по этому поводу специально затягиваются судьей, чтобы А. Минкин успел подготовить необходимые документы для узаконивания постройки. 

Александр Минкин посчитал, что распространенные сведения затрагивают его права и интересы и попросил суд взыскать с пенсионерки 1 миллион тенге в качестве возмещения морального вреда. Требований о признании сведений не соответствующими действительности и публикации их опровержения в иске не содержится. 

Галина Воробьева иск не признала, заявив, что обратившись в 2011 году с открытым письмом к главе государства, она использовала свое конституционное право. За статью, подготовленную по этому обращению редакцией газеты «Квартал», она ответственности не несет. И в письме, и в статье, по словам пенсионерки, распространена соответствующая действительности информация. 

Кроме этого, в 2011 году по этой публикации уже было судебное разбирательство. Иск был предъявлен А. Минкиным к газете, а пенсионерка была привлечена к процессу в качестве третьего лица. Тогда суд обязал газету и ее собственника опубликовать опровержение сведений, распространенных в статье «Тайна личной жизни». «Квартал» решение суда исполнил. 

23 июля суд вынес определение о привлечении редакции газеты «Квартал» и собственника издания «ТОО «Масс Медиа» в качестве третьих лиц. 

2.2. Досудебные претензии 

Июль, 01 

Зауре Жумалиева, «Литер» (г. Петропавловск) 

22 июня в газете «Литер» была опубликована информация Зауре Жумалиевой «В СКО провалили полумиллионный заказ на правовой всеобуч», подготовленная по материалам совещания в прокуратуре Северо-Казахстанской области. В заметке рассказывалось о недостатках, выявленных прокуратурой после проверки выполнения в рамках госзаказа проекта по обучению работников предприятий области трудовому законодательству. 

После выхода публикации в редакцию обратился руководитель Департамента по контролю и социальной защите, координатор проекта по всеобучу Жанахмет Тащегулов с требованием опровергнуть заголовок материала. Ж. Тащегулов пояснил, что проект не провален, а ошибки еще можно устранить. 

Опровержение газета публиковать не стала. Была опубликована еще одна информация, в продолжение темы, с пояснениями Ж. Тащегулова. 

КОММЕНТАРИЙ:

В данном случае следует отметить правильные действия газеты и нормальную реакцию Департамента по контролю и социальной защите. Публикация пояснений начальника Департамента Ж. Тащегулова – это не признание газетой своей вины и неправильности публикации, а использование права на ответ, предусмотренного п. 3 статьи 143 ГК РК и п.3 статьи 19 Закона РК «О средствах массовой информации».

Июль, 12 

«DAT. Общественная позиция», «Курсив.kz» (г. Алматы) 

News-vendor.com 

Гипермаркет «Рамстор» намерен обратиться в суд с исками о защите чести, достоинства и деловой репутации к ряду СМИ. Об этом сообщила порталу 365info.kz представитель компании Елена Максименко. 

Поводом для претензий стали публикации, подготовленные по материалам пресс-конференции, организованной родственниками осужденной на 8 лет за хищение 1 млн. долларов бывшего бухгалтера «Рамстора» Асем Аухадиевой. По словам Е. Максименко, в них содержатся «высказывания и выводы, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию ТОО «Рамстор» и его должностных лиц, а также направленные на создание общественного мнения о правоте позиции одной из сторон судебного процесса». 

В частности, иски руководство гипермаркета намерено предъявить газете ««DAT. Общественная позиция», интернет-порталам «Курсив.kz», Новости Mail.ru, Newsvendor.com. 

Июль, 14 

Аскар Актлеуов, «Адил соз» (г. Алматы) 

8 июля на сайте международного фонда защиты слова «Адил соз» была опубликована информация «Премии акимов Актобе и Актюбинской области поставили журналистов «Керек инфо» перед угрозой увольнения». В ней рассказывалось, что руководство газеты «Керек инфо» потребовало от журналистов издания Индиры Кереевой и Ардак Ерубаевой сдать в кассу редакции премии, полученные ими от акимов Актобе и Актюбинской области за хорошую работу. 

После того, как это сообщение, со ссылкой на «Адил соз», появилось в других СМИ, руководство «Керек инфо» заявило собкору фонда в Актобе Аскару Актлеуову о намерении обратиться в суд с иском о защите деловой репутации к фонду «Адил соз». Главный редактор «Керек инфо» Самал Абдрахманова считает: «Эти сведения не соответствуют действительности и наводят тень на репутацию издания. Хочу также заявить, что я не говорила, что журналисты нашей редакции, получившие премию руководства области и города, отныне будут находиться под контролем руководства». 

Пока в Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» досудебная претензия от руководства издания не поступала. 

Июль, 08 

Ангелина Ли, «Акмолинские вести» (г. Кокшетау) 

19 июня в газете «Акмолинские вести» вышла статья Ангелины Ли «Кто «рулит» деньгами образования?». В статье описывалась схема махинаций с бюджетными деньгами. Основой для расследования корреспондента «Акмолинские вести» стали документы, предоставленные редакции бывшим бухгалтером отдела образования города Кокшетау Динарой Узденбаевой (в настоящее время она проходит по делу о хищении бюджетных средств в качестве подозреваемой). 

В ходе подготовки материала журналист обращалась к руководителю отдела образования Зауреш Нурумовой, однако та общаться с корреспондентом на эту тему отказалась. 

8 июля в редакцию пришел ответ отдела образования города Кокшетау на публикацию. Адрес отправителя значился на конверте, но сам ответ был напечатан на обычном листке бумаге, а не на официальном бланке, под ним не стояло никакой подписи. В письме неизвестный выразил позицию отдела образования  и потребовал от редакции опровержения статьи. 

27 июля газета опубликовала это письмо, сопроводив своим комментарием. 

Июль, 11 

Елена Супрунова, Yk-news.kz (г. Усть-Каменогорск) 

11 июля на сайте Yk-news.kz была опубликована информация Елены Супруновой «Из-за моратория на проверки санитарные врачи не знают, есть ли в привезенных в ВКО арбузах нитраты». В заметке корреспондент ссылалась на официальный источник — и.о. руководителя департамента по защите прав потребителей Восточно-Казахстанской области Михаила Дерябина. Спустя несколько дней в редакцию сайта (ТОО «Издательский дом «Регион») с досудебной претензией обратился М. Дерябин. По его мнению, «размещенная на сайте информация противоречит предоставленной в ответе на запрос редакции». В связи с этим господин Дерябин просил опубликовать опровержение. 

Главный редактор сайта Евгений Фоминых в публикации опровержения отказал, сославшись на то, что абзац с прямой ссылкой на и.о. руководителя департамента практически дословно повторяет сведения, которые содержатся в ответе М. Дерябина на запрос редакции. 

Июль, 24 

Елена Супрунова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск) 

17 июля в газете «Мой город» вышла заметка Елены Супруновой «Съедобное? Несъедобное!», в которой автор, со ссылкой на Агентство РК по защите прав потребителей, сообщает, что на прилавках Казахстана обнаружен напиток, в котором содержание бензоата натрия превышает допустимую норму на 18%. Речь шла о безалкогольном сокосодержащем напитке «Теди-плей», г. Обнинск (Россия). 

24 июля в адрес редакции поступила досудебная претензия от производителя вышеназванного напитка - ООО «СМП «Марк-IV». Гендиректор предприятия Валерий Рудницкий пишет, что он «категорически не согласен с выводами, изложенными в статье», продукция соответствует требованиям СанПин и ГОСТ. В этой связи руководство предприятия просит опубликовать опровержение. В противном случае ООО оставляет за собой право обратиться в суд с исковым заявлением о защите деловой репутации. 

Июль, 29 

BNews.kz (г. Алматы) 

29 июля на сайте ИА BNews.kz опубликовано опровержение, касающееся публикации «Верховный Суд поставил точку в споре АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» и «Global Ecological Group Almaty» (BNews.kz, 10.07.2014 г.). 

С досудебной претензией на эту заметку в редакцию обращалось ТОО «Almaty International Logistics Park» (AILP), о которой также говорилось тексте сообщения. По словам генерального директора группы компаний AILP group Николая Каширина, «журналист, а также ИФК, которая быстро продублировала заметку на своем сайте, явно поспешили с выводом, что в деле вокруг тендера ИФК «поставлена точка». Еще не все инстанции Верховного Суда Республики Казахстан пройдены. (…) Больше того, если мы не добьемся справедливого рассмотрения дела в казахстанском правовом поле, то, как казахстанско-российское СП, мы намерены выйти в Межгосударственный суд СНГ, Евразийский суд, вплоть до международного суда». 

Редакция информационного агентства принесла извинения AILP group «за поспешное и неточное отражение информации». 

3. Административные 

Июль, 11 

Андрей Цуканов, видео-портал 16/12 (г. Алматы) 

11 июля Специализированный межрайонный административный суд Алматы признал корреспондента видео-портала 16/12 Андрея Цуканова виновным в злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 355 часть 2 КоАП РК). 

Как следует из описательной части постановления суда, журналист «с камерой вместе с группой женщин, которые выбегали на трассу с ключами, препятствовали движению транспортных средств. Им было разъяснено сотрудниками полиции, что пешеходы должны стоять на тротуаре, однако Цуканов А.Б. на замечания сотрудников полиции не реагировал, не прекращал своего противоправного поведения, на требование представить документ удостоверяющий личность и проследовать в УВД Алмалинского района г.Алматы Цуканов А.Б. отказался выполнить требования сотрудников полиции, оказал неповиновение, укусил палец и порвал брюки сотрудника полиции». 

В судебном заседании Андрей Цуканов вину не признал, пояснив, что находился на месте происшествия как журналист, освещая ситуацию с арендодателями квартир. Информация, что он укусил сотрудника полиции, не соответствует действительности. В качестве доказательства журналист просил суд опросить свидетелей – арендодателей квартир, которые на тот момент были рядом. Их письменные показания были заслушаны. 

Опрошенные судом полицейские, участвовавшие в операции «Субарендатор», представили суду видеозаписи, на которых А. Цуканов отказывается предъявить удостоверение личности и вместе с женщинами арендодателями следует по проезжей части. Они утверждали, что именно журналист укусил стража порядка. 

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд посчитал, что вина Цуканова установлена и, приняв во внимание то, что ранее журналист привлекался за аналогичное нарушение, имеет иные нарушения общественного порядка, подверг его административному аресту сроком на 15 суток. 

Июль, 30 

Жарылкап Калыбай, «Жулдыздар отбасы. Аныз адам» (г. Алматы) 

ТОО «Издательство Отбасы» (г. Алматы) 

30 июля Специализированный межрайонный административный суд Алматы признал главного редактора журнала «Жулдыздар отбасы. Аныз адам» Жарылкапа Калыбая и собственника издания ТОО «Издательство Отбасы» виновными в распространении материалов, оправдывающих экстремизм (ч. 2 ст. 344 КоАП РК). Суд вынес постановление: взыскать с главного редактора журнала и собственника издания штраф в размере 15 и 70 МРП соответственно. Кроме того суда постановил конфисковать весь оставшийся тираж апрельского номера «Аныз адам». 

Напомним, судебный процесс был инициирован административным управлением Департамента внутренних дел г. Алматы. Поводом стал скандально известный апрельский номер журнала, посвященный частной и политической жизни Адольфа Гитлера, неоднозначности восприятия его фигуры разными людьми. 

Главный редактор утверждал, что цель всех публикаций о Гитлере — показать путь становления лидера фашистской Германии, гибельность его идей для всего человечества. Эксперт Центра судебной экспертизы министерства юстиции Н.Муканова, однако, нашла, что в одном из материалов журнала, «Адольф Гитлер — фашист емес», имеются признаки оправдания экстремизма. В свою очередь, специалист-лингвист, кандидат филологических наук Рахиля Карымсакова и казаховед Аяужан Таусогарова, сделав исследование статей, пришли к выводу, что в статьях «Аңыз адам», №8, 2014 г., такие признаки отсутствуют. 

Примечательно, что на предыдущем судебном заседании были удовлетворено ходатайство защиты о назначении повторной комплексной экспертизы в Центре судебных экспертиз министерства юстиции. Однако из Центра экспертиз минюста пришло письмо о невозможности провести такую экспертизу из-за дефицита специалистов. 

4. Другие 

Июль, 24 

«Мегаполис» (г. Алматы) 

25 июня частный судебный исполнитель Темирлан Тулеев возбудил производство в отношении ТОО «Газета «Мегаполис» (г. Алматы) по исполнению решения Сарыаркинского районного суда Астаны, вынесенное по иску адвоката Айжамал Бабишевой к газете «Мегаполис», жителю Астаны Вадиму Лопатину и журналисту Анне Выприцких. 

Напомним, 31 марта районный суд обязал ответчиков по иску опубликовать опровержение порочащих сведений, распространенных в статье «Где деньги, Зин?» («Мегаполис», 30.12.2013 г.), выплатить 500 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда Бабишевой, возместить ей понесенные в связи с публикацией убытки в размере 8 535 000 тенге. Кроме этого с ответчиков в пользу истца взысканы расходы по оплате помощи представителя - 200 000 тенге и по оплате государственной пошлины - 87 202 тенге. 

По постановлению судисполнителя на имущество и расчетные счета ТОО «Газета «Мегаполис» был наложен арест, с расчетного счета издания были списаны 9 322 202 тенге. Также на руководителя издания наложено временное ограничение на выезд за пределы Казахстана. 

Редакция обратилась в Алматинский районный суд Астаны с жалобой на действия Т.Тулеева. Как сказано в заявлении «Мегаполиса», несмотря на то, что представитель газеты в Астане явилась в офис судебного исполнителя, сообщила о намерении добровольного исполнения решения суда и о том, что оно частично исполнено (опровержение на статью было опубликовано уже 16.06.2014 г.), Тулеевым нарушены права газеты. Исполнительное производство было возбуждено с нарушением принципа территориальности, так как издание не имеет никакого имущества, зарегистрированного в Астане. В связи с этим и все остальные действия Т. Тулеева являются незаконными. 

Частный судисполнитель жалобу не признал, пояснив, что исполнительные действия, согласно исполнительному листу, выписанному Сарыаркинским районным судом, им были совершены в отношении газеты по месту нахождения корреспондентского пункта в Астане. 

Выслушав доводы сторон, суд признал незаконным и отменил постановление Т. Тулеева о возбуждении исполнительного производства в отношении ТОО «Газета «Мегаполис». Суд обязал Темирлана Тулеева возвратить ТОО списанную сумму в размере 9 322 202 тенге. Также частный судисполнитель должен вернуть 5% (466 110 тенге) от взысканной с издания суммы, которая также была снята с расчетного счета редакции. 

Июль, 08 

Анастасия Демченко, «Взгляд на события» (г. Караганда) 

Айнур Балакешова, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда) 

На имя главных редакторов еженедельных газет «Взгляд на события» и «Вечерняя газета» поступили письма, подписанные юрисконсультом КГУ «Областной центр СПИД» Ольги Маркус, с требованием соблюдения этических норм при написании материалов на тему ВИЧ/СПИД. Основанием для таких писем послужили публикации корреспондентов «Взгляд на события» Анастасии Демченко и «Вечерней газеты» Айнур Балакешовой, в которых были приведены факты, считающиеся врачебной тайной. Так, в статьях «Небезопасная любовь» и  «Разносчик СПИДа заслужил 7 лет строгача» журналисты указали инициалы и национальность ВИЧ-инфицированного, который умышленно заражал данной болезнью женщин. 

Автор писем просила главных редакторов газет провести с журналистами соответствующую беседу и предупредить их о недопустимости впредь подобных фактов.

Июль, 15 

Айымтора Абдина, ТК «5 канал» (г. Караганда) 

На пресс-конференции, проведенной КГУ «Областной центр СПИД», юрисконсульт этого учреждения Ольга Маркус сделала замечание корреспонденту ТК «5 канал» Айымторе Абдиной по поводу того, что она в своих телесюжетах, посвященных проблеме СПИДа, не раскрывает темы. О. Маркус также в присутствии других журналистов в грубой форме заявила о непрофессионализме журналиста Абдиной. 

После пресс-конференции Айымтора Абдина направила жалобу в областное управление здравоохранения Карагандинской области в связи с неподобающим поведением на пресс-конференции юрисконсульта КГУ «ОЦ СПИД» Ольги Маркус. 

4.1. Обвинения в злоупотреблении свободой слова в Интернете 

Июль, 31 

youtu.be 

Гражданин, назвавшийся Максатом, обратился в блог председателя Агентства РК по связи и информации Аскара Жумагалиева с просьбой принять меры по факту размещения на http://youtu.be/MI8i0wgfA-w ролика с ненормативной лексикой. 

Аскар Жумагалиев сообщил в своем ответе, что Агентством в адрес собственника интернет-ресурса http:www.youtube.com направлено уведомительное письмо о необходимости удаления указанного материала с интернет-ресурса в порядке досудебного производства. В случае отказа Агентством будут приняты процессуальные меры по прекращению распространения противоправных материалов. 

Июль, 31 

Казнет 

Гражданин по имени Азамат обратился в блог председателя Агентства РК по связи и информации А. Жумагалиева с просьбой изъять из сети ролик о казахах-джихадистах, воюющих в Сирии. Он отмечает: «Ролики с призывами принять участие в войне против неверных с завидной регулярностью появляются в контакте, ютюбе и других соцсетях, и вдобавок активно тиражируются в СМИ с кричащими пугающими заголовками». 

В ответе Аскар Жумагалиев сообщил автору письма, что Агентством направлено исковое заявление в Есильский районный суд Астаны о признании видеоматериала под названием «Те, кто были правдивы с Аллахом» незаконным и запрещении его распространения на территории Республики Казахстан. Также Агентством в адрес собственников интернет-ресурсов http:www.youtube.com и www.vk.com направлены уведомительные письма о необходимости удаления указанного видеоролика с интернет-ресурсов в порядке досудебного производства. 

На сегодняшний день указанные видеоматериалы удалены собственником интернет-ресурса http:www.youtube.com. 

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   

