
[image: image1.png]



Международный Фонд защиты 
свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане
Февраль 2015 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в феврале 2015 года. 

Среди сообщений: 

- Решение суда о закрытии журнала «ADAM bol» вошло в законную силу.
- Управление печатных СМИ и работы на интернет-ресурсах Комитета связи, информатизации и информации разослало для негосударственных СМИ рекомендации по подаче материалов и тематические направления на 2015 год.

- Журналист «Уральской недели» Мария Ковалева подозревается в распространении заведомо ложной информации.

- В законодательство РК вводится понятие «сетевые издания» и их обязательная регистрация.
- Суд оправдал журналиста Оксану Живицкую по обвинению в клевете и оскорблении. 
В феврале вынесено 3 судебных акта по ранее рассматриваемым делам по искам о защите чести, достионства и деловой репутации (в т.ч. 1 в апелляции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 2. 

С начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 2 обвинение в клевете (в т.ч. по переходящим данным – 1); 
- 1 обвинение в разжигании межнациональной вражды;

- 1 обвинение в распространении заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК).
- 22 досудебных претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.

С января судами рассматривалось 11 дел по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. по переходящим данным – 7) на общую сумму 340 млн.  тенге (в т.ч. по переходящим данным – 289 млн. тенге).
Оглавление

2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


3II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


31. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста


42. Угрозы журналистам и СМИ


43. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества


5III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


51. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


92. Нарушение права на распространение информации


92.1. Закрытие СМИ. Дело «ADAM bol»


112.2. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


113. Нарушение гласности судебного процесса


12IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


121. Преследования в уголовном порядке


142. Преследования в гражданском порядке


141.1. Судебные иски


181.2. Досудебные претензии


193. Другое




I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Февраль, 18

18 февраля Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» на своем сайте опубликовал мнение о проекте закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и о пакете сопутствующих к нему поправок в законодательные акты республики, в частности, по поводу введения в Закон РК «О средствах массовой информации» понятия «сетевое издание».

Предлагаемые поправки в закон о СМИ гласят: «сетевое издание – интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан», и тут же утверждают: «Периодическое печатное издание, информационное агентство  и сетевое издание, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет». 
«Адил соз» считает, что нельзя давать одно определение через другое: «Так и не понятно, что же такое сетевое издание? Интернет-ресурс получает  статус сетевого издания только после регистрации, но регистрация является обязательной – для кого? Для интернет-ресурсов?  Для каких? Теперь что, уполномоченный орган будет вылавливать интернет-ресурсы, чья деятельность подходит под критерии регистрации, и принуждать их к регистрации? А как с электронными версиями традиционных СМИ, им тоже потребуется отдельная регистрация?».
По мнению Фонда, «принудительная регистрация приведет к оттоку популярных частных интернет-изданий из Казахстана.  А оставаясь в зоне kz, они в случае конфликта с уполномоченным органом  по поводу регистрации будут доказывать, что не подпадают под критерии закона: периодичность издания произвольная,  обновляют они содержание не раз в неделю или в день, а когда как;  бизнесом не занимаются, бизнес-идентификационного номера не имеют,  тематика тоже произвольная, языки – как получится, устава и договора между собственником и редакцией нет, нет технических возможностей размещать выходные данные в требуемом формате…».
«Адил соз» рекомендует: 1. дать новое, грамотное определение сетевых изданий; 2. Обязательную регистрацию сетевых изданий из проекта убрать.
По поводу проекта закона в целом Фонд считает: закон о защите детей от вредной информации должен включать только положения, касающиеся защиты детей.

Февраль, 19

19 февраля Сенат парламента РК на пленарном заседании принял проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также рассмотрел в первом чтении пакет сопутствующих поправок в законодательные акты республики.

Как сообщил депутат Мажилиса парламента Алдан Смайыл, представляющий законопроект в сенате, документом «определены запреты на ограничение и распространение информации, продукции среди детей определенного возраста. Для этого введены понятия «возрастная классификация» и «возрастная категория».

«В целом проектом закона определен запрет на информационную продукцию, основанную на жестокости и насилии, провоцирующую детей на опасные для жизни деяния, в частности, суицид, содержащие информацию порнографического, эротического характера, пропагандирующие нетрадиционную сексуальную ориентацию», - отметил мажилисмен.

Как проинформировал Алдан Смайыл, телеканалы «должны вещать только маркированную информационную продукцию».

Так, пакетом сопутствующих поправок в законодательные акты республики в Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП) введена статья 156-1 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно этой статье, распространение  информационной продукции без указания или сообщения знака возрастной категории влечет сначала предупреждение, а затем, при повторном нарушении требований о маркировке в течение года, штраф от 20 до 200 МРП. 
Пункт 1 статьи 13 закона «О средствах массовой информации» дополнен второй частью, согласно которой приостановление доступа к интернет-ресурсу будет возможно по предписанию Генерального прокурора РК или его заместителей в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Также одним из изменений в Закон РК «О средствах массовой информации» введено понятие «сетевое издание». Это - интернет-ресурс, прошедший процедуру поставки на учет в уполномоченном органе. 
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

Февраль, 03

Ольга Горай, «Наша Газета» (г.Рудный)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай приехала в акимат города Рудного для освещения встречи акима города с населением. В фойе на первом этаже акимата журналиста остановила сотрудница акимата, которая у всех приходящих на встречу спрашивала фамилию, название организации и сверяла эти данные со своим списком. Девушка сообщила Ольге, что ее фамилии в списке нет, поэтому присутствовать на встрече она не может. На возражения Горай о том, что на отчетную встречу акима с населением может прийти любой человек, сотрудница акимата не реагировала. Журналиста пропустили только после того, как появился представитель акимата, отвечающий за связи со СМИ. На вопрос, почему людей пропускают по спискам, он заверил: пропускают всех.

Февраль, 02

Катерина Попкова, Канат Жунисбеков, Ерболат Абишев, телеканал «24 KZ» (г. Шымкент) 

31 января съемочная группа телеканала «24 KZ» – корреспонденты Катерина Попкова, Канат Жунисбеков и телеоператор Ерболат Абишев - по приглашению управления сельского хозяйства Южно-Казахстанской области приехала снимать самую большую теплицу на юге Казахстана. По приезду группы мужчина, представившийся исполняющим обязанности руководителя комплекса, сразу выразил свое недовольство. Он сообщил, что его не устраивает столь частое и пристальное внимание прессы к теплице.  В дальнейшем и.о. руководителя комплекса запретил рабочим давать интервью, был против съемок в самой теплице, предложил снять только склады. С журналистами разговаривал, используя нецензурные слова. В итоге Катерина Попкова и Канат Жунисбеков не сняли материал о том, как развивается эта теплица.

Февраль, 28

Виктор Абакумов, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск) 
В феврале фотокорреспондент газеты «Мой город» Виктор Абакумов получил редакционное задание сфотографировать строящийся театр драмы в Усть-Каменогорске. Однако внутри здания сделать снимки ему не удалось — начальник охраны строящегося объекта запретил это делать и не запустил фотокорреспондента в помещение.
2. Угрозы журналистам и СМИ
Февраль, 01
Марина Низовкина, Евгений Сергиенко, ТК «КТК» (Южно-Казахстанская область) 
Собкор телеканала «КТК» по Южно-Казахстанской области Марина Низовкина 29 января выпустила репортаж  о том, что в г. Арыси семья с четырьмя детьми вынуждена ночевать под открытым небом. Через несколько дней журналист вместе с телеоператором Евгением Сергиенко вновь выехали туда, чтобы снять продолжение истории. В г. Арысь съемочную группу встретили сотрудники местного акимата и пригрозили, что напишут заявление в правоохранительные органы. Якобы, данный материал журналисты снимали для того, чтобы вымогать у акимата деньги. М. Низовкину и Е. Сергиенко также обвинили в  том, что это они придумали спектакль о несчастной семье. Несмотря на угрозы, журналисты  сняли материал о том, что семье начали помогать люди. 1 февраля сюжет вышел в программе телеканала «Портрет недели».
3. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества
Февраль, 12
Все СМИ

Управление печатных СМИ и работы на интернет-ресурсах Комитета связи, информатизации и информации разослало частным СМИ «рекомендации для негос. СМИ». Письмо начинается со слов «Уважаемые коллеги! Информация НЕ для публикации».

Далее Управление «на момент реализации мер по улучшению экономической ситуации» рекомендует СМИ придерживаться следующей конструкции подачи материалов:

«· Материалы с каждого брифинга по мере их проведения (1-2 материала в рубрике «Главные новости»).

· Публикация комментариев в неделю экспертов о правильных мерах и запасе прочности у Казахстана, который позволит выстоять в кризис.

· Подготовка инфографики о запасе прочности Казахстана, достижениях за годы Независимости (не менее одного раза в месяц).

· Публикация собственных материалов (в т.ч. интервью, инфографика) о негативных социальных явлениях в зарубежных странах из-за мировой экономической ситуации (ежедневно).

· Обеспечить информационное сопровождение по следующим направлениям: «Послание Главы государства «Нұрлы жол», «Год АНК», «70-летие Победы в ВОВ», «550-летие Казахского ханства», «20-летие Конституции РК», «Индустриализация», «ЭКСПО 2017»,  социально-культурное развитие (патриотизм, образование), социальная модернизация (Саламатты Қазақстан, пропаганда здорового образа жизни, семейные ценности, Занятость 2020), ЕАЭС, противодействие коррупции и др.

· При подготовке и выпуске материалов руководствоваться официальными заявлениями компетентных государственных органов, в целях недопущения выхода непроверенных и резонансных материалов;

· Использование качественных фотоматериалов к публикациям и новостным сообщениям («удачные фотографии»);

· Соблюдать законы и иные нормативные акты Республики Казахстан при подаче новостных сообщений и сюжетов.

Примечание:

Необходимые материалы (дайджесты зарубежных СМИ, инфографики, список спикеров, материалы с брифингов СЦК) будут высылаться ежедневно до 13:00 часов».
Февраль, 28

СМИ Восточно-Казахстанской области 

В феврале отдел внутренней политики Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области отправил редакторам местных газет «Уба-информ», «ЛЗ Сегодня», «Мой город Шемонаиха» письмо следующего содержания: «Уважаемые редакторы! Предоставляем Вам основные тематические направления на 2015 год, подлежащие общему освещению в СМИ. В рабочем порядке дополнительно будут направляться уточнения, логотипы и другие информации. Администрацией президента Республики Казахстан, управлением внутренней политики по Восточно-Казахстанской области продолжается постоянный мониторинг СМИ разных уровней, в том числе на предмет освещения хода реализации послания. 

Слабо ведется работа по размещению инфографики в рамках послания. Необходимо в рамках финансирования и дополнительного согласования на 2015 год вести эту работу.

При перепечатке/размещении материалов, полученных от СЦК, Информационного центра ВКО необходимо указывать источник информации (есть случаи, когда материалы публикуются под своим именем, что является нарушением авторских прав). Редакторы, включите данные направления в медиа планы на январь-февраль 2015 года.

Темы: 20-летие Ассамблеи народа Казахстана (активизировать, нужна рубрика); 20-летие Конституции Республики Казахстан (рубрика с выходом 4 раза в месяц); 550- летие Казахского ханства; 170-летие Абая Кунанбаева; 70-летие Победы ВОВ (рубрика, желательно в каждом номере)».

Февраль, 28

СМИ Северо-Казахстанской области
Журналисты Северо-Казахстанской области сообщили собкору фонда «Адил соз», что на время электорального периода им велено не писать ничего критического.  Указания идут из акиматов всех уровней.  По их словам, редакциям рекомендуется не писать даже о мелких неурядицах, жалобах на коммунальные службы и пр.

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Февраль, 04

365info.kz (г. Алматы)

По жалобе портала 365info.kz прокуратура Кызылординской области проводит проверку Департамента внутренних дел (ДВД) Кызылординской области на предмет нарушения закона «О средствах массовой информации». Поводом стал оставшийся без ответа запрос редакции, направленный в это ведомство еще в начале января.  

В ходе проверки жалобы редакции прокуратура Кызылординской области выявила факт нарушения ст. 18 закона «О средствах массовой информации». По результатам проверки будет принято решение о привлечении ДВД области к ответственности.

Редакция портала отмечает, что спустя почти месяц после того, как портал обратился в надзорный орган, из департамента внутренних дел пришел ответ на запрос.

Февраль, 02

Оксана Перегудова, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

Корреспондент еженедельной газеты «Темиртауский рабочий» Оксана Перегудова обратилась к директору КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних Карагандинской области» Айман Тлегеновой с просьбой рассказать, почему дети совершают побеги из центра  адаптации и какая помощь оказывается детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Директор категорично отказалась давать какую-либо информацию.
Февраль, 03

Аслан Кудабаев, «Костанайские новости» (г. Костанай)

29 января корреспондент газеты «Костанайские новости» Аслан Кудабаев обратился в офис ТОО «Airport Management Group» в Астане в связи с тем, что эта фирма стала управляющей компанией АО «Международный аэропорт Костаная». Журналиста интересовала программа развития аэропорта Костаная, которая будет реализована управляющей компанией. Представитель компании Аскар Муратбаев устно отвечать на вопросы отказался, попросив отправить вопросы на электронную почту. А. Кудабаев отправил свой запрос на электронный адрес Аскара Муратбаева.  Не получив ответ в течение дня, корреспондент позвонил представителю ТОО и услышал: «Отправьте теперь еще и официальный запрос». В результате статья «Аэропорт: новый управляющий и старые проблемы» была опубликована 3 февраля без комментария управляющей компании.

КОММЕНТАРИЙ:
Статья 18 Закона РК «О средствах массовой информации» не устанавливает, в какой именно форме - устной или письменной - должен быть подан запрос об информации.  Обе формы подачи запроса являются законными. Должностное лицо должно было предоставить запрашиваемую информацию, поскольку она затрагивает интересы потребителей (пассажиров) услуг аэропорта. Очевидно также, что такая информация не является государственными секретами. 

         Действие (бездействие) должностного лица можно обжаловать в несудебном и судебном порядке (Глава 27 ГПК РК). Внесудебный порядок предусматривает подачу жалобы в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу).

Февраль, 13

Радио Азаттык (Западно-Казахстанская область)

28 ноября 2014 г. в селе Березовка Западно-Казахстанской области (ЗКО) произошло массовое отравление детей неизвестным токсическим веществом. 26 школьников упали в обморок во время занятий.  Врачи детской многопрофильной больницы ЗКО поставили диагноз «эпилепсия». В республиканской детской клинической больнице «Аксай» в Алматы, куда отправили нескольких детей на обследование, этот диагноз сняли, поставив совершенно другой. Родители школьников в растерянности, потому что не знают, как лечить детей дальше.
В связи с этим радио Азаттык обратилось с вопросами к главе управления качеством медицинской помощи детской многопрофильной больницы ЗКО Александру Гехману. Руководитель управления отказался комментировать опровержение первоначальных диагнозов алматинскими врачами, посоветовав журналистам обратиться в пресс-службу областного управления здравоохранения. 
Пресс-секретарь управления здравоохранения ЗКО Флюра Саматова также отказалась ответить на вопросы Азаттыка, сославшись на врачебную тайну: «Мы не можем дать информацию касательно диагнозов, потому что это является врачебной тайной».
Февраль, 17

Наталья Вернадская, «Зеркало» (г. Темиртау)

На аппаратном совещании руководитель отдела внутренней политики акимата города Темиртау Татьяна Куринная сообщила, что СМИ города подают информацию не так. В частности, по словам Т. Куринной, «в 2014 году вышло 148 статей с негативным оттенком». В качестве примера была приведена статья журналиста Натальи Вернадской «Договорились…», опубликованная в еженедельной газете «Зеркало» (15.02.2015 г.), в которой говорилось о выплате неполной зарплаты металлургам. В газете, по словам Куринной, была допущена неточность: издание сообщило, что на генерального директора АО «АрселорМиттал Темиртау» Виджая Махадевана  наложен штраф в связи с нарушением трудового законодательства, хотя его только должны были наложить в случае невыполнения предписания об устранении нарушений закона. Татьяна Куринная подчеркнула, что если издание еще раз допустит подобную ошибку, то оно будет лишено аккредитации на посещение аппаратных совещаний акимата. 

Аким города Нуркен Султанов добавил, обращаясь к присутствовавшим представителям СМИ: «Что сказал докладчик на аппаратном совещании, то и должно быть написано в СМИ, в противном случае вы сюда заходить не будете».
КОММЕНТАРИЙ: 
Каждому должностному лицу любого государственного органа следует помнить следующие основополагающие положения законодательства РК, а именно:

Пункт 1 статьи 20 Конституции РК гарантирует гражданам свободу слова и творчества. Пункт 2 этой же статьи регламентирует, что эта свобода означает «право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом», за исключением разглашения государственных секретов.   Применительно к описанной выше ситуации это означает, что никакой госслужащий не вправе диктовать, как именно подавать информацию, негативно или позитивно.

Не основаны на законе и угрозы лишить аккредитации. Правила аккредитации журналистов,  утвержденные приказом Министра  культуры и информации РК от 21 июня 2013 года № 138, устанавливают конкретный перечень случаев лишения аккредитации. Пункт 10 Правил гласит, что аккредитованный журналист лишается аккредитации на основании заявления собственника средства массовой информации либо редакцией собственника средства массовой информации, а также решения суда, вступившего в законную силу.
Февраль, 19

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)

12 февраля корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова обратилась к начальнику ДВД Костанайской области Тлегену Маткенову с вопросами о ходе расследования ЧП, произошедшего в ноябре 2014 г. Тогда при прокладке канализационного коллектора в Костанае погибли двое работников ТОО «Балхаш Трубомонтаж». В частности, Сергазинова спрашивала: на какой стадии расследования находится уголовное дело, предъявлено ли обвинение и кому, а если расследование не окончено, то определен ли круг подозреваемых, установлена ли причина ЧП и в результате чьих недоработок оно случилось.
Ответ пресс-секретаря начальника ДВД Адильбека Нурмахина пришел по факсу только 27 февраля, но, по сути, он был отпиской. Пресс-служба ДВД сообщила те же факты, которые журналисты знали: о том, что возбуждено уголовное дело и по нему назначены необходимые экспертизы. Поскольку с момента ЧП прошло уже почти 4 месяца, журналисты рассчитывали получить более полную информацию. 
Февраль, 23 

Бахрам Талибжанов, ТК «Отырар» (г. Шымкент») 

Главный архитектор г. Шымкент Бахытжан Аширбаев отказался рассказать журналисту телеканала «Отырар» Бахраму Талибжанову об истории достопримечательности города – обелиска Славы. С вой отказ Б. Талибжанов мотивировал тем, что уже много раз давал интервью на данную тему другим СМИ. 

Февраль, 25

 «Версия» (г. Павлодар)

Редакция павлодарской газеты обвинила пресс-службу ДВД в систематическом нарушении своих прав на доступ к информации. Собственник газеты «Версия» - ТОО «Версия-Пресс» направил на имя министра внутренних дел Касымова жалобу на пресс-службу ДВД Павлодарской области. В обращении указывается, что корреспондентам газеты пресс-служба не предоставляет своевременно новости и релизы. Кроме того, пресс-служба выборочно предоставляет информацию на запросы: одним СМИ отвечают сразу, тогда как корреспондентам «Версии» - с большой задержкой либо не отвечают вовсе.   

Февраль, 27

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар) 
Джамиля Маричева, интернет-портал «Ratel.kz» (Павлодарская область)
В конце января павлодарские журналисты Александр Баранов (газета «Городская неделя») и Джамиля Маричева (портал «Ratel.kz») направили запрос в пресс-службу Национальной палаты предпринимателей (НПП)  РК с просьбой сообщить, известно ли было руководству Нацпалаты, что здание офиса павлодарского филиала этой организации принадлежит директору филиала Райхан Сатабаевой. Пресс-служба сообщила в ответе, что для изучения данного вопроса назначена проверка ревизионной комиссии НПП, и пообещала, что в течение трех недель СМИ будут оповещены о результатах проверки. Однако до конца февраля НПП так и не сообщила журналистам о результатах проверки, несмотря на неоднократные обращения по этому вопросу в пресс-службу. 
Февраль, 27

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Корреспондент газеты «Городская неделя» Александр Баранов в начале февраля обратился к пресс-секретарю акимата Павлодарской области Аскару Джалдинову с просьбой сообщить, в какую сумму обошлась бюджету разработка Стратегии конкурентоспособности Павлодарской области до 2030 года. Также журналист просил предоставить полный текст этого документа. Несмотря на неоднократные повторные обращения, ответ на запрос А. Баранов не получил. 
5 февраля в областном акимате состоялась презентация Стратегии  конкурентоспособности Павлодарской области, которую разработала московская консалтинговая фирма «Strategy partners group». Никаких информационных материалов, пояснительных записок или даже просто тезисов по данной презентации журналистам предложено не было. До настоящего момента текст документа, разработанного за бюджетные средства, остается недоступным для общественности и СМИ.

КОММЕНТАРИЙ:
Оплата разработки Стратегии конкурентоспособности производится из средств государственного (местного) бюджета. Согласно п.п. 1-1 и 1-2 п.1 ст. 31 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» акимат (аким) обеспечивает исполнение бюджета района (города областного значения) и  представляет в соответствующий маслихат годовой отчет об исполнении бюджета. Данная информация не отнесена к категории ограниченного доступа и является открытой. Следовательно, и информация о затратах на разработку Стратегии конкурентоспособности не может быть ограничена в доступе, поскольку оплата за разработку этого документа  производится за счет местного бюджета и налогоплательщиков.
         В самой Стратегии определены  3 основные  цели развития области, рассчитанные до 2030 года. Это - обеспечение устойчивого экономического роста экономики и благосостояния населения, превращение региона в лучшее место для жизни и самореализации, привлечение инвестиций и создание рабочих мест. Очевидно, что это общественно важная и востребованная населением информация.

         Описанный формальный подход не только не профессионален и не вызывает доверия к деятельности акимата, но и нарушает законные права и интересы как журналистов, так и  населения на доступ к информации.
Февраль, 28

Ольга Колоколова, «Наша Газета» (г. Костанай)
28 января редакция «Нашей Газеты» направила запрос начальнику ДВД Костанайской области с просьбой сообщить, к каким материалам собкора газеты «Время» Стаса Киселева это ведомство предъявило требование об опровержении. О том, что областное ДВД обратилось в редакцию с досудебными претензиями, заявил на совещании по итогам работы начальник УСБ ДВД Жарасхан Акбердиев. 
Так как 29 января на свой запрос «Наша Газета» получила отписку, 2 февраля редакция направила второй запрос, повторив в нем вопросы и отметив, что в январском письме пресс-службы департамента не содержалось информации ни по одному поставленному вопросу. До конца февраля ответ из ДВД получен не был. 
Февраль, 04 

Марина Низовкина, Бек Абиев,  ТК «КТК» (г. Шымкент)

Ирина Абрамова, Максат Жаксыбаев, ТК «7 канал» (г. Шымкент)

4 февраля в г. Шымкент состоялся отчет акима города Дархана Сатыбалды. На собрание были приглашены журналисты республиканских и местных СМИ.  Не сообщили о предстоящем отчете только собкорам «7 канала» и «КТК». Об этом событии они узнали от коллег.
Февраль, 19

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай) 
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Лихограй попыталась уточнить, чем было вызвано решение ГКП «КТЭК» (Костанайская теплоэнергетическая компания) произвести перерасчет стоимости услуг по теплоснабжению в сторону уменьшения. Интерес журналиста был вызван тем, что в октябре 2014 года директор компании Виктор Шмыглов заявил, что перерасчета за аномальный период отопительного сезона производиться не будет. 

В течение двух дней Ольга Лихограй звонила к директору ГКП, но он был недоступен. Заместитель В. Шмыглова Валерий Солодов дать разъяснения отказался, отметив только, что перерасчет сделан с ведома антимонопольного ведомства. 

Февраль, 28

Ирина Абрамова,  ТК «7 канал» (г. Шымкент)
Собкор телеканала «7 канал» по Южно-Казахстанской области Ирина Абрамова сообщила корреспонденту фонда «Адил соз», что при подготовке проблемных материалов она часто сталкивается с непониманием со стороны акимата Шымкента и трудностями с получением информации. Съемочной группе сложно получить комментарий в этом ведомстве.

2. Нарушение права на распространение информации
2.1. Закрытие СМИ. Дело «ADAM bol»

24 декабря 2014 г. судья Медеуского районного суда г. Алматы А. Абишева в полном объеме удовлетворила иск Управления внутренней политики города о закрытии журнала «ADAM bol» и интернет-версии издания. 
Журналу инкриминировали пропаганду и агитацию войны. Признаки этого преступления специалисты Управления внутренней политики усмотрели в публикации «Наши на чужой войне» («ADAM bol», 29.08.2014 г.), которая представляет собой интервью с казахстанским правозащитником Айдосом Садыковым.

В январе 2015 г. редакция обратилась в Алматинский городской суд с апелляционной жалобой на это решение.
2 февраля, накануне заседания апелляционной коллегии члены Штаба по защите журнала «ADAM bol» (правозащитники, журналисты) пришли в акимат Алматы, чтобы встретиться с главой города  Ахметжаном Есимовым и передать ему письмо-требование. Суть обращения в том, чтобы аким Алматы дал поручение Управлению внутренней политики города отозвать иск о закрытии журнала как несостоятельный и политически мотивированный. Эта акция была продиктована еще и обеспокоенностью за здоровье главного редактора закрытого издания Гульжан Ергалиевой, которая в знак протеста против преследования независимого издания 19 января вышла на бессрочную голодовку. 
Никто из представителей властей напрямую никак не отреагировал на эту акцию протеста. Чтобы обратить их внимание, 26 января к акции присоединился руководитель фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов. Спустя 6 дней он был госпитализирован  в связи с резким ухудшением здоровья.

Встретиться с акимом членам Штаба не удалось – он оказался недоступен. Обращение было передано через его заместителей.  
Февраль, 05

Давно запланированное на 5 февраля заседание апелляционной коллегии Алматинского городского суда по жалобе руководства закрытого журнала «ADAM bol» закончилось, едва начавшись. Судья Я.Т. Набиев, открыв его, выяснил, что отсутствуют представители как истца, так и ответчика.  Так как накануне в  суд было представлено ходатайство о переносе сроков в связи с болезнью представителя городского акимата, выступающего истцом, председательствующий на процессе вынес решение, что заседание переносится на 26 февраля.

Примечательно, что накануне, 4 февраля в 19.00 часов главному редактору журнала ADAM bol Гульжан Ергалиевой, которая держит протестную голодовку с 19 января, позвонила секретарь судьи Набиева и сообщила, что процесс переносится на неопределенный срок. Г. Ергалиева выразила несогласие с неопределенностью даты переноса. Через полчаса после этого на сайте Алматинского городского суда  в разделе «Медиацентр. Новости» http://almaty.sud.kz/rus/news/otlozheno-v-svyazi-s-boleznyu  появилось сообщение, что апелляционный процесс по делу о закрытии журнала переносится на 26 февраля. 

5 февраля Штаб по защите журнала «ADAM bol» заявил о прекращении голодовки Гульжан Ергалиевой. Протестная акция продлилась 18 суток. После 10 суток здоровье  главного редактора «ADAM bol» заметно ухудшилось. Со стороны общественности стали поступать предложения о прекращении голодовки, однако Г. Ергалиева продолжила ее, так как одним из требований акции было объективное рассмотрение дела о закрытии журнала в суде апелляционной инстанции 5 февраля. 

Так как заседание суда было отложено до 26 февраля, Штаб и общественность настояли на прекращении акции, как так ее продолжение представляет для Ергалиевой серьезную угрозу ее здоровью и жизни. 
5 февраля в 13.00 Гульжан Ергалиева  официально прекратила голодовку. 

Февраль, 17

Представители нескольких изданий, обеспокоенные состоянием свободы слова в Казахстане, провели встречу в Алматы, на которой заявили о создании движения по защите свободы слова. 
Участники встречи обратились к председателю Верховного суда Кайрату Мами с просьбой взять под личный контроль рассмотрение апелляционной жалобы журнала «ADAM bol». Также журналисты просили внимательно выслушать в суде доводы редакции журнала и дать максимально справедливую оценку делу.

Обращение подписали главный редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбай, журналист Ермурат Бапи, журналист медиапортала «Накануне.kz» Оксана Макушина, главный редактор журнала «Аңыз адам» Жарылкап Калыбай, «идеологический руководитель» газеты «Ашық алаң» («Трибуна») Жанболат Мамай, журналист Андрей Свиридов, президент Федерации равноправных журналистов Казахстана Розлана Таукина, руководитель организации «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов.
Февраль, 26

26 февраля 2015 года судья Алматинского городского суда Я.Т. Набиев вынес постановление: оставить без изменений решение Медеуского районного суда о закрытии журнала «ADAM bol» и его интернет-ресурса.
Февраль, 11

Фонд Алтынбека Сарсенбайулы и Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провели в Алматы круглый стол «Свобода слова – основа демократии». Мероприятие было приурочено к годовщине со дня убийства Алтынбека Сарсенбаева в 2006 году. В работе круглого стола приняли участие журналисты, общественные деятели и правозащитники. В результате была принята резолюция. 
Участники круглого стола констатируют: «Казахстанская законодательная регламентация и правоприменительная практика и тенденции их развития не соответствуют, а зачастую полностью противоречат международным принципам и Конституции страны.

(…) Пристрастно контролируя и оценивая деятельность независимых СМИ, власть упорно не замечает фактов воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов,  нападений, угроз и незаконных арестов».

Чтобы принципиально изменить ситуацию в интересах общества и государства, правозащитники рекомендуют властям: привести законодательство о свободе выражения в соответствие с международными демократическими принципами; ограничить исковую давность по делам о диффамации; пересмотреть судебные решения о принудительном закрытии газет «Ассанди таймс», «ADAM bol», «Правдивая газета»; тщательно расследовать каждый случай задержания, угроз и нападения на журналистов; пригласить в РК спецдокладчика по свободе слова ООН и другие.
2.2. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Февраль, 06

Южно-Казахстанская область
Репортер радио Азаттык по Южно-Казахстанской области сообщил о том, что с 6 февраля жители Сарыагашского района испытывают трудности с доступом в Интернет. Также в районе не работает мобильная связь. 

С подобными трудностями столкнулись и пользователи Интернета в Шымкенте. Как сообщает Азаттык, это может быть связано с событиями в Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области, где произошли столкновения между жителями двух поселков. 

Февраль, 07

Радио Азаттык (г. Алматы)

«Уральская неделя» (г. Уральск)

Forbes.kz (г. Алматы)
6 февраля на сайте радио Азаттык был опубликован репортаж «События в Сарыагашском районе назвали «недоразумением». В нем рассказывается о событиях в Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области 5-6 февраля, произошедших после убийства местного жителя казахской национальности. В преступлении подозревается житель таджикской национальности. После убийства произошли столкновения в нескольких селах района. 

Как сообщает Азаттык, через некоторое время после опубликования этот материал стал недоступным для читателей Казахстана. 
Заблокированными оказались и новости о сарыагашских событиях, опубликованные на сайте радио Азаттык, газеты «Уральская неделя», Forbes.kz.

3. Нарушение гласности судебного процесса
Февраль, 11

Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Корреспондента «Уральской недели» Талгата Умарова безосновательно удалили с открытого судебного заседания.
11 февраля в областном суде Западно-Казахстанской области начался открытый судебный процесс по апелляционной жалобе бывшего судьи Бахытжана Сатыбалдиева, приговоренного судом первой инстанции к 6 годам лишения свободы за получение взятки. В начале судебного заседания судья Гульнара Миниус, узнав, что в зале находится журналист, обратилась к стороне защиты по поводу присутствия прессы. Подсудимый Сатыбалдиев заявил, что против участия журналистов в заседании. Прокурор Ахмулдин был не против присутствия прессы, так как процесс открытый и никаких секретных документов в зале суда не исследуется.
Судья Гульнара Миниус решила журналиста удалить. На сайте «УН» сообщается: «Когда корреспондент спросил судью, на каком основании, та в ответ заявила: «Не спрашивайте у меня ничего». После этого  Талгата Умарова вывел из зала суда судебный пристав.

Комментарий:
В соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2002 года N 25 «О соблюдении принципа гласности судопроизводства по уголовным делам»,  под гласностью судопроизводства следует понимать не только проведение открытого судебного разбирательства, но и обеспечение участия в нем сторон, возможности присутствия иных лиц, не участвующих в деле. Ходатайства об ограничении гласности подлежат удовлетворению только при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 29 УПК: в целях охраны государственных секретов, предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и других лиц, членов их семей или близких родственников, защиты интересов несовершеннолетних подсудимых. 

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Февраль, 09
Татьяна Шевцова-Валова (г. Алматы)

Как известно, в Алатауском районном суде Алматы проходят слушания по заявлению 11-ти пользователей социальных сетей, обвинивших алматинку Татьяну Шевцову-Валову в разжигании межнациональной вражды (статья 164 УК РК). По информации истцов, Т. Шевцова-Валова в социальных сетях неоднократно размещала посты, оскорбляющие граждан по национальному признаку. Сама обвиняемая утверждает, что она не писала материалов, которые ей инкриминируют.
На заседании 9 февраля по ходатайству адвоката Шевцовой-Валовой суд назначил компьютерно-техническую экспертизу, которая должна показать, с какого компьютера писались провокационные и оскорбительные заметки в соцсети. 

Процесс отложен на месяц. 

Февраль, 24

Мария Ковалева, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

ДВД Западно-Казахстанской области (ЗКО) проводит доследственную проверку по статье «Распространение заведомо ложной информации» (274 УК РК) в отношении корреспондента газеты «Уральская неделя» Марии Ковалевой. Поводом стала публикация «В городе Уральске могут лечиться сепаратисты, раненные в Украине».

В ней автор сообщает, что во время своей поездки в Россию  познакомилась с мужчиной, который рассказал ей о том, что принимает участие в военном конфликте на востоке Украины на стороне пророссийских военных формирований и, получив ранение, лечился в областной клинической больнице в г. Уральск, как и другие бойцы ДНР и ЛНР. Журналист обращалась к руководству Западно-Казахстанской областной клинической больницы, там ей сообщили, что с такими паспортными данными к ним пациент не поступал.

27 февраля Марию Ковалеву вызвали в ДВД ЗКО для дачи показаний. В ходе беседы следователь Салават Беркалиев сообщил журналисту, что оперативниками ДВД была подтверждена информация, что ее попутчик действительно официально въезжал и выезжал из России в Казахстан, а также то, что позже этот же человек официально выехал из России в Украину. Вместе с тем, как говорится в рапорте следователя департамента С. Беркалиева, данные, озвученные в статье, не подтвердились, что и послужило основанием для возбуждения уголовного дела.

Февраль, 03
Оксана Живицкая, «Балхашский рабочий» (Карагандинская область)

3 февраля судья Балхашского городского суда М. Башанов оправдал корреспондента газеты «Балхашский рабочий» Оксану Живицкую в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления по статьям Уголовного Кодекса «Клевета» и «Оскорбление». Уголовное производство в отношении журналиста прекращено. 
Напомним, процесс начался в октябре 2014 г. по жалобе жителя Балхаша Адила Агыбаева. Поводом послужила статья «О людях хороших и гадких» («Балхашский рабочий», 13.06.2014 г.). В ней журналист рассказывает, что в редакцию обратились жители микрорайона Шашубай. Одни просили написать о хороших результатах активности жильцов, другие - помочь утихомирить соседа. В описании дебошира Адил Агыбаев узнал себя, хотя ни фамилии, ни имени журналист не указывала. Статья была написана на основании жалоб соседей и решения суда о привлечении к административной ответственности за хулиганство в отношении буйного соседа.

Февраль, 19
Мусагали Дуамбеков, сайт Insiderman (г. Астана)
19 февраля кассационная коллегия суда города Астаны оставила без изменения приговор и постановление апелляционной инстанции, вынесенные в отношении президента общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет» Мусагали Дуамбекова.
Напомним, 13 мая 2014 г. районный суд № 2 Алматинского района г. Астаны признал общественного защитника виновным в совершении преступления по статье УК РК – «Клевета» и приговорил Мусагали Дуамбекова к одному году ограничения свободы. 

11.07.2014 г. апелляционная инстанция оставила этот приговор без изменения.
Поводом для обвинения стала серия статей «Спрут», опубликованная на сайте Insiderman.kz  9.01.2014 г. и 07.02.2014 г. Частные обвинители – отец и сын Бахыт и Саламат Мукашевы считают, что в них М. Дуамбеков распространил заведомо ложные  сведения о похищении ими Алибека Искакова, его избиении и применении ими пыток, в занятии незаконной предпринимательской деятельностью в составе ОПГ. 
М. Дуамбеков не признал предъявленное обвинение, пояснив на судебных процессах, что к нему за помощью обратился отец Алибека Ерсен Искаков в связи с нарушением их прав Мукашевыми. Спорные публикации были размещены на сайте только после того, как состоялись решения гражданских судов по иску А. Искакова и его отца к Мукашевым, на которых Дуамбеков представлял интересы истцов.

Отметим, Бахыт Мукашев также предъявлял обвинение по статье УК РК – «Клевета» к первоисточнику спорной информации Ерсену Искакову. Он посчитал, что Е. Искаков, обратившись в 2013 году в суд с гражданским иском об оспаривании договора займа к  предпринимателям Мукашевым, распространил заведомо ложные сведения о похищении ими его сына, избиении Алибека и применении пыток, в занятии незаконной предпринимательской деятельностью в составе ОПГ.
15 января Целиноградский районный суд Астаны оправдал Е. Искакова за отсутствием в его действиях состава преступления. 
Февраль, 27

Zakon.kz (г. Алматы)

Гражданка Виктория Морозова обратилась в блог министра внутренних дел Кулмуханбета Касымова. По ее словам, на сайте Zakon.kz в комментариях к различным материалам  модераторы ресурса «легко пропускают» высказывания экстремистского содержания. 
К. Касымов в своем ответе сообщил, что  МВД совместно с другими заинтересованными государственными органами на постоянной основе принимает меры по незамедлительному реагированию на проявления терроризма и экстремизма, а также факты разжигания межнациональной, межрелигиозной и расовой вражды и розни.

Он порекомендовал автору обращения направить сведения с соответствующими ссылками в правоохранительные органы по месту жительства для принятия соответствующих мер.
2. Преследования в гражданском порядке 

1.1. Судебные иски 

Февраль, 16

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

В феврале журналист газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров получил уведомление Управления Верховного комиссара по правам человека ООН о регистрации обращения журналиста от 22.04.2014 г.  
Обращение Лукпана Ахмедьярова касается решения, вынесенного судом № 2 г. Уральска в июле 2012 года по иску бывшего начальника Западно-Казахстанского управления внутренней политики Тлеккабыла Имашева к корреспонденту Лукпану Ахмедьярову и учредителю газеты «Уральская неделя» – ТОО «Журналистская инициатива».  
Напомним, Т. Имашев посчитал, что в статье «Брат, сват и блат» («Уральская неделя», 2.02.2012 г.), в которой описывались родственные связи в органах власти области, ответчики распространили о нем недостоверные, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию сведения о его родстве с Имангали Тасмагамбетовым, бывшим премьер-министром Казахстана.  
Также Тлеккабыл Имашев оскорбился иллюстрацией к материалу: «Воспроизведение моего изображения в колоде игральных карт оскорбляет меня не только как государственного служащего, но и как гражданина Республики Казахстан, поскольку тем самым вы имели целью опорочить мою репутацию честного государственного служащего и порядочного гражданина».
Не отрицая родственных связей, истец потребовал обязать ответчиков опубликовать опровержение порочащих сведений и возместить ему нанесенный моральный вред в размере 5 млн. тенге.

Судья Б. Баймагамбетова удовлетворила иск в полном объеме, несмотря на то, что две психолого-филологические экспертизы дали заключение, что сведений, порочащих честь и достоинство истца – начальника управления внутренней политики акимата ЗКО, не имеется. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение городского суда без изменений. 

В своем обращении в ООН Л. Ахмедьяров просит, чтобы Комитет по правам человека объявил о нарушении Казахстаном - государством-участником ООН норм Международного пакта «О гражданских и политических правах» (МПГПП), касающихся правовой защиты любого лица (ст. 2 МПГПП), свободы передвижения на территории государства (ст. 12), равенства перед судами (ст. 14), права на свободу выражения своего мнения (ст. 19), равенства перед законом (ст. 26). Также Л. Ахмедьяров просит Комитет дать рекомендацию  Казахстану совершить все необходимые действия для полной отмены незаконного судебного решения, принятия соответствующих мер в отношении лиц, виновных в его принятии.

Копия обращения журналиста была направлена правительству Казахстана.
Февраль, 09

«Любимый город» (г. Кокшетау)

Как сообщалось, в августе 2014 г. руководитель Управления по защите прав потребителей Кокшетау Нурхан Мейрамбек обратился в Кокшетауский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Любимый город» и главному врачу городской больницы Серику Какенову. Поводом для иска стала статья Алии Баймухановой «Не доверяют и проверяют», опубликованная на сайте издания 9.07.2014 г. Истец посчитал, что С. Какенов, отвечая на вопросы журналиста о результатах проведенной Управлением проверки горбольницы, распространил не соответствующие действительности, порочащие его сведения. Н. Мейрамбек просил суд обязать главврача городской больницы принести ему публичные извинения в газете «Любимый город», а издание – опубликовать опровержение порочащих сведений.

В октябре 2014 г. истец обратился в суд с заявлением об оставлении иска без рассмотрения. В свою очередь, ответчики настаивали на рассмотрении иска. Было назначено лингвистическое исследование спорного текста с тем, чтобы выяснить, имеются ли в нем негативные сведения о Нурхане Мейрамбеке. 
Согласно заключению эксперта, негативная информация о Нурхане М.С. в первом спорном фрагменте статьи отсутствует и присутствует во втором высказывании. Негативная информация о Нурхане М.С., содержащаяся во втором спорном высказывании, выражена в форме оценочного суждения. 
Суд пришел к выводу, что высказывания С. Какенова соответствуют действительности, и 7.11.2014 г. отказал руководителю Управления в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с вынесенным решением, Нурхан Мейрамбек обратился в Акмолинский областной суд с заявлением, в котором просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленного иска.

9 февраля апелляционная коллегия отменила решение Кокшетауского городского суда и вынесла новое: иск Н. Мейрамбека к Серику Какенову и газете «Любимый город» оставить без рассмотрения. 
Февраль, 26

Салтанат Жакенова, Талгат Айдарханов, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

Людмила Пахмутова, жительница г. Петропавловск

26 февраля суд № 2 г. Петропавловска отказал индивидуальному предпринимателю Вадиму Приходченко в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации к собственнику газеты «Квартал Петропавловск» ТОО «Масс-Медиа 2006», главному редактору газеты Талгату Айдарханову, журналисту Салтанат Жакеновой и жительнице Петропавловска Людмиле Пахмутовой. 

Напомним, поводом для разбирательства стала статья «Похоронных дел проблемы» («Квартал Петропавловск», 16.10.2014 г.), написанная по жалобе на услуги похоронного бюро «Ангел» Людмилы Пахмутовой. После выхода публикации владелец фирмы обращался в редакцию с требованием выплатить ему 1 млн. тенге за нанесенный моральный вред и опубликовать опровержение. Редакция отказалась выполнить его требования. Тогда В. Приходченко обратился в суд с требованием признать распространенные сведения порочащими его деловую репутацию и взыскать с ответчиков 100 тыс. тенге в  солидарном порядке. 
Февраль, 19
Баян Сарсембина, «Жас Алаш» (г. Актобе)

Жаркынбек Кенесбаев, житель Актюбинской области

Суд г. Актобе частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства жительницы Актюбинской области Ляззат Оспановой к редакции газеты «Жас Алаш», корреспонденту Баян Сарсембиной и гр. Жаркынбеку Кенесбаеву. 
Напомним, поводом для иска стала статья «Қаржы полицейлері шектеп шығып кетті» («Жас Алаш», 17.06.2013 г.). Истец утверждает, что в публикации ответчики распространили недостоверные и порочащие ее сведения о том, что жительница поселка Ушкудук Л. Оспанова преследовала акима Ушкудукского сельского округа по поводу узаконивания земельного участка и подбросила ему деньги. Недостоверность этой информации подтверждается приговором суда, вынесенным в отношении акима, обвиняемом в получении взятки.  15 июля 2014 г. газета по требованию Ляззат  Оспановой опубликовала опровержение. 
В августе 2014 г. жительница поселка обратилась с иском в суд. Она потребовала признать распространенные в отношении нее сведения порочащими и не соответствующими действительности,  обязать Ж. Кенесбаева принести ей публичное извинение через газету и взыскать с ответчиков 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 
19 февраля суд вынес решение, согласно которому ответчики должны выплатить Л. Оспановой 30 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда, оплатить представительские расходы в размере 30 тыс. тенге. 
Февраль, 26
ТОО «ADAMDAR» (г. Алматы)
Как уже сообщалось, в январе директор ТОО «ADAMDAR» - собственника журнала «ADAM bol» - Аян Шарипбаев обратился в Медеуский районный суд Алматы с жалобой на действия Рината Нурпеисова, судебного исполнителя Департамента по исполнению судебных актов г. Алматы (ДИСА). Дело в том, что в исполнение решения о взыскании с ТОО «ADAMDAR» 5 млн. тенге в счет возмещения морального вреда священнослужителя Ерсына Амре, Р. Нурпеисов наложил арест на движимое и недвижимое имущество А. Шарипбаева и его супруги, которыми они владеют на правах частной собственности.  Кроме этого, судоисполнитель вынес постановление о запрете Шарипбаеву совершать определенные  действия с имуществом. 

29 января суд в удовлетворении жалобы ТОО «ADAMDAR» в лице директора Аяна Шарипбаева отказал. 

Директор ТОО обратился в Алматинский городской суд с жалобой на это решение.

26 февраля коллегия городского суда прекратила это производство в связи с отказом Аяна Шарипбаева от апелляционной жалобы. 

Февраль, 10
Наталья Рабиева, «Жезказганская  газета» (г. Жезказган)

В декабре 2014 г. бывший заместитель главного редактора «Жезказганской газеты» Наталья Рабиева обратилась с иском в Жезказганский городской суд к ТОО «Жезказганская газета». Поводом стало то, что ТОО не перечисляло пенсионных взносов Н. Рабиевой за все время ее работы заместителем главного редактора газеты – с 20.11.2002 по 31.12.2013. Истец просила возместить ей сумму долга недоперечисленных в пенсионный фонд обязательных отчислений в размере 236 тыс. тенге
В возражении к иску представитель  ТОО «Жезказганская газета» просил в требованиях Рабиевой отказать полностью, применив годичной срок давности как к трудовому спору. Сумму долга ответчик не оспаривал.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, 10 февраля суд принял решение в иске отказать на том основании, что выплаты из единого накопительного пенсионного фонда выплачиваются  гражданам пенсионного возраста, которого Н. Рабиева не достигла. Более того, задолженность по пенсионным отчислениям должна быть перечислена не в пользу истицы, а в пользу пенсионного фонда. 
Февраль, 10

Леонид Троценко, «Лениногорская правда» (г. Риддер)

Общественный защитник Александр Харламов обратился в суд с иском о возмещении морального вреда в размере 60 тыс. тенге, причиненного нарушением прав потребителя к директору ТОО «Газета «Лениногорская правда» Ивану Голованову и редактору издания Леониду Троценко. 

Поводом стал отказ редакции публиковать объявление Харламова о том, что в Риддере действует добровольное гражданское формирование «Агентство Секрет Сервис» и  желающие горожане могут в него вступить. Правозащитник считает, что своими действиями «ответчики грубо нарушили его права потребителя, а именно право на свободный выбор услуги, право на распространение информации любым, не запрещенным законом способом, право на получение информационных услуг, которые газета оказывает в соответствии с публичным договором, публикует объявления и рекламу».
Ответчики, в свою очередь, иск не признали, пояснив, что решение не публиковать объявление Александра Харламова было принято на редакционном совете. Дело в том, что в 2014 г. после того, как газета напечатала объявление Харламова о создании общества атеистов, на них обрушился шквал возмущенных звонков от читателей, обвинявших редакцию в раскачивании «лодки межнационального согласия».

Выслушав доводы сторон, суд в удовлетворении исковых требований А. Харламова отказал. 
Февраль, 20

ТК «43 канал» (г. Темиртау)

ТОО «Казахстанский Центр-ТВ» (г. Алматы), официальный дистрибьютор российских телеканалов в кабельной сети РК, предъявил иск к ТОО «Телекомпания «43 канал» о взыскании компенсации в сумме 5 млн. тенге. По словам собственника и директора телекомпании Евгения Завацкого, «Казахстанский Центр-ТВ»   считает, что «43 канал» ведет незаконную трансляцию, так как не заключил договоров с абонентами. Однако Евгений Завацкий утверждает, что телеканал является не кабельным, а эфирным и договоры с абонентами заключать не должен. 

Первые слушания прошли 20 февраля в Специализированном межрайонном экономическом суде Карагандинской области. Следующее заседание назначено на 4 марта.

Февраль, 19

Радиостанции, телеканалы, операторы кабельных сетей (г. Алматы)

В феврале ТОО «Web-content» обратилось в Специализированный межрайонный экономический суд Алматы с исками о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав  к ряду радиостанций,  телеканалов и операторов кабельной сети.  Как сообщает сайт kapital.kz, общая сумма компенсации составляет 56 млн. 703 тыс. 440 тенге.

Истец заявил об исключительных правах в Казахстане на композиции нескольких исполнителей, среди которых Леонид Руденко, Бьянка, Fly Project, Desert Rain, и считает, что  за трансляцию треков и клипов в эфире теле-, радиоканалы должны перечислять  деньги ТОО «Web-content». 

По мнению юриста Алексея Солодкого, представляющего интересы одного из ответчиков - «Love Radio», обвинения со стороны истца являются необоснованными. «Love radio» имеет соответствующий лицензионный договор с Казахстанским авторским обществом (КазАК) и не нарушает закон об авторских правах в РК.  По словам юриста,  «Web Content» обращался с соответствующим требованием в КазАК, которое, в свою очередь, запросило у ТОО пакет документов для подтверждения его полномочий. Компания документы не предоставила, а сразу подала в суд, причем не на «КазАК», а на радиостанции.

Все судебные заседания по заявлениям ТОО «Web-content» суд оставил без рассмотрения в связи с соответствующими заявлениями представителя истца. 

Февраль, 23

ТК «ТКТ» и «43 канал» (г. Темиртау)

РГУ «Инспекция связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан  по Карагандинской области»  подало в Специализированный межрайонный экономический суд  Карагандинской области иск о понуждении исполнения предписания к ТОО «Телекомпания «43 канал», ТОО «Телекомпания «ТКТ». Предписания РГУ касаются исправления телеканалами технических нарушений. Сам собственник двух телекомпаний Евгений Завацкий утверждает, что готов выполнить предписание, но, по его словам, именно это управление препятствует в этом: «Постоянно идут придирки. То неправильно указан номер оборудования, то не та дата и так далее». Е. Завацкий считает, что идет явное давление на него с целью прикрыть бизнес.

1.2. Досудебные претензии 

Февраль, 26

Наталья Сильванович,  «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

В еженедельной газете «Темиртауский рабочий» (№7 от 18.02.2015 г.) вышла статья журналиста Натальи Сильванович «Платить будем больше», в которой шла речь о новом нормативном акте, обязывающем открытие сберегательного счета для объектов кондоминиума. В статье журналист привела комментарии руководителя отдела жилищной инспекции г. Темиртау Ирины Вундер. 

Вскоре после выхода статьи госпожа Вундер прислала в редакцию «Темиртауского рабочего» факс, в котором выразила недовольство данным материалом. Претензии ее заключались в том, что корреспондент после ее комментариев высказала свое собственное мнение относительно нововведения. Г-жа Вундер подчеркнула, что обращаться к ней журналистам «Темиртауского рабочего» теперь следует только в письменной форме.

КОММЕНТАРИЙ:
Выражение своего мнения, взглядов, убехжений является неотъемлемым и независимым от кого-дибо правом каждого человека (журналиста). Для выражения мнения не требуется согласования или разрешения на его публикацию.
Это право закреплено в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 20 Конституции РК и статье 2 Закона РК «О средствах массовой информации», которые гарантируют человеку свободу слова, творчества, выражения в печатной и иной форме, получение и распространение информации любым не запрещенным законом способом.
Требование руководителя отдела жилищной инспекции подачи только письменного запроса незаконно. Так, статья 18 Закона РК «О средствах массовой информации» не устанавливает, в какой именно форме - устной или письменной - должен быть подан запрос об информации.  Обе формы подачи запроса являются законными, а государственные органы и их должностные лица обязаны представить запрашиваемую информацию не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа.  
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован журналистом в вышестоящем органе или должностному лицу, либо в суде в порядке Главы 27 Гражданского процессуального кодекса РК.
Февраль, 12

Светлана Орлова, «Квартал» (г. Петропавловск)
В газете «Квартал» была опубликована статья Светланы Орловой «Несладкие истории кондитерского цеха «Радужь», в которой рассказывалось о том, что работницы цеха не получают зарплату вовремя, им не перечисляются пенсионные отчисления и вообще нарушается трудовое законодательство. Об этих проблемах рассказали бывшие сотрудницы «Радужь». В качестве иллюстрации к материалу была использована фотография, сделанная в цехе, на которой изображены автор жалобы и другие работницы.  
После выхода публикации в газету поступила жалоба от работниц цеха, в которой они  говорили, что статья задела их честь и достоинство,  и они не согласны с публикацией фотографии без их согласия. Что конкретно в материале не соответствует действительности и требует опровержения, авторы жалобы не написали. Публиковать опровержение редакция не стала.  

Февраль, 17

Анна Уралова, «Новое время» (г. Павлодар)
Корреспондент газеты «Новое время» Анна Уралова опубликовала статью «Взять кредит – и повеситься?». В ней рассказывалось о фермерах Железинского района Павлодарской области, которые в рамках госпрограммы «Занятость-2020» взяли кредиты на развитие своего бизнеса в ТОО «Микрокредитная организация «Финансовый центр «Павлодар», но из-за несоблюдения условий договора  оказались на грани разорения. При подготовке статьи за разъяснениями журналист обращалась также и к руководству «МКО «ФЦ «Павлодар», однако своевременного ответа не получила. 
17 февраля гендиректор микрокредитной организации Н. Ануарбек направил издателю газеты - ТОО «РИА «Время» и главному редактору «Нового времени» Сергею Стрюку претензию. Руководитель финансовой организации обвинил СМИ в распространении недостоверной информации, «порочащей честь, достоинство и деловую репутацию» ТОО «МКО «ФЦ «Павлодар» и потребовал опубликовать опровержение.
Редакция намерена ответить на претензию в установленный законодательством срок. 

Февраль, 01

С. Храмова, migtv.kz (г. Талгар, Алматинская область)

29 января на рекламно-информационном портале МИГ ТВ (migtv.kz) была опубликована статья С. Храмовой «Суд да дело». В ней рассказывалось о собрании членов потребительского кооператива (ПК) «Элерон», на котором был избран новый состав правления этой организации.  Кроме этого, автор статьи написала и о критике, прозвучавшей на собрании в адрес бывшего правления кооператива. 

1 февраля администрация ПК «Элерон» разместила на своем сайте ответ на публикацию, в которой обвинила журналиста в непрофессионализме, искажении фактов, недостоверности опубликованной в статье информации: «Вы уподобились сплетницам, пересказываете слухи и домыслы, абсолютно не пытаясь разобраться в деталях дела».  ПК «Элерон» считает, что в статье «достаточно материала для того, чтобы подать на Вас и вашу редакцию в суд за клевету».
Февраль, 19

«Голос Экибастуза» (г. Экибастуз)

В блог министра внутренних дел К.Н. Касымова обратился гражданин, назвавшийся Андреем Шевченко. По  его словам, газета «Голос Экибастуза» в рубрике «Вопрос- ответ», процитировав ответ старшего госавтоинспектора группы дорожно-технической инспекции УВД Экибастуза по поводу новых правил дорожного движения, распространила не соответствующую действительности информацию, которая вводит в заблуждение читателей. 

А. Шевченко предлагает обязать отдел дорожной полиции (ОДП) УВД г. Экибастуза обратиться в редакцию газеты «Голос Экибастуза» для опровержения «недостоверной информации и размещения статьи с комментариями компетентных сотрудников, дабы не вводить читателей газеты в заблуждение». Блогер просит также проверить компетентность и направить для прохождения переаттестации сотрудника ОДП, который дал комментарий газете. 
3. Другое

Февраль, 20

2 февраля на встрече со Штабом по защите журнала «ADAM bol» руководитель Управления внутренней  политики (УВП) акимата  города Алматы Санжар Бокаев  сообщил, что УВП в 2014 году подано 32 судебных иска к СМИ, и большинство судебных споров  выиграно.

5 февраля фонд «Адил соз» направил запрос в Управление внутренней политики акимата с просьбой уточнить, какие  СМИ наказаны, как и за что.

20 февраля пришел ответ за подписью Санжара Бокаева. В нем говорится, что Управление выявило у ряда СМИ нарушения  законных требований о публикации выходных данных, предоставлении обязательных контрольных экземпляров и т.д. К административной ответственности были привлечены 21 собственник периодических печатных изданий: рекламные, коммерческие, информационные и общественно-политические. Среди них не только «Ашык алан» и «Жулдыздар отбасы. Аныз адам», но и такие, как «Вакансия» и «Из рук в руки»,  «Просто о финансах».  Требование закрыть издание было предъявлено только в отношении «ADAM bol».

Февраль, 17

ТК «Азия Центр» (г. Караганда)

Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области принял к производству заявление Управления государственных доходов по району имени Казыбек би города Караганды о принудительной ликвидации ТОО «Телекомпания «Азия Центр». Соответствующие материалы переданы в суд в связи непредоставлением телеканалом финансовой отчетности за последние годы.

Слушания назначены на 17 марта.

Февраль, 28 

ТК «7 канал» (г. Шымкент) 

Пресс-секретарь акима г. Шымкент Нурлыбек Женисбек написал на имя руководства «7-го канала» жалобу. В ней он сообщил, что собкоры телеканала по Южно-Казахстанской области каждый раз вымогают деньги за невыпуск скандального материала. Телеканал провел собственное расследование – информация не подтвердилась. 

Февраль, 18

Елена Никитенко, «Наш Костанай» (г. Костанай)

Бывший сотрудник газеты «Наш Костанай» Николаос Мармалиди 18 февраля обратился с заявлениями к прокурору Костанайской области Марату Кайбжанову, руководителю инспекции финансового контроля по Костанайской области Гульбарам Мусагазиной, и. о руководителя управления по инспекции труда Костанайской области Максиму Моргунову, руководителю департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области Данияру Усенову. В своих заявлениях Мармалиди требует привлечь к ответственности директора ТОО «Наш Костанай», главного редактора газеты Елену Никитенко. Он сообщает, что с декабря 2014 года по день подачи заявления ему не производилась выплата зарплаты в полном объеме. Общий долг по зарплате, как утверждает Мармалиди, составил 30 000 тенге. Он также сообщает, что аналогичная проблема существует и в отношении других сотрудников ТОО.
Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   

20

