
[image: image1.png]


   

Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане

Ноябрь 2017 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  ситуации  в Казахстане с правом на свободу выражения, получения и распространения информации в ноябре 2017 года. 

Среди сообщений: 

- Глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев будет освобожден условно-досрочно. 

- Депутаты Мажилиса парламента одобрили во втором чтении проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций». Право защитники считают, ряд основных положений законопроекта существенно противоречит международным стандартам. 
- Алматинец Шухрат Кибиров приговорен к шести годам и 8 месяцам лишения свободы по обвинению в возбуждении религиозной розни и пропаганде терроризма. Осужденный предъявленные обвинения отвергает. 

- Апелляционная коллегия отменила решение районного суда Алматы о частичном удовлетворении иска АО «К-Дорстрой» к Ratel.kz и Forbes. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. 
В ноябре СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены 2 обвинения в совершении уголовных проступков и преступлений.

С начала года в связи с осуществлением права на свободу выражения, поручения и распространения информации в досудебном и судебном порядке предъявлены 55 обвинений в совершении уголовных проступков и преступлений. 

В ноябре вынесено 5 судебных актов по делам  о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. 3 - в апелляции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 4. 

С начала года в связи с осуществлением права на свободу выражения предъявлены 70 претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Требования компенсации морального вреда  в январе-ноябре составили 195 млн. 460 тыс. тенге. Судами взыскано  54 млн. 20 тыс. тенге.   
Оглавление

2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


3II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


31. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов


42. Нарушение принципа равноправия СМИ


5III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


51. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


92. Нарушение права на распространение информации


102.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


103. Принудительная подписка


114. Прекращение/Приостановление выпуска СМИ


12IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


121. Преследования в уголовном порядке


151.1. Дело Национального пресс-клуба и ИА «КазТАГ»


162. Преследования в гражданском порядке


162.1. Судебные иски


182.1.1.  Дело интернет-портала Ratel.kz и журнала Forbes.kz


192.2. Досудебные претензии


202.3. Другое




 I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Ноябрь, 22
Депутаты Мажилиса парламента единогласно одобрили проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций». 

Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 12 законов и 4 кодекса.

Как сообщал ранее министр информации и коммуникаций Д. Абаев, изменениями планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения, расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации, более подробно регламентируется процесс предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка.

Вместе с тем, правозащитники, журналисты, политологи отмечают: ряд основных положений этого законопроекта существенно противоречит международным стандартам свободы слова.
В частности, внедряются дополнительные инструменты контроля за комментаторами в соцсетях и других интернет-ресурсах, усложняется процедура предоставления информации, срок предоставления информации на запросы журналистов увеличивается с трех  до 7 рабочих дней. Изменения в закон о СМИ обяжут журналистов получать согласие на распространение личной и семейной тайн, хотя эти понятия не имеют  точного правового наполнения. 
Законопроектом вводится понятие «сведения, ущемляющие законные права и интересы». 
Ноябрь, 28

Информационные порталы теперь смогут распознавать граждан под их псевдонимами, сообщил министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев в кулуарах правительства 28 ноября: «Сейчас возникает, к сожалению (ситуация - КазТАГ), что при комментировании идет много разжигания межнациональной розни, идет много негатива, оскорбление граждан и т.д. Мы планируем предоставить возможность для того, чтобы информационные порталы ввели для себя возможность отслеживать, узнавать, кто ставит комментарии. Это будет выглядеть так: мы ни в коем случае не отменяем право использовать псевдонимы, здесь никаких проблем нет. Но информационный портал будет знать, что за этим псевдонимом зарегистрирован определенный гражданин». 

По мнению министра, каждый человек должен открыто заявлять те вещи, которые он хочет прокомментировать. 

«Вопрос не стоит, что мы таким образом искореняем комментирование (…). Это нормальная практика, каждый человек должен открыто заявлять те вещи, которые он хочет прокомментировать. В этом нет ничего сверхъестественного. Мы же не преследуем за какую-то критику, ценные советы, дельные вещи», - уточнил Д. Абаев. 

Ноябрь, 08

Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев на заседании Мажилиса парламента сообщил о намерении министерства ввести отваетственность за  распространение карт для «серых» ТВ-тарелок: «Этот вопрос стоит остро по всему Казахстану. Люди, которые пользуются «серыми» тарелками, они будут продолжать пользоваться, потому что никаких мер воздействия к потребителям у нас не предусмотрено, но мы выводим в правовое поле людей, которые распространяют карты. Они действительно находятся вне правового поля Казахстана». 

Как отметил министр, данный вопрос касается информационной безопасности Казахстана: «В «серых» тарелках (…) карта памяти, которая используется, там не защищены казахстанские телеканалы. Получается где-то 1,5 млн человек находится вне информационного поля Казахстана. Точнее, не смотрят казахстанские телеканалы и не знают, что происходит в стране, по большому счету». 
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
Ноябрь, 14

Вера Шеллер, ТК «Сарыарка» (г. Караганда)

14 ноября редактор творческой службы телеканала «Сарыарка» Вера Шеллер договорилась с начальником отдела эксплуатации ТОО «Автобусный парк № 2» Галиаскаром Байжановым  о съемке тестирования нового вида транспорта –электроавтобуса. Кроме того, руководство автопарка обещало телеканалу дать интервью.
15 ноября, когда съемочная группа приехала в назначенное время на место встречи, руководство автопарка им отказало в съемке автобуса и в интервью. По словам журналиста, их буквально выгнали. 

Начальник отдела эксплуатации сказал, что директор автопарка не разрешил давать интервью, мотивируя тем, что какой-то журналист их обманул. Якобы журналист позвонил, взял комментарий и пообещал разместить информацию на сайте акимата Карагандинской области. Однако обещание свое не выполнил. Между тем, сообщает собкор фонда «Адил соз», причина отказа несостоятельна - 14 ноября на сайте акимата Карагандинской области https://karaganda-region.gov.kz/ статья «Рейсовый электроавтобус испытывают на карагандинских дорогах» действительно размещена. 

Ноябрь, 30

Светлана Глушкова, радио Азаттык (г. Астана)

30 ноября в Есильском районном суде Астаны состоялось очередное открытое заседание по иску родителей школьниц из Актюбинской и Западно-Казахстанской областей о признании незаконным пункта 13 приказа министра образования и науки «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования». 
Как сообщает репортер радио Азаттык Светлана Глушкова, полицейские заблокировали ее в лифте, чтобы она не смогла зайти на судебный процесс (С. Глушкова была единственным представителем СМИ): «Один человек из полицейской охраны суда заблокировал своим телом двери лифта, чтобы тот не мог подняться на четвертый этаж. До этого полицейские утверждали, что в рюкзаке корреспондента находится нож, поэтому рюкзак полностью надо сдать. Затем полицейские говорили, что должны согласовать присутствие репортера на открытом судебном заседании с судьей Ермаганбетовой».
2. Нарушение принципа равноправия СМИ

Ноябрь, 07

Алла Злобина, Ratel.kz (г. Уральск)

Собкор информационного аналитического портала Ratel.kz по Западно-Казахстанской области Алла Злобина сообщила в Facebook’e, что получает от пресс-службы ДВД Западно-Казахстанской области только информацию о награждениях и спортивных победах сотрудников ДВД: «Остальная информация - злободневная, острая -  сортируется и рассылается, видимо, по спискам. За год - еще пример, - ни одного сообщения о проведении брифинга или пресс-конференции». 
Так, о брифинге ДВД по факту гибели школьника Алла Злобина узнала от коллег, которые пресс-релиз областного ДВД получили. 
Ноябрь, 22

СМИ Костаная
В акимате Костаная 22 ноября прошло расширенное совещание по вопросам развития города с участием акима Костанайской области Архимеда Мухамбетова. Приглашение на него получили только ограниченное число местных СМИ. На вопрос заместителя главного редактора еженедельника «Наша Газета» Тимура Гафурова о такой избирательности СМИ в пресс-службе акима Костаная сослались на распоряжение орготдела акимата о том, чтобы пригласить только корреспондентов ТРК «Казахстан-Костанай», ТРК «Алау», газет «Костанайские новости» и «Наш Костанай». Причина - маленькая вместимость зала, в котором провели совещание. Хотя в горакимате есть и большой зал, в котором могли бы разместиться все журналисты, желающие осветить важную для читателей тему.

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

Ноябрь, 24

Все СМИ

Советник Генерального прокурора РК Нургуль Карагойшина 24 ноября на брифинге в Службе центральных коммуникаций отказалась отвечать на вопросы журналистов на русском языке, пояснив, что тема должна обсуждаться на государственном языке:  «Поскольку тема нашего сегодняшнего разговора «Руxани жаңғыру», то есть Духовная модернизация, я хочу провести брифинг на казахском языке. Если позволите, на вопросы, заданные на русском языке, будем отвечать на государственном, то есть казахском языке, потом можете сами перевести. Потому что, как вы сами понимаете, когда мы говорим «Руxани жаңғыру», подразумеваем интересы государства, интересы нации».
Она напомнила, что ранее все мероприятия, проводимые на русском языке, казахоязычные журналисты как-то освещали — сами переводили все выступления на казахский язык. «Поэтому мы захотели, чтобы и вы (русскоязычные журналисты — корреспондент Baq.kz) попробовали сделать то же самое. Сказать честно, мне как-то неудобно говорить на другом языке, поскольку являюсь вашим коллегой и до этого времени занималась проблемами языка», — сказала Нургуль Карагойшина.  
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 
Ноябрь, 01 

Любовь Доброта, «Казахстанская правда» (г. Шымкент) 

30 октября собственный корреспондент газеты «Казахстанская правда» по Южно-Казахстанской области Любовь Доброта отправила запрос директору шымкентского зоопарка Н. Бухарбаеву. Журналист попросила предоставить информацию по поводу гибели животных в зоопарке, в частности, сколько и каких животных погибло в этом году и по какой причине. Также журналист попросила предоставить статистику гибели животных за 2016 год. В установленные законом сроки Л. Доброта не получила ответ на свой запрос.  Впоследствии, по словам журналиста, ей была предоставлена «отписка», где не было предоставлено необходимых данных.  

Ноябрь, 02

ОФ «Правовой медиа-центр» (г. Астана)

Общественный фонд «Правовой медиа-центр» 2 ноября получил ответ на жалобу на имя премьер-министра РК Б. Сагинтаева об отказе Министерства информации и коммуникаций предоставлять данные о получателях и суммах госзаказа по государственной информационной политике. В ответе, подписанном вице-министром информации и коммуникаций Аланом Ажибаевым, сообщается, что запрашиваемые данные являются информацией с ограниченным доступом.

Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Медведникова сообщила в Facebook’e: «По логике этого ведомства, налогоплательщики не имеют права знать, как расходуются их деньги. То есть открыто нарушают закон о доступе к информации. Остался один путь - идти в суд».

Ранее общественный фонд получал подобный ответ из Министерства информации и коммуникаций РК на свой запрос о распределении госзаказа по государственной информационной политике в 2017 году. Председатель Комитета информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан Нургуль Мауберлинова, объясняя отнесение запрашиваемой информации к информации с ограниченным доступом, сослалась на п.п. 3 п. 16 ст. 11 Закона РК «О доступе к информации».
Генеральная прокуратура также не нашла «правовых оснований для вмешательства органов прокуратуры». 

8 ноября министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, отвечая на вопросы журналистов о закрытости данных о суммах госзаказа в СМИ, сказал: «Не вся информация налогоплательщиков бывает в открытом доступе. Есть информация для служебного пользования. Не тайна, а для служебного пользования. Там есть определенные критерии. Если информация подпадает под критерии, то она является для служебного пользования. Не я определяю – это ДСП  или не ДСП. Не я сижу и говорю – вот эти критерии надо. Это определяют специальные отделы. Я не знаю, как это происходит». 
Судя по ответу, полученному ОФ «Правовой медиа-центр» из Министерства информации и коммуникаций на повторный запрос, в Перечень сведений, отнесенных к информации с ограниченным доступом, отнесены и сведения о юридических лицах, которым предоставлен государственный информационный заказ.  

Ноябрь, 06

Марина Низовкина, Евгений Сергиенко,  ТК «КТК» (г. Шымкент) 

6 ноября съемочная группа телеканала «КТК», журналист Марина Низовкина и телеоператор Евгений Сергиенко, приехали в шымкентский зоопарк, чтобы снять материал о смерти еще одного скакуна бизнесмена Тохтара Тулешова. Предоставить информацию о гибели породистого жеребца руководство зоопарка отказалось. Н. Бухарбаев потребовал от журналиста отправить ему официальный запрос, несмотря на уточнение, что информация необходима для новостийного сюжета. В итоге нужную информацию журналист получила в природоохранной прокуратуре.
Ноябрь, 07

Дмитрий Матвеев, Ratel.kz (г. Актобе)

Собкор информационно-аналитического портала Ratel.kz по Актюбинской области Дмитрий Матвеев сообщил, что ему не дают задавать вопросы на пресс-конференциях, которые проходят в инфоцентре «Актобе акпарат».

Так, 7 ноября на пресс-конференции, где выступала руководитель управления культуры Актюбинской области Маржан Курганбаева, модератор инфоцентра Шынгыс Ильясов прервал собкора Ratel.kz, заявив, что до окончания пресс-конференции осталось две минуты. 
По словам Д. Матвеева, это не первый подобный случай. За две недели до этого в инфоцентре «Актобе акпарат» выступала руководитель управления охраны общественного здоровья Актюбинской области Нурсулу Беркимбаева, где Матвееву также не дали задавать вопросы.

Ноябрь, 09

Стас Киселев, «Время» (г. Костанай)

Собкор газеты «Время» по Костанайской области Стас Киселев 6 ноября отправил в Министерство информации и коммуникаций запрос о причинах блокировки в Казахстане сайтов eksmo.ru, ozon.ru, labirint.ru, book24.ru, pikabu.ru и ficbook.net. 
9 ноября, не получив никакого ответа, он позвонил пресс-службу министерства и напомнил, что срок истекает. Там сообщили, что не отвечают потому, что им требуется дополнительное время. «То есть, предупреждать меня об этом, как предписывает закон, они не стали», - написал об этом журналист на своей странице в Facebook’e. 

В телефонном разговоре С. Киселеву сообщили о судебном запрете на работу этих сайтов в Казахстане и пообещали сообщить точнее, как только «вытащат» из базы решение суда. В течение дня до сотрудника пресс-службы Дамира Кожанова дозвониться  не удалось. Вечером пресс-служба министерства опубликовала пресс-релиз о причинах блокировки. 

Журналист считает, что его ввели в заблуждение, сообщив, что для ответа требуется дополнительное время. Официальный ответ из пресс-службы на свой запрос С. Киселев так и не получил. 
Ноябрь, 09

Татьяна Назарук, «Наша Газета» (г. Костанай)

26 октября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Татьяна Назарук отправила запрос руководителю отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная Алексею Тарасову с просьбой сообщить, какие фирмы выиграли тендер на очистку дорог от снега и льда, какое количество реагента предполагается использовать с октября 2017-го по апрель 2018 года и по какому принципу будут даваться задания на посыпку улиц реагентами.

Ответ из отдела ЖКХ пришел вовремя, однако без данных о количестве реагента и без пояснений порядка выдачи заданий на очистку улиц.
Ноябрь, 05

Людмила Батюшкина, «5 канал» (г. Караганда)

В середине ноября корреспондент «5 канала» Людмила Батюшкина созвонилась с руководством Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Карагандинской области с просьбой предоставить специалиста, который мог бы прокомментировать ситуацию, связанную с завышенным тарифом энергоснабжающей компании «ЖезказганЭнергосбыт». 
Сотрудники департамента попросили Людмилу Батюшкину написать письменный запрос, который корреспондент отправила незамедлительно. Зная специфику работы телеканала, где комментарий актуален «день в день», корреспондента «5 канала», тем не менее, для записи интервью не пригласили. Также журналист не получила никакого ответа на свой запрос в положенный по закону 3-дневный срок.

Сюжет вышел в эфире телеканала без комментария Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Карагандинской области.
Ноябрь, 17 

Алиса Дуваева, Бахадыр Тажибаев,  ТК «TVK» (г. Шымкент)

17 ноября жители микрорайона «Восток» в г. Шымкенте пригласили съемочную группу телеканала «TVK», чтобы рассказать о стройке возле их дома.  По словам жителей, стройка ведется незаконно и причиняет людям неудобства. На встречу приехала журналист Алиса Дуваева и телеоператор Бахадыр Тажибаев.   Они попытались взять комментарий у рабочих и руководства строительной компании, но там отказались общаться со съемочной группой, закрыв двери.  Узнать о том, что за стройка ведется рядом с жилым домом, Алисе Дуваевой удалось только в Енбекшинском акимате.

Ноябрь, 17
Галина Петренко, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Галина Петренко 3 ноября отправила запрос начальнику территориального отдела по взысканию алиментов г. Костаная Райхан Тлеубаевой с просьбой ответить на вопрос жительницы города о том, как исчисляется сумма алиментов, если бывший супруг - индивидуальный̆ предприниматель, работает по патенту. 

Принимая запрос, в отделе обещали быстро ответить, но в течение двух недель ответ не прислали без объяснения причин.

Ноябрь, 21

«Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Редакция газеты «Мой город» сообщила о том, что управление здравоохранения Восточно-Казахстанской области с пробуксовкой отвечает на запросы, касающиеся бесплатных лекарств. Жители области звонят в редакцию и жалуются на отсутствие лекарств, которые отпускают по бесплатным рецептам. 9 ноября редакция газеты «Мой город» направила в облздрав запрос с тем, чтобы узнать, по какой причине препараты отсутствуют. Однако ответа не последовало. Ответ пришел только после отправки повторного запроса 21 ноября.
Ноябрь, 23

Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Надежда Ковальская отправила запрос акиму Костаная Базылу Жакупову по поводу обращения жителей дома № 13 «А» микрорайона «Аэропорт», которые утверждают, что подвалы новостроек подтапливает. Она просила ответить, было ли известно на момент выполнения проектных работ об угрозе подтопления грунтовыми и талыми водами, какое было принято проектное решение для предупреждения подтопления новостроек в микрорайоне «Аэропорт», в чем причина подтопления и как будет решаться эта проблема.

Письмо, подписанное заместителем акима Костаная Назарбека Конкабаева, содержало ответы только на три вопроса из шести – об отсутствии грунтовых вод на данном участке. Вопросы о причинах затопления подвалов и о том, было ли известно об этой угрозе во время проектирования, замакима проигнорировал.

Ноябрь, 27

Мадина Аимбетова, «Время» (г. Алматы)

В первой декаде ноября редакция газеты «Время» отправила в канцелярию премьер-министра РК запрос по поводу парижским апартаментов, приобретенных за баснословные деньги неким казахстанским госслужащим, имя которого держится в секрете. 

26 ноября из канцелярии сообщили, что не могут предоставить информацию, поскольку редакция не указала в своем запросе бизнес-идентификационный номер (БИН) издания. 

Ноябрь, 28 

Динара Бекболаева, Ratel.kz (г. Шымкент)
12 октября редакция аналитического интернет-портала Ratel.kz отправила официальный запрос председателю суда Южно-Казахстанской области Талгату Баратбекову с просьбой предоставить информацию по задержанию председателя суда г. Туркестан Омара Серикбая.  До конца ноября редакция так и не получила ответ на свой запрос.  Ответственный за материал журналист Динара Бекболаева неоднократно обращалась в пресс-службу ведомства, чтобы узнать о судьбе запроса. Там ей пояснили, что данным вопросом занимается координатор Буркит Байдуллаев. После этого в областном суде  перестали отвечать на звонки журналиста.
Ноябрь

«Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска продолжает игнорировать запросы журналистов газеты «Мой город». В ноябре специалисты отдела не ответили на три письменных запроса журналистов. Поскольку вопросы относятся исключительно к компетенции этой структуры, другим способом информацию получить невозможно.
2. Нарушение права на распространение информации

Ноябрь, 13 

Гульнара Сулейменова (г. Астана)
В суде Астаны проходят слушания по делу бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева. Гособвинение и защитник другого фигуранта дела - Ж. Исабека обвинили Гульнару Сулейменову, адвоката брата К. Бишимбаева, в разглашении данных досудебного расследования в интервью СМИ. Защитник директора ТОО «Завод строительных металлоконструкций обратился с ходатайством об отстранении Сулейменовой от участия в производстве по делу Бишимбаева. 

Судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Астаны Адильхан Шайхисламов постановил: в удовлетворении ходатайства защитника, представляющего интересы директора ТОО «Завод строительных металлоконструкций» Жаксылыка Исабека, отказать: «Главное судебное разбирательство по делу является открытым. Досудебное производство по делу завершено. В связи с чем суд не вправе запретить защитникам давать интервью СМИ. Содержание интервью адвоката не является основанием для устранения от участия в данном уголовном деле. Суд считает, что отсутствуют основания для принятия в отношении Сулейменовой мер воздействия».

2.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Ноябрь, 02
https://wordpress.com  
Как сообщает журналист и блогер из Караганды Алена Панкова, со 2 ноября браузеры компьютеров и сотовых телефонов при попытке зайти на популярную блогплатформу https://wordpress.com неизменно выдавали информацию «Не удается отобразить эту страницу», «Не удается получить доступ к сайту». Не работали ссылки на блог в соцсетях. Возможность просмотра информации блогов посетителями-казахстанцами отсутствовала.
С 5 ноября Алена Панкова получила возможность заходить в свой аккаунт в wordpress и размещать информацию на личном блоге  https://a7pankovablog.wordpress.com/, но возможность просмотреть ее блог из Казахстана по-прежнему отсутствовала.  

8 ноября техподдержка сайта wordpress.com на запрос журналиста, не проводят ли они какие-либо работы, которые могли бы помешать видеть размещенные на их платформе сайты, ответили, что проблемы с доступом происходят не по их инициативе.
В телефонном разговоре с пресс-службой Министерства информации и коммуникации А. Панковой порекомендовали сделать письменный запрос от частного лица и направить его в канцелярию министерства «Казпочтой» или через портал egov.kz. 

17 ноября wordpress.com стал доступен для казахстанцев. 
Ноябрь, 22
www.adilsoz.kz
20 ноября после обеда стал недоступен сайт фонда «Адил соз». Служба реагирования на компьютерные инциденты Министерства информации и коммуникаций РК, куда был направлен запрос, ответила: «В отношении интернет – ресурса adilsoz.kz ограничительные меры не применялись. Судебных решений в порядке главы 48 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и Предписаний порядке статьи 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи» не поступало».
22 ноября через час после звонка зампреду Комитета госконтроля в области информации, связи и СМИ министерства информации и коммуникаций Михаилу Комиссарову сайт открылся.
3. Принудительная подписка

Ноябрь, 08
СМИ Костанайской области

8 ноября заместитель руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по Костанайской области Нурлан Джалгасбаев сообщил в официальном письме в еженедельник «Наша Газета» о том, что в отношении ГУ «Аппарат акима Ждановского сельского округа Костанайского района» назначено расследование по признакам нарушения ст. 194 Предпринимательского кодекса РК (антиконкурентные действия государственного органа). 

Срок проведения расследования установлен с 3 ноября 2017 года по 31 января 2018 года. О результатах в ведомстве пообещали сообщить.

Письмо из антимонопольного ведомства было направлено в ответ на обращение главного редактора еженедельника «Наша Газета» Ольги Колоколовой по поводу сообщения пользователя сайта издания под ником Михаил, сообщившего об «обязательной подписке» в рубрике «Народные новости».

Дело в том, что аким Ждановского сельского округа Костанайского района Сапабек Дощанов 12 октября отправил письма местным предпринимателям с просьбой организовать годовую подписку среди работников на областные газеты «Костанайские новости» и «Костанай агро», районную газету «Арна». Хотя разнарядка оформлена в виде просьбы, в электронном письме аким указывает, что нужно предоставить ответ по электронной почте или по телефону в акимат.

Ноябрь, 24

Все СМИ
Репортер радио Азаттык Мади Бекмаганбетов в обзоре «Советская традиция принудительной подписки на газеты и журналы» сообщает о случаях, когда работников госучреждений заставляют подписываться на те или иные издания.

«Житель Талдыкоргана Алмас Садырбаев на своей странице в социальной сети разместил пост о том, как в поселке Текели медсестру больницы, которая является матерью-одиночкой и одна содержит детей на свою небольшую зарплату, обязали подписаться на издания. Подписка на газеты и журналы женщине обошлась в 12 тысяч тенге», - сообщает М. Бекмаганбетов.

Пользователи соцсетей отмечают, что такая ситуация имеет место не только в Талдыкоргане, а вообще по Казахстану: «врачи, учителя внутренне протестуют, но из-за боязни навлечь на себя гнев руководства и потерять работу вынуждены подписываться на ненужные им издания». 
4. Прекращение/Приостановление выпуска СМИ

Ноябрь
«Балхашский рабочий» (г. Балхаш, Карагандинская область)

Одна из старейших газет Карагандинской области «Балхашский рабочий» (издается с мая 1932 г.) объявила о приостановлении выпуска издания с ноября 2017 года. 
«С ноября выход газеты «Балхашский рабочий» приостанавливается, но газета не уходит в небытие, на ее страницах запечатлена история развития города и региона, и она сама, по сути, стала значимой частью этой истории», - говорится в сообщении, опубликованном на ее сайте http://brgazeta.kz/. 
Как сообщили собкору фонда «Адил соз» в областном управлении внутренней политики, решение о приостановлении выпуска было принято учредителями издания.
Ноябрь, 09

eksmo.ru, ozon.ru, labirint.ru, book24.ru, pikabu.ru

Пресс-служба Министерства информации и коммуникаций (МИК) РК сообщила о блокировке доступа к ряду сайтов крупнейших российских книжных интернет-магазинов, в том числе «Эксмо» и «Ozon», pikabu.ru, Ficbook и «Лабиринт» за размещение на них книг, признанных в республике экстремистскими. 

В распространенном комментарии МИК говорится, что на сайте «Эксмо» была размещена книга «Исламская Акида», которая решениями судов Жезказгана от 13 марта 2013 года и Риддера от 7 марта 2013 года признана экстремистской и запрещенной к ввозу, изданию и распространению на территории Казахстана.

Также на сайтах «Эксмо» и «Лабиринт» размещена признанная экстремистской книга под названием «Аль-Фауаид» (Книга Пользы) автора Шамсудин абу Абдулла Мухаммад ибн Кайим аль-Джаузия. 
«Министерством ведется переписка с администрациями указанных интернет-ресурсов. В случае удаления перечисленных выше незаконных материалов доступ к интернет-ресурсам на территории Республики Казахстан будет восстановлен», — отмечается в сообщении МИК.

Позже министерство сообщило: по результатам проведенной переписки МИК с администрациями интернет-ресурсов https://www.ozon.ru, https://pikabu.ru и https://ficbook.net, незаконные материалы были удалены, в связи с чем доступ к данным интернет-ресурсам на территории Республики Казахстан восстановлен.
Администрация сайта «Ozon» также сняла со своего сайта книгу, из-за которой ресурс в Казахстане был заблокирован, о чем известила министерство. 

Ноябрь, 08

Министерство по делам религий и гражданского общества РК (МДРГО РК) сообщило, что в 2017 году его специалистами изучено содержание 5527 интернет-ресурсов, из них 2487 содержали материалы противоправного характера. Отрицательные экспертные заключения по этим сайтам направлены в министерство информации и коммуникации для принятия соответствующих технических мер, в основном для блокировки таких сайтов.

Ведомством также организована религиоведческая экспертиза религиозной литературы, иных материалов и предметов религиозного назначения. 

«В 2017 году религиоведческая экспертиза проведена на 3495 материалов, из них отрицательное заключение получили 179 объектов», - говорится в пресс-релизе МДРГО. 

Ноябрь, 10

Министерство информации и коммуникаций РК сообщило, что в 2017 году в Казахстане был закрыт доступ к более 3 тысячам сайтам за распространение противоправного контента. Всего МИК отправило около 270 тысяч уведомлений о том, что материал является противоправным, например, пропагандирует терроризм, экстремизм, порнографию.
IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Ноябрь, 13

Гульжан Ергалиева (г. Алматы)

13 ноября суд № 2 Сарыаркинского района города Астаны принял к производству жалобу частного обвинения жителя Астаны Асхата Оразаева о привлечении журналиста Гульжан Ергалиевой к уголовной ответственности по ст. 131 ч. 2 УК РК («Оскорбление»). 
Частный обвинитель считает, что Г. Ергалиева оскорбила его своими высказываниями в комментариях, оставленных на личной странице Сейдахмета Куттыкадама в Facebook’е под постом «NEPRODUMANNOE NAMERENIE».
Главное судебное разбирательство назначено по делу на 4 декабря. 
Ноябрь, 02
Айдын Егеубаев (г. Астана)
Как известно, в Сарыаркинском районном суде № 2 г. Астаны проходят слушания по обвинению гражданского активиста Айдына Егеубаева по ч. 1, 2, 3 ст. 130 УК РК («Клевета»). Частными обвинителями выступают учредитель ТОО «Батуа» Нурлан Биядилов и ТОО «Батуа».
Напомним, поводом стали публикация ИА «Newtimes.kz» от 13.07.2016 г. «Активист Нур Отана утверждает, что китайцы уже завладели землями Казахстана», выступление Егеубаева, опубликованное в YouTube 10.07.2016 г. и его обращения к председателю комитета государственных доходов МФ РК, в Агентство по государственной службе и противодействию коррупции.

Обвинители считают, что Айдын Егеубаев намеренно распространил порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию недостоверные сведения в СМИ и интернет-ресурсах о том, «Батуа» совместно с гражданами Китая незаконно получили земли и крупные инвестиции от государства. 
В счет компенсации морального вреда Н. Биядилов просил суд взыскать с гражданского активиста 1 млн. тенге. ТОО оценило нанесенный публикациями и обращениями в госорганы А. Егеубаева материальный ущерб в 87 597 720 тенге.
2 ноября в районном суде закончилось рассмотрение дела по распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, публично с использованием средств массовой информации, соединенных с обвинением лица, повлекшие тяжкие последствия (ч. 3 ст. 130 УК РК). 

Айдын Егеубаев вину в предъявленном обвинении не признал и показал, что обращаясь в госорганы для проверки фактов, которые были ему известны, не распространял заведомо ложные сведения адрес ТОО «Батуа» и Н. Биядилова. 
Суд, заслушав показания сторон, пришел к выводу, что вина А. Егеубаева в совершении уголовного правонарушения по ст. 130 ч. 3 УК РК нашла свое подтверждение. 
Суд в качестве имеющих доказательственное значение при решении вопроса о доказанности вины гражданского активиста принял показания представителей потерпевших в ходе судебного заседания.

Айдын Егеубаев признан виновным по ст. 130 ч. 3 УК РК. Судья Б. Пазылов назначил ему наказание в виде двух лет ограничения свободы с установлением на этот же срок пробационного контроля.

Гражданский иск Н. Биядилова удовлетворен частично: в счет возмещения его морального вреда А. Егеубаев должен в течение месяца выплатить 100 тыс. тенге.
20 ноября приговор вступил в законную силу.

Ноябрь, 17

Бахром Абдуллаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
Азиз Пайзахметов (г. Шымкент)
17 ноября Абайский районный суд г. Шымкента прекратил производство по обвинению в клевете (ст. 130, ч. 2 УК РК) корреспондента телеканала «Отырар» Бахрома Абдуллаева в связи с отказом владельца рынка «Бекжан» Амирхана  Шуменова от уголовного преследования журналиста.  
Напомним, поводом стал сюжет  Б. Абдуллаева, вышедший в эфире телеканала в вечерних новостях 14 июля о том, что старинное кладбище Шымкента «Сыпырган ата» тонет в мусоре.  Об этой проблеме телеканалу сообщил Азиз Пайзахметов.

Местные жители и смотритель кладбища А. Юлдашев  рассказывали, что отходы оставляют не только посетители, но и продавцы близлежащего рынка «Бекжан».  По их словам, руководство рынка для увеличения потока покупателей решило проложить новый путь к рынку через  «Сыпырган ата», приказав не закрывать ворота. Выслушав возмущение людей, Бахром Абдуллаев направился к руководству «Бекжана», но не смог получить там комментарий. В дальнейшем журналист обратился в Абайский акимат, где ему дали разъяснения по данному вопросу.

Судебное производство по обвинению в клевете А. Пайзахметова продолжается. 
Ноябрь, 07

Марат Даулетбаев (г. Байконыр, Кызылординская область)

21 сентября Байконырский городской суд вынес постановление по обвинению гражданского активиста Марата Даулетбаева в клевете (ст. 130, ч. 1 УК РК). Согласно ему, дело направлено в прокуратуру г. Байконыр для решения вопроса о проведении досудебного расследования в отношении Даулетбаева по ст. 419 ч.2 УК РК (Заведомо ложный донос о совершении преступления). 

Передача дела в прокуратуру на доследование подразумевает переквалификацию дела на более тяжкую статью. Если ранее гражданскому активисту по ст. 130 УК РК грозил штраф, то по обвинению в заведомо ложном доносе ему угрожает лишение свободы до трех лет.
М. Даулетбаев обратился с апелляционной жалобой в Кызылординский областной суд с просьбой отменить постановление суда первой инстанции и прекратить возбужденное дело о клевете. 

7 ноября областной суд оставил без изменения постановление Байконырского городского суда. 

Напомним, частные обвинители - сотрудники федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) А. Эюбов и С. Кальник указывали, что в июне 2017 года М. Даулетбаев сообщил органам прокуратуры Российской Федерации на комплексе «Байконур» ложные сведения, порочащие честь и достоинство, подрывающие деловую репутацию, о якобы совершении 12.05.2017 г. по предварительному сговору кражи медесодержащей кабельной продукции. 

Ноябрь, 28
Шухрат Кибиров (г. Алматы)

28 ноября Алмалинский районный суд г. Алматы признал 32-летнего жителя Алматы Шухрата Кибирова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РК («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») и п. 2 ст. 256 УК РК («Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций»). Он приговорен к шести годам 8 месяцам лишения свободы без конфискации имущества, с отбыванием срока наказания в колонии общего режима.
Прокурор Арман Оразбаков просил суд назначить Кибирову наказание в виде 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества. 
Поводом для обвинений стали нашиды (религиозные песни) на арабском и чеченском языках, опубликованные в 2014 году в социальной сети «ВКонтакте» на странице пользователя «Алим Ахметов». По версии следствия, под этим ником зарегистрировался Шухрат Кибиров со своего телефона. 

Согласно обвинительному акту, - сообщает радио Азаттык, - с сентября 2014 года Кибиров в целях совершенствования арабского языка стал активно изучать различную религиозную литературу на арабском языке. С октября 2014 года он открыл страницу в социальной сети, чтобы быть в курсе действий различных радикальных группировок. В этих целях он дал деньги одному из сотрудников «Фуркана» и получил номер для мобильного телефона. Благодаря этому номеру он зарегистрировался в социальной сети «ВКонтакте» под ником «Алим Ахметов», позднее в 2016 году зарегистрировал этот номер на свое имя.

Шухрат Кибиров категорически отвергает выдвинутые против него обвинения. Его адвокат Галым Нурпеисов также не согласен с приговором суда. По его словам, суд не принял ни одного ходатайства по ходу следствия и предложенные им доказательства. 

Галым Нурпеисов рассказал репортеру Азаттыка, что свидетель свои показания о том, что аккаунт «Алим Ахметов» «ВКонтакте» принадлежит Кибирову и что он вел с ним личную переписку в социальной сети, давал под давлением. «Во время следующего заседания в суде он сообщил, что его привели сотрудники комитета национальной безопасности и что он отказывается от прежних показаний. Прокурор все это слышал, однако не сказал ни слова», - говорит адвокат. 

Галым Нурпеисов заявил, что после получения приговора суда на руки будет обжаловать его в апелляционном порядке. 

Ноябрь, 07

Ардак Ашим (г. Шымкент)

7 ноября блогер Ардак Ашим получил повестку из РОВД Енбекшиказахского района г. Шымкента. Его известили, что по заявлению Центра информационных исследований при акимате Южно-Казахстанской области в отношении него возбуждено уголовное дело по ст. 274, ч. 2, п. 3 – распространение заведомо ложной информации. 
Поводом стали посты Ардак, опубликованные в facebook, в которых он высказывает свое мнение о переводе казахского алфавита на латиницу.
1.1. Дело Национального пресс-клуба и ИА «КазТАГ»
3 октября 2016 г.  судья суда № 2 Есильского района Астаны Акбулат Курмантаев огласил приговор председателю правления Союза журналистов Казахстана, президенту Национального пресс-клуба Сейтказы Матаеву: 6 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распределительными и материально ответственными функциями в государственных, коммерческих организациях, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Сейтказы Матаев признан виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных ст.245 ч.3;  ст. 190 ч. 4 п.2  УК Республики Казахстан. 

Генеральный директор информационного агентства КазТАГ Асет Матаев осужден на 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно и материально ответственными функциями в государственных, коммерческих организациях, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Асет Матаев признан виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ст.190 ч.4 п.2 УК Республики Казахстан.

Сейтказы и Асет Матаевы вину свою не признали.

В начале апреля 2017 года по ходатайству исправительного учреждения неотбытый срок заключения был сокращен С.Матаеву наполовину – на 2 года 8 месяцев.

20 июля Капчагайский городской суд отказал Сейтказы Матаеву в замене наказания в виде лишения свободы на ограничение свободы в связи с тем, что якобы причиненный С.Матаевым ущерб не возмещен. 

9 октября председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев обратился в комитет против пыток Организации Объединенных Наций. Причиной обращения стало состояние его здоровья и упорное игнорирование медицинских заключений со стороны судебной системы: «Мое 20 месячное содержание под стражей (с 22 февраля 2016 года по настоящее время) является нарушением прав человека и настоящей пыткой. Несмотря на диагноз и медицинское заключение врачей-экспертов я не могу получить квалифицированную медицинскую помощь в проведении операции и восстановлении здоровья, подорванного содержанием под арестом и длительным заключением в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

16 ноября Капшагайский городской суд Алматинской области удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева.

Как сообщила его адвокат Мадина Бакиева, решение суда вступит в законную силу через 15 дней, если не будет опротестовано.

2. Преследования в гражданском порядке 
2.1. Судебные иски 
Ноябрь, 28

ТОО «Рифма» (г. Актобе)

Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе) 

Бывший директор школы села Жосалы Каргалинского района Актюбинской области Гульмира Биисова вновь обратилась в суд города Актобе с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к собственнику газеты «Диапазон» ТОО «Рифма», журналисту издания Юрию Гейсту и 14-ти своим односельчанам (ранее, 21.06.2017 г. суд оставил иск без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом порядка досудебного урегулирования спора). 

Истец считает, что в статьях «Скандал в Жосалы: жители требуют уволить директора школы и наказать ее мужа-депутата», «Директор школы в Жосалы уволилась после требований народа», «Директор школы в Жосалы незаконно увольняла и держала людей в «слугах» («Диапазон», от 20.04.2017, 03.05.2017 г., 17.05.2017 г.) и видеоролике, размещенном на сайте издания, в отношении нее распространена не соответствующая действительности, порочащая честь и достоинство информация. 
Г. Биисова просит суд признать распространенные сведения не соответствующими действительности, порочащими, опубликовать три опровержения в газете, обязать ответчиков-односельчан принести ей письменные извинения и возместить нанесенный моральный вред в размере 500 тыс. тенге. 

28 ноября суд отказал Гульмире Биисовой в удовлетворении исковых требований. 
Ноябрь, 29

Талгат Айдарханов, ТОО «Масс-Медиа 2006» (г. Петропавловск)

Виктор Мирошниченко, «Квартал» (г. Петропавловск)

Виктор Голованов (Северо-Казахстанская область)

29 ноября судья суда № 2 г. Петропавловска К. Есибаев отказал в удовлетворении исковых требований о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда главе Дубровинского сельского округа Бахыт Жусуповой. 

Напомним, поводом для разбирательства стала статья Виктора Мирошниченко «Луговые войны», опубликованная в газете «Квартал» 15.07.2017 г.
В ней журналист рассказал о проблеме главы крестьянского хозяйства Дубровинского сельского округа Виктора Голованова. Сельчанин рассказал о  препятствовании главы округа Бахыт Жусуповой в оформлении кадастровых документов на земельные участки под пастбища, выделенные для ведения сельскохозяйственного производства из фонда Дубровинского сельского округа. Эти земли он должен был получить в аренду как победитель конкурса, объявленного в Мамлютском районе.

7 августа глава Дубровинского сельского округа Бахыт Жусупова обратилась в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда к директору ТОО «Масс-Медиа 2006» (собственник газеты «Квартал») Талгату Айдарханову, автору статьи Виктору Мирошниченко и источнику информации Виктору Голованову. 

Истец посчитала, что журналист в публикации дает оскорбительную оценку ее действиям по отстаиванию «жизненно важных для жителей с. Дубровное интересов по использованию пастбищ». 

Помимо опровержения недостоверной информации Бахыт Жусупова просила взыскать с ответчиков 1 миллион тенге в счет возмещения морального вреда (по 400 тыс. тенге с журналиста и В. Головатова, 100 тыс. тенге с директора ТОО «Масс-Медиа 2006» Т. Айдарханова, 100 тыс. тенге – с ТОО «Масс-Медиа 2006»).

Ноябрь, 02

Надежда и Дмитрий Иванниковы (г. Актобе) 

2 ноября Актюбинский областной суд оставил без изменения решение городского суда от 21.08.2017 г., вынесенное по иску по иску о защите чести и достоинства, публикации опровержения и взыскании морального вреда ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» к актюбинцам Надежде Иванниковой и ее супругу Дмитрию. 

Напомним, поводом для иска стали несколько  постов Надежды на страничке «Жалобная книга Актобе» в Instagram в июне 2017 года, которые она выложила после посещения своей 85-летней бабушки Лидии Суслиной, проживающей в доме-интернате. Надежда сообщала о беспорядках в учреждении,  плохом отношении к старикам, скудном рационе, подтвердив все это фотографиями. 

Опубликованные сведения истец посчитал не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство госучреждения и сотрудников дома-интерната для престарелых. ГУ просил суд обязать ответчиков опровергнуть их и взыскать в пользу дома интерната 300 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. 

В августе судья Актюбинского городского суда А. Султангалиева отказала Дому-интернату для престарелых и инвалидов в удовлетворении иска. 
Ноябрь, 16

Гульвира Абетова (г. Астана)

16 ноября судебная коллегия по гражданским делам суда города Астаны оставила без изменения решение Есильского районного суда Астаны от 22.08.2017 г., вынесенное по иску о защите деловой репутации строительной компании ТОО «ВІ-Capital» (владелец торговой марки «Bi Group»). 
Ответчик - жительница города Гульвира Абетова, должна опубликовать  в социальной сети Facebook на своей странице и странице  «Bi Group отзывы» предложенную истцом информацию, опровергающую ее посты и комментарии, ставшие поводом для судебного разбирательства: «Добрый день. Настоящим приношу свои извинения руководству компании «ВІ Group», и всем ее сотрудникам за то, что мною распространялись неподтвержденные обвинения в адрес компании «ВІ Group», и ее сотрудников. С уважением Абетова Г.С.».

 В своих постах Гульвира Абетова жаловалась на некачественное, по ее мнению, строительство жилого комплекса. Также Гульвира Абетова должна выплатить в пользу ТОО «ВІ-Capital» 50 тысяч тенге представительских расходов.
2.1.1.  Дело интернет-портала Ratel.kz и журнала Forbes.kz  
С января в судах Алматы проходят слушания по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации к главному редактору портала Ratel.kz Марату Асипову, журналистам Сапе Мекебаеву и Геннадию Бендицкому, бывшему гендиректору ТОО «Автодорсервис» Виталию Процентову, издателю Ratel.kz ТОО «ИТАЮ», издателю портала Forbes.kz  ТОО «United Media Group», главному редактору Forbes.kz  Александру Процентову.

- В апреле Медеуский районный суд частично удовлетворил иск экс-министра финансов и государственных доходов РК Зейнуллы Какимжанова и Ильхалида Какимжанова, обязав ответчиков опубликовать опровержение спорных сведений, распространенных в 22 публикациях порталов  Ratel.kz и Forbes.kz и удалить спорные статьи со своих сайтов и аккаунтов в соцсетях. В возмещение морального вреда истцов ответчики должны выплатить в общей сложности 50 млн. 200 тыс. тенге. Решение суда вступило в законную силу 8 июня 2017 года.  Сумма иска составляла 78 млн. тенге.
31 июля Верховный суд отказал ответчикам в ходатайстве о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции. 
- 13 июня суд частично удовлетворил иск генерального директора АО «К-Дорстрой» Валерия Лазарева. Суд решил  взыскать с ответчиков - главного редактора портала Ratel.kz Марата Асипова, журналиста Геннадия Бендицкого, директора ТОО «United Media Group» (Forbes.kz) Л. Тен и бывшего гендиректора ТОО «Автодорсервис» Виталия Процентова в солидарном порядке 1 000 000 тенге и признал 14 спорных статей не соответствующими действительности. Решение вступило в силу 31 августа 2017 г. Сумма иска составляла 10 млн. тенге.

- 29 июня Медеуский районный суд Алматы частично  удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации ТОО «Фирма «Автодорсервис» и директора фирмы Дениса Гусева. Суд признал спорные сведения порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Гусева Дениса Викторовича как руководителя ТОО Фирма «Автодорсервис», деловую репутацию ТОО Фирма «Автодорсервис», обязав ответчиков опубликовать их опровержение. В счет возмещения морального вреда Дениса Гусева суд решил взыскать  2 млн. 100 тыс. тенге. Решение вступило в законную силу 21 сентября.
- 21 июля суд частично удовлетворил иск о защите деловой репутации юридического лица АО «К-Дорстрой». 

Истец просил суд признать не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию сведения, распространенные: 

- Виталием Процентовым (бывший руководитель АО «Автодорсервис») на пресс-конференции в Алматы 12.07.2016 г.;

- Александром Воротиловым в семи публикациях на сайте «Forbes Kazakhstan» в период с 12 июля 2016 г. по 16 сентября 2016 г.;

- в семи публикациях на сайте Ratel.kz. в период с 20.05.2016 г. по 16.12.2016 г.

Кроме этого, обязать ответчиков публично опровергнуть распространенные ими сведения и в последующем полностью удалить спорные публикации с сайтов изданий.

Суд обязал ответчиков публично опровергнуть статью «Уступы на взлетной полосе» от 15 марта 2017 года,  удалить ее с сайта ratel.kz и возместить истцу судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 11345 тенге.

Не согласившись с решением суда, ответчики обратились с жалобами в Алматинский городской суд с просьбой отменить его и в удовлетворении иска отказать, так как суд первой инстанции не учел факт выражения ответчиками своего мнения без высказываний, носящих порочащий и оскорбительный характер, что подтверждено заключением эксперта.

9 ноября апелляционная коллегия Алматинского городского суда отменила решение районного суда и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.

Судебное заседание назначено на 26 декабря. 

2.2. Досудебные претензии
Ноябрь, 02

«Наша Газета» (г. Костанай)
1 ноября пользователь Иван Павлина разместил в паблике издания «Наша Газета» в социальной сети «ВКонтакте» фотографию газетного объявления, в котором акимат села Заречное сообщает о времени проведения собрания по поводу переименования улиц.

Аким Заречного сельского округа Костанайского района Калыбек Жумашев прислал официальное письмо главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой с просьбой дать опровержение данной публикации. 
Как сообщил в письме Жумашев, аппарат акима Заречного сельского округа Костанайского района не размещал объявление о переименовании улиц и названия села. 

Ольга Колоколова в ответе сообщила, что разместила письмо акима в ветке обсуждения данной публикации «ВКонтакте». Редакция также не нашла оснований для опровержения, так как в опубликованной фотографии не указано, что речь идет о селе именно в Костанайской области.

Ноябрь, 17

«Магнитка плюс» (г. Караганда)

1 ноября в газете профсоюза металлургов «Жактау» АО «АрселорМиттал Темиртау» «Магнитка плюс» и на сайте издания был размещен ответ Управления по инспекции труда Карагандинской области на запрос профсоюза о назначении проверки по проекту дополнительного соглашения к трудовым договорам работников ЛПЦ-2 АО «АМТ». И материал «И вновь о дополнительных соглашениях»  с комментариями к письму юриста профкома «Жактау» Марины Гавриченковой. 

17 ноября профсоюз получил от АО «АрселорМиттал Темиртау» досудебную претензию с требованием опровержения. Представители АО считают некоторые формулировки материала подрывающими авторитет компании. В частности, фраза в комментарии юриста: «После анализа данного допсоглашения, инспекцией труда было отмечено несоответствие пунктов этого допсоглашения требованиям Трудового Кодекса. И в связи с этим даны рекомендации АО «АМТ». Главная претензия состояла в том, что в ответе руководителя Управления по инспекции труда не содержится рекомендаций для АО «АМТ».  

В ответ на досудебную претензию юрист профсоюзной организации металлургов «Жактау» отправила письменный ответ, в котором указала, что не усматривает в своем комментарии ничего, что имело бы расхождение с содержанием ответа руководителя Управления по инспекции труда. Поэтому нет необходимости в публикации опровержения. На данное письмо реакции пока не последовало.
Ноябрь, 17

Ratel.kz (г. Алматы)
7 ноября на сайте Ratel.kz  был опубликован обзор казахоязычной прессы, где под заголовком «Мухтар Кул-Мухаммед ввел в заблуждение президента?» давалась информация о заметке «Мұхтар Құл-Мұхамед жалған ақпарат берді ме?», размещенной на сайте Abai.kz. Вскоре после публикации к главному редактору Ratel.kz  Марату Асипову  обратился пресс-секретарь первого заместителя партии «Нур Отан» М. Кул-Мухамеда Артем Истомин. Он сообщил, что в данном материале цитируется «неверная информация» и попросил снять его со страницы портала и убрать ссылку на материал в Facebook’e.

В оспариваемом партией «Нур Отан» материале говорилось о том, как юрист из Астаны Максат Илиясулы подсчитал количество реальных подписчиков партии и сравнил их с заявлением Кул-Мухаммеда о шестимиллионной аудитории авангарда казахстанского общества. Поскольку количество явно не совпадало, юрист сделал вывод, что зампред «Нур Отана» сообщает недостоверную информацию. 

В официальном письме партии «Нур Отан» разъясняется, что шесть миллионов подписчиков – это суммарная аудитория блогеров, с которыми сотрудничает партия.

2.3. Другое

Ноябрь,  21 

Динара Бекболаева, аналитический интернет-портал Ratel.kz (г. Шымкент)

21 ноября на сайте Ratel.kz был опубликован материал Динары Бекболаевой   «Бложьи люди обиделись на Ratel.kz». В статье журналист сообщает, что чиновники Южно-Казахстанской области с помощью блогеров попытались устроить корреспонденту издания «публичную порку».  Всему виной стала опубликованная ранее на сайте заметка от  14 ноября 2017 года «Акимат ЮКО платил за троллинг Габидуллы Абдрахимова?».  В данном материале  Динара Бекболаева пыталась выяснить - куда делись 2 миллиона 350 тысяч тенге, которые Управление внутренней политики ЮКО выделило на патриотическое воспитание молодежи.

После выхода статьи гражданский активист, руководитель Союза молодежи Суюн Абулда, выигрывавший данный тендер,  провел пресс-конференцию, где он собирался отчитаться о проведенных им мероприятиях патриотического характера, за которые получил казенные деньги. Однако, как отмечает Динара Бекболаева,  вместо отчета «активист вылил ушат негатива на журналиста Ratel.kz, обвинив ее в безграмотности, невоспитанности и даже неадекватности». Когда корреспондент Ratel.kz начала задавать вопросы и попросила предоставить документальные доказательства проведенных патриотических мероприятий,  коллеги из других изданий начали обвинять журналистку в том, что она затерроризировала Абулду вопросами.   На встречу, по словам Динары, были  приглашены только «избранные» представители местных СМИ.  

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz  
18

