
[image: image1.png]


   

Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане

Июнь 2017 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  ситуации  в Казахстане с правом на свободу выражения, получения и распространения информации в июне 2017 года. 

Среди сообщений: 

- Министр информации и коммуникаций презентовал проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» в Мажилисе парламента. По мнению правозащитников, законопроект содержит ряд ужесточающих мер, противоречащих международным стандартам свободы слова. 

 - Главный редактор Ratel.kz Марат Асипов через суд требует предоставить общественно значимую информацию. 

- Руководитель ГУ «Отдел образования г. Усть-Каменогорска» обвиняет собкора газеты «Казахстанская правда» в клевете за публикацию о платных курсах для учителей.

- Апелляционная коллегия Алматинского городского суда узаконила решение суда первой инстанции, вынесенное по иску Какимжановых к интернет-порталу Ratel.kz и журналу Forbes.kz. 

В июне вынесено 8 судебных актов по делам  о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. 1 - в апелляции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 5. Требования компенсации морального вреда  в январе-мае составили 153 млн. 660 тыс. тенге. Судами взыскано  51 млн. 720 тыс. тенге.   

В июне СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены 5 досудебных претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. 
С начала года в связи с осуществлением права на свободу выражения, поручения и распространения информации в досудебном и судебном порядке предъявлены 35 обвинений в совершении уголовных проступков и преступлений. 

Оглавление
1Оглавление


2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


3II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


31. Аресты и задержания


32. Нападение на журналистов


43. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов


54. Нарушение трудовых прав


6III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


61. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


72. Судебные процессы по искам СМИ о нарушении права на доступ к информации


83. Нарушение принципа равноправия СМИ


94. Принудительная подписка


95. Нарушение права на распространение информации


105.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


106. Прекращение выпуска СМИ


11IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


111. Преследования в уголовном порядке


141.1. Жанболат Мамай (г. Алматы)


151.1.1. Действия в поддержку Жанболата Мамая


152. Преследования в гражданском порядке


152.1. Судебные иски


192.1.1.  Дело интернет-портала Ratel.kz и журнала Forbes.kz


212.2. Досудебные претензии




 I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Июнь, 27
27 июня министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в Мажилисе Парламента РК презентовал проект закона  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций». 

Проект закона предлагает внести изменения и дополнения в 4 кодекса РК и 12 законов.
Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев сообщал ранее, что в области СМИ предусмотрены нормы, направленные на обеспечение прав граждан в информационной сфере. В частности, по вопросам реализации прав граждан на опровержение информации путём совершенствования процедуры досудебного разрешения споров, обеспечение доступа к информации лицам с ограниченными возможностями через широкое применение субтитрований и сурдоперевода. Кроме того, устанавливается перечень оснований, при которых СМИ может использовать изображение лица без согласия гражданина, использование и идентификация пользователя.

По мнению правозащитников, законопроект содержит ряд ужесточающих мер, противоречащих международным стандартам свободы слова. Без согласования с общественными организациями и СМИ, которые входили в состав рабочей группы Министерства информации и коммуникаций РК, в законопроект внесены следующие предложения:

1. Срок предоставления информации по запросам журналистов увеличен до 15 дней (в действующем законе – 3 дня);

2. вводится новое, не имеющее четкого правого определения понятие «сведения, ущемляющие права или законные интересы физического или юридического лица» и связанные с ним новые обязанности СМИ;

3. вводится обязанность журналиста получать согласие от лица или его законного представителя на распространение в средстве массовой информации личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иных охраняемых законом тайн;

4. Гражданин Республики Казахстан, являющийся представителем иностранных средств массовой информации, обязан пройти установленную процедуру аккредитации в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан;

5. Дается определение понятию «пропаганда» - «распространение в средствах массовой информации взглядов, фактов, аргументов и иной информации, в том числе намеренно искаженной, для формирования положительного общественного мнения о запрещенной настоящим Законом информации и (или) побуждения к совершению противоправного действия и (или) бездействия неограниченного круга лиц». 

Эти нормы, став законными, сделают практически невозможной расследовательскую журналистику, общество будет значительно ограничено в своем праве на получение оперативной и разносторонней информации, усилится судебное преследование СМИ и журналистов. 

Июнь, 27

Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев на презентации проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» сообщил, что блогерам не будет предоставляться госзаказ: «Блогеры считаются просто гражданами. И, несмотря на то, что есть блогеры, имеющие аудиторию больше, чем некоторые казахстанские СМИ, госзаказ им предоставляться не будет. Мы хотели блогеров приравнять к журналистам или к так называемым сетевым изданиям, но общественность была против, поэтому мы эту норму убрали». 

В то же время он отметил, что любые сетевые издания, создаваемые теми же блогерами, которые зарегистрированы в Казахстане, будут регулироваться нормами законопроекта по вопросам информации и коммуникаций: «Так называемые паблики в социальных сетях не регулируются этим законом. И на данном этапе мы видим только одно - мы будем работать с админами, руководителями этих пабликов, чтобы они убирали противоправный контент, который будет публиковаться на территории Казахстана». 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
1. Аресты и задержания 
Июнь, 30
Жанболат Мамай, «Трибуна. Саяси калам» (г. Алматы)

31 мая суд продлил арест главного редактора газеты «Трибуна. Саяси калам» Жанболата Мамая до 10 июля. Журналист находится под арестом с 11 февраля. Ж. Мамай был задержан сотрудниками Национального бюро по противодействию коррупции в рамках расследования дела о хищении средств банка «БТА» Мухтаром Аблязовым.

2. Нападение на журналистов

Июнь, 09 

Рамазан Есергепов (г. Алматы)

16 мая  Коалиция по вопросам безопасности и защиты правозащитников, активистов, обеспокоенная нападением на журналиста, председателя правления фонда «Журналисты в беде» Рамазана Есергепова, обратилась в Министерство внутренних дел с заявлением. В нем  правозащитники от имени гражданского общества потребовали проведения незамедлительного и беспристрастного расследования каждого факта нападения на правозащитников и гражданских активистов, включая случай с Рамазаном Есергеповым, и широкого освещения его хода и результатов.

2 июня получен ответ на обращение. 

Следственный комитет МВД РК сообщил, что 18 мая  2017 г. по поручению Следственного департамента МВД уголовное дело по нападению на Р. Есергепова принято к производству ДВД на Транспорте.

В настоящее время по уголовному делу проводятся все предусмотренные Законом следственно-оперативные мероприятия. 

О результатах досудебного расследования потерпевший Есергепов Р.Т. будет уведомлен в установленном Законом порядке.

Ход расследования уголовного дела находится на контроле МВД.
Напомним, нападение на председателя общественного фонда «Журналисты в беде» Рамазана Есергепова было совершено 14 мая в поезде. С ножевым ранением брюшной полости Р.Есергепов был доставлен в больницу города Шу, где ему была проведена экстренная операция.

ДВД на транспорте начал досудебное расследование по ст. 24 УК РК (приготовление к преступлению и покушение на преступление) и ст. 99 УК РК (убийство). 

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
Июнь, 09 

Наталья Цой, Нурмахан Мусатов, ТК «Хабар» (г. Шымкент) 

Собственный корреспондент  телеканала «Хабар» по Южно-Казахстанской области ЮКО) Наталья Цой готовила материал о  ходе строительства в регионе объектов образования по госпрограмме. Съемочная группа канала выехала в СШ № 59, где на данный момент идет ремонт.  На входе в здание их встретил охранник строительной компании. Не представившись, он начал хамить журналисту и закрывать камеру руками, а затем снял свою куртку и бросил в сторону оператора.  На просьбу предъявить служебное удостоверение, ответил: «Я охранник, зачем документы?». Он также потребовал от  Натальи Цой разговаривать с ним на казахском языке.  
Журналист сообщила о нарушениях заместителю начальника областного управления образования и в управление строительства ЮКО.  

Июнь, 12

Общественное интернет-телевидение «101TV» (Карагандинская область)

12 июня съемочная группа Карагандинского общественного интернет-телевидения 101TV выехала в поселок Мынбаева, чтобы снять сюжет о массовой гибели скота. Вокруг поселка было выставлено полицейское оцепление, через которое не пропускали журналистов.

Как сообщили в редакции телеканала, корреспондентам все-таки удалось попасть в поселок и снять сюжет.

«Полицейские оцепили поселок, препятствовали журналистам. Но в итоге нашим корреспондентам все-таки удалось попасть в поселок и снять сюжет. Как нам сообщили, в связи с массовой гибелью скота в поселке Мынбаева было введено ограничение, но ни областной акимат, ни ветеринарная служба не смогли это прокомментировать», - сообщили в редакции.

7 июня на телеканале уже выходил сюжет о массовой гибели скота в этом поселке. В сюжете речь шла о том, что в Нуринском районе уже погибло 25 голов крупного рогатого скота и еще 50 больны. Тогда журналистам также пытались помешать вести съемку. По сообщению телеканала, «аким села Мынбаева Жанат Ашимов и участковый чуть ли не нападали на оператора одного из телеканалов, когда тот пытается снять погибший скот».

Тем не менее, журналисты продолжают отслеживать ситуацию, несмотря на попытки воспрепятствовать их законной профессиональной деятельности.
Июнь,  23 

Катерина Попкова, Нурмахан Бекмуратов, ТК «Хабар-24» (г. Шымкент) 

23 июня на территории нефтебазы ТОО «Шымкент мунай Өнімдері» произошло возгорание резервуара с бензином. Съемочная группа телеканала «Хабар -24» одна из первых оказалась на месте пожара.  Когда телеоператор Нурмахан Бекмуратов попытался снять горящий резервуар, один из сотрудников нефтебазы стал закрывать камеру руками и толкать  оператора. Он кричал, что проводить съемку запрещено.  Журналист Катерина Попкова попросила молодого человека представиться, после чего он стал повышать голос и на нее. Через несколько минут подошли сотрудники полиции и тоже попросили  представителей СМИ удалиться. Катерина Попкова и Нурмахан Бекмуратов не стали спорить, а просто обошли нефтебазу с другой стороны и сняли нужные кадры.
Июнь, 29

Сания Тойкен, Радио Азаттык (г. Актау)

Сания Тойкен на своей странице в социальной сети Facebook сообщила, что в  суде N 2 Актау судебные приставы не допускают журналистов на процесс по депортации оралмана из Ирана. 

В комментарии к этому посту Едиге Бегенов,  координатор по работе со СМИ этого суда,  сообщил, что «журналист радио Азаттык С. Тойкен вошла в здание суда после начала судебного процесса. В этой связи она не была допущена в зал судебного заседания»,   в дальнейшем, определением суда от 29.06.2017 года принято решение о рассмотрении данного дела в закрытом судебном заседании». Он также проинформировал, что при оглашении определения по результатам рассмотрения названного ходатайства журналист присутствовала в зале судебного заседания.

Сания Тойкен  выразила несогласие с этой информацией и пояснила, что  потеряла массу времени, пока просила разрешение войти в здании суда. Сначала ей сказали «подождите, сейчас придет судья и скажет, можно вам или нет». Позже сообщили «ждите, процесс уже начался». Через час, во время перерыва она обратилась теперь уже к начальнику СБ, который и помог ей попасть в зал. 
4. Нарушение трудовых прав
Июнь, 07

Айнур Мейрамова, ТОО «Информационный центр – Екiбастуз даусы» (Павлодарская область)

Увольнение руководителя ТОО «Информационный центр – Екiбастуз даусы» признали незаконным.

Уволенная в ноябре 2016 года Айнур Мейрамова, руководитель медиа-холдинга ТОО «Информационный центр – Екiбастуз даусы» (учредителем является акимат города Экибастуз в лице отдела финансов), включающего в себя газеты «Голос Экибастуза» и «Отарка», через суд добилась восстановления в должности. 
Экс-директор ТОО «Информационный центр - Екібастұз дауысы» предъявила иск отделу финансов города, потребовав признать незаконным приказ о ее увольнении и выплатить зарплату за время вынужденного прогула. В суде выяснилось, что работодатель расторг с Мейрамовой договор в одностороннем порядке, объяснив свое решение неснятыми дисциплинарными взысканиями. Суд первой инстанции в феврале 2017 года Айнур Мейрамова проиграла. Экибастузский городской суд посчитал, что работодатель трудовой кодекс не нарушал, поскольку имел право расторгнуть договор на основании прекращения полномочий. Такое положение дел экс-руководителя не устроило, и она подала на апелляцию. Дело рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам Павлодарского областного суда. Коллегия изменила решение суда Экибастуза, признав незаконным увольнение истицы и обязав работодателя восстановить ее в должности директора, а также выплатить ей заработную плату в размере 1,3 млн тенге за время вынужденного прогула.  
III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

Июнь, 27

Газета «Ак Жайык» и другие СМИ Атырауской области   

В акимате Атырауской области в рамках рабочего визита председателя правления АО «ЕНПФ» Нурбиби Наурызбаевой состоялось совещание. Журналистов, приглашенных на данное мероприятие, заранее предупредили, что после вступительной части они должны будут покинуть зал, так как далее будет «рабочее обсуждение».  
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 
Июнь, 09

Алла Злобина, Ratel.kz (г. Уральск)

Cобкор информационного портала Ratel.kz Алла Злобина обратилась  к заместителю начальника управления здравоохранения  Западно-Казахстанской области Нурданату Беркингали с просьбой рассказать о создании электронной базы медицинских паспортов жителей Казахстана. Чиновник пообещал ответить в течение двух часов. Однако ни через два часа, ни на следующий день ответа не последовало. После многократных попыток  журналистка все-таки сумела дозвониться до него и получила ответ, что необходимо сделать письменный запрос. Осознавая, что времени дожидаться ответа на запрос у нее не будет, Злобина запрос писать не стала. Материал не вышел.

Июнь, 16

«Мой край» (Восточно-Казахстанская область)

Акимат Глубоковского района не предоставил ответ на запрос редакции «Мой край», касающийся выездов узких специалистов в села. Запрос отправлен на имя главы района 16 июня. По состоянию на 30 июня никакого ответа редакция не получила. 

Июнь, 30

Информационный портал pavon.kz (г. Павлодар)

26 июня редакция информационного портала pavon.kz обратилась в пресс-службу акимата города Павлодара с просьбой предоставить информацию по  вырубке зеленых насаждений. Пресс-служба пообещала предоставить запрашиваемую информацию, однако редакция портала ответ так и не получила.
Июнь, 30

«Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

29 мая редакция газеты «Мой город» отправила запрос в управление здравоохранения Восточно-Казахстанской области. Запрос касался меморандума по сдерживанию роста цен на лекарственные препараты и медицинские изделия. По состоянию на 30 июня ответ не получен.
Июнь, 12

Галина Петренко, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Галина Петренко 8 июня обратилась с запросом к и. о. руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексею Тарасову, в котором попросила прокомментировать ситуацию с программой по ремонту фасадов многоэтажных жилых домов. В частности, журналиста интересовали параметры, которыми руководствуется отдел ЖКХ, формируя очередь на ремонт.

В ответе, который поступил в редакцию 12 июня, Тарасов сообщил, что покраска фасадов производится на средства благотворительного фонда, отметил, что узнать номер дома в очереди на ремонт можно, обратившись в отдел ЖКХ. Вопрос о параметрах формирования очереди остался без ответа.

Июнь, 13

Татьяна Назарук, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Татьяна Назарук 6 июня обратилась с запросом к и. о. руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексею Тарасову по поводу обустройства конечной остановки автобусов возле Костанайского автовокзала. В частности, журналист просила пояснить, насколько опасно совмещать на одной территории остановку городского транспорта, место отстоя и разворота автобусов. В ответе на запрос А. Тарасов сообщает, что на ул. Карбышева организовано место для отстоя автобусов, также были установлены два новых остановочных павильона для посадки и высадки пассажиров. Фактически ответ повторяет текст запроса. Вопрос об опасности ситуации для пассажиров оставлен без ответа.

Июнь, 30

«Наша Газета» (г. Костанай)

И. о. руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексей Тарасов в конце июня прислал на запросы Нашей Газеты» четыре однотипных ответа, в которых сообщил: «В соответствии с п. 2-1 ст. 18 Закона «О СМИ», в связи с тем, что для ответа требуется дополнительное изучение и проверка, ответ Вам будет предоставлен в течение 15 дней».

По мнению редакции, в запросах, на которых были получены такие ответы, не содержатся вопросы, требующие дополнительного изучения и проверки. В частности, журналисты спрашивали, планируется ли в этом году привести в порядок конкретные улицы; как будут кронировать деревья на участке улицы, где устанавливают уличное освещение; было ли согласовано постановление акимата о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте с маслихатом Костаная.

Журналист Татьяна Назарук 30 июня перенаправила вопросы на имя акима Костаная Базыла Жакупова. 

2. Судебные процессы по искам СМИ о нарушении права на доступ к информации 
Июнь, 19

Ratel.kz (Павлодарская область)
19 июня в гражданском суде города Павлодара у судьи Каирбулата Каримова состоялась предварительная встреча сторон процесса по иску главного редактора портала ratel.kz Марата Асипова к руководителю управления сельского хозяйства Оразу Дюзденбаеву и пресс-секретарю акима Павлодарской области Азамату Байтенову.

14 марта Марат Асипов направил письменное обращение на имя акима Павлодарской области Болата Бакауова, в котором он просил предоставить список получателей сельскохозяйственных субсидий за 2012-2016 годы, а также список членов комиссий, которые рассматривают заявки от потенциальных получателей субсидий. 17 марта начальник управления  сельского хозяйства Павлодарской области Ораз Дюзденбаев письменно отказал в предоставлении информации, сославшись на то, что она затрагивает интересы конкретных предпринимателей.

18 марта на имя акима области Болата Бакауова была направлена досудебная претензия, в которой главный редактор портала Марат Асипов указал на нарушение Оразом Дюзденбаевым закона «О доступе к информации». Спустя шесть дней, 24 марта главному редактору был дан ответ за подписью пресс-секретаря акима Павлодарской области Азамата Байтенова, в котором в предоставлении запрашиваемой информации опять было отказано.

Действия подчиненных акима Павлодарской области Ораза Дюзденбаева и Азамата Байтенова главред портала счел грубым нарушением закона «О доступе к информации», статья 6 которого однозначно гласит, что информация о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности – не подлежит ограничению. Тем более, что в соответствии с пунктом 5 этой же статьи не подлежит ограничению информация о привилегиях, компенсациях и льготах предоставляемых государством физическим и юридическим лицам.

30 мая Марат Асипов обратился в городской суд Павлодара с исковым заявлением в котором просит признать действия Ораза Дюзденбаева и Азамата Байтенова неправомерными и обязать их предоставить список всех получателей сельскохозяйственных субсидий за 2012-2016 годы и список членов комиссий, рассматривавших заявки потенциальных получателей субсидий.

Начало основного судебного разбирательства по делу назначено на 27 июня.
3. Нарушение принципа равноправия СМИ
Июнь, 16 
Динара Бекболаева, аналитический интернет портал Ratel.kz (г. Шымкент) 

16 июня на сайте аналитического  интернет портала Ratel.kz вышла статья Динары Бекболаевой «Как Кайрата Мами прятали от Ratel.kz» . В материале  журналист сообщает, что ее не пустили в зал Южно-Казахстанского областного суда, где проходила встреча с председателем Верховного суда РК.  На собрании должны были назначить нового главу регионального судейского корпуса. Перед тем, как поехать в суд, журналист позвонила в пресс-службу ведомства и спросила, почему о данном мероприятии осведомили лишь избранные СМИ. Ей ответили, что она может присутствовать там, и никакого отбора не было.  По приезду корреспондент увидела, что охрана суда пропускает журналистов только по списку, в котором представителя Ratel.kz не было.  Динара снова попыталась связаться с пресс-службой, но никому не смогла дозвониться. В этот момент к ней вышел один из сотрудников суда, который в приватной беседе рассказал, что руководитель пресс-службы Кабыл Дуйсенби приказал  Ratel.kz не впускать. В итоге попасть на назначение нового председателя областного суда Динаре Бекболаевой так и не удалось.
Июнь, 06 

Марина Низовкина, ТК «КТК» (г. Шымкент) 
6  июня прокурор Южно-Казахстанской области Ибрагим Иманов  провел брифинг, на котором сообщил об отстранении от занимаемой должности прокурора Байдибекского района А. Мустафаева. Эта тема всполошила многие СМИ региона. 
Но, как сообщает  корреспондент  телеканала КТК в Шымкенте Марина Низовкина, она и некоторые другие ее коллеги о брифинге узнали случайно. Журналист сразу стала звонить пресс-секретарю областной прокуратуры, но он не отвечал на звонки. 
Коллеги также сообщили Марине Низовкиной, что представителей СМИ на брифинг приглашали по списку, после чего она опубликовала на своей странице в Facebook’e пост, где поинтересовалась у Генеральной прокуратуры, законно ли, когда кого-то из журналистов вносят в таинственные списки, а кого-то игнорируют, и почему, чтобы получить информацию, журналист республиканского СМИ должна искать "окольные пути". 
На следующий день с журналистом связался представитель Генеральной прокуратуры и сообщил, что они разобрались в ситуации. По его данным, в пресс-службе прокуратуры ЮКО нет «свежих» контактов журналистов «КТК». Также он пообещал, что теперь представителей данного телеканала будут приглашать на все мероприятия, которые проводит областная прокуратура. 

Июнь, 09 

Ряд  СМИ (г. Уральск)

В Уральске прошла внеочередная сессия городского маслихата. На повестке дня обсуждался вопрос уточнения бюджета. Независимые издания на сессию приглашены не были. Целый ряд газет местного и республиканского значения узнал о прошедшей сессии постфактум. Пресс-релизы журналистам никто не разослал.

Июнь, 23

Злата Удовиченко, собкор республиканской газеты «Время», Алла Злобина, собкор информационного портала «Ratel», газета «Информбиржа» (г. Уральск)

В Департаменте по чрезвычайным ситуациям Западно-Казахстанской области прошел брифинг, посвященный вопросам противопожарной обстановки в регионе. На брифинге были озвучены цифры: количество пожаров и горений, суммы, выделенные на борьбу с пожарами, а также различные интересные факты. По непонятной причине журналистов на брифинг пригласили выборочно. По какому принципу был составлен список приглашенных, в пресс-службе ДЧС ответить затруднились.
Июнь 27

Ряд СМИ (г. Уральск)

В маслихате г. Уральска прошла внеочередная сессия, на которой депутаты приняли важное для города решение о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте. На сессию пригласили лишь журналистов «удобных» изданий. 

«Узнать о предстоящих сессиях маслихата практически невозможно. Одно дело, если они хотя бы очередные, тогда можно примерно ориентироваться и смотреть на сайте – иногда там вывешивают объявления. Но большинство судьбоносных сессий – внеочередные. Как можно угадать дату внеочередной сессии? Такое ощущение, что депутатам просто невыгодно, чтобы об их работе писали иные СМИ, кроме «карманных», - возмущена собкор информационно аналитического портала Ratel.kz Алла Злобина.

Следует отметить, - сообщает собкор фонда «Адил соз», - что никаких пресс-релизов о новых тарифах на проезд разослано не было.

4. Принудительная подписка

Июнь, 29

СМИ Костанайской области

Прокурор Костанайской области Марат Кайбжанов направил письмо акиму Костанайской области Архимеду Мухамбетову по поводу жалоб на принудительную подписку. Об этом Кайбжанов сообщил 29 июня на встрече с представителями учреждений образования, посвященной предварительным итогам акции «Народный прокурор». 

5. Нарушение права на распространение информации
Июнь, 29

Тимур Калиакпаров (г. Атырау)

В начале марта бригадир стропальщиков ТОО «Темиржол курылыс Атырау» Тимур Калиакпаров опубликовал  в одной из групп в Instagram видео, на котором заснят дымящий факел на нефтеперерабатывающем заводе «Болашак». 

На следующий день служба безопасности предприятия начала расследование в отношении автора видео  по факту распространения записи и подозрении в терроризме,  сообщает «Ак Жайык». На их вопросы о цели съемки, преследовали ли эти действия цель подорвать репутацию компании,  рабочий ответил, что такой цели у него не было, но он не мог молчать, поскольку выбросы могли быть вредными, и он лишь проявил свою гражданскую позицию.
Через 10 дней Т. Калиакпаров получил уведомление о переводе на другую работу «в связи с изменениями условий труда». В качестве причины руководство ТОО «Темиржол курылыс Атырау» сослалось на некое нарушение правил пребывания и работы на территории Западного Ескене.
«Калиакпарова перевели из бригадиров в дворники – ему было предложено  приступить с 1 апреля к обязанностям разнорабочего по офису с должностным окладом 70 тысяч тенге, тогда как в прежней должности он получал в среднем 180 тысяч тенге и выше», – сообщил адвокат «Ак Жайыку». 

После того, как Калиакпаров отказался от новой позиции, он был уволен. 

В настоящее время приказ о расторжении трудового договора оспаривается в Атурауском городском суде. 
5.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Июнь, 15
foreignpolicy.com (США)

15 июня журналист The Foreign Policy Джеймс Палмер опубликовал в издании скандальную статью «Звезда смерти за 5 миллиардов долларов», в которой раскритиковал выставку ЭКСПО в Астане. Публикация вызвала большой общественный резонанс в Казахстане. Так, руководитель департамента по связям с общественностью национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» Сергей Куянов заявил, что американский журналист никогда не пересекал границу Казахстана и не посещал выставку, а журналист при написании статьи пользовался чужими впечатлениями и материалами. В ответ Джеймс Палмер выложил в своем аккаунте в Twitter фотографию страницы из паспорта, где стоит штамп казахстанской визы, и фотографию билета на выставку, сопроводив соответствующими комментариями. 

А сайт журнала The Foreign Policy в скором времени стал недоступен для казахстанских пользователей. 

20 июня на брифинге в Астане министр информации и коммуникаций Даурен Абаев прокомментировал так называемую блокировку сайта: «Относительно блокировки сайта The Foreign Policy мы сейчас разбираемся с этим, мы не исключаем возможности, что кто-то сделал это преднамеренно, чтобы «градус повысить» на эту тему. С нашей стороны никаких действий не было». На вопрос журналистов, почему блокировка действует только на территории Казахстана, министр не ответил. 
6. Прекращение выпуска СМИ

Июнь, 05
«Саяси калам. Трибуна» (г. Алматы)

Собственник газеты «Саяси калам. Трибуна» ИП «Калам» закрыл свое предприятие, что лишило его юридического основания для выпуска газеты. Об этом радио Азаттык сообщила главный редактор «Трибуны» Инга Иманбай. 

Выпуск издания прекратился еще раньше – в феврале 2017 года после ареста ее фактического руководителя Жанболата Мамая. Как объяснила Азаттыку Инга Иманбай, в тот период на собственника газеты, имя которого она просила не называть, было оказано сильное давление.
IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Июнь, 20
Алима Абдирова, ОФ «Аруана» (г. Актобе)
Ольга Климонова, КМБПЧ (г. Актобе)
В суде № 2 г. Актобе прошли слушания по обвинению правозащитников Алимы Абдировой (ОФ «Аруана») и Ольги Климоновой (КМБПЧ) в клевете (ст. 130 УК РК). 
Частный обвинитель - директор Центра адаптации несовершеннолетних (ЦАН) Эльмира  Кадимова обратилась в суд с заявлением за посты Абдировой и Климоновой в социальной сети Facebook (19.05., 01.06., 27.06., 09.08.2016 г. и 15.02.2017 года), где говорилось о попытках суицида, заболевании сифилисом и коррупции в государственном учреждении ЦАН.  
В судебном заседании обвиняемые вину не признали. Как пояснила Алима Абдирова, в статьях, выложенных на странице Facebook, она как правозащитник выразила свое несогласие с решением суда, вынесенным по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации Кадимовой (от 18.05.2016 г.), а также доводила до общественности события, происходящие в стенах государственного учреждения. Более того, в этих статьях не имеется ни одного высказывания клеветнического характера в адрес Кадимовой как физического лица.

Суд пришел к выводу, что доводы Э. Кадимовой о том, что правозащитники публично распространяли заведомо ложные сведения, не нашли своего полного объективного подтверждения. Поскольку из исследованных в судебном заседании скриншотов установлено, что в полном тексте представленных постов изложены несогласие Абдировой с решениями суда по иску Кадимовой, поскольку они выявили нарушения прав детей в государственных учреждениях. Сведения, изложенные Абдировой, касаются деятельности ЦАН, а не лично Кадимовой.

Других доказательств виновности подсудимых частным обвинителем в судебном заседании не представлено.

20 июня судья Е. Бакытжан признал Алиму Абдирову и Ольгу Климонову невиновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 130 УК РК. 

Июнь, 01

Галина Вологодская, «Казахстанская правда» (г. Усть-Каменогорск)

В суд № 2 Сарыаркинского района г.Астаны поступила частная жалоба руководителя ГУ «Отдел образования г. Усть-Каменогорска» Мадениет Ахметовой. Она просит привлечь к уголовной ответственности за клевету (ст. 130 УК РК) собкора «Казахстанской правды» по Восточно-Казахстанской области Галину Вологодскую. 
Поводом стала публикация «Почем орешек знаний для учителя» («Казахстанская правда», 18.03.2017 г.). 

«В этой статье указано о том, что я, утверждая план по повышению качества образования, обязала школы города перейти на некую экспериментальную технологию, заставляла учителей приобрести учебные пособия по технологии, за счет школы направляла школьных директоров и завучей в г. Астану, направляла в учебные заведения ряд уведомлении о необходимости направить на курсы по пресловутой технологии и так далее», - говорится в заявлении. М. Ахметова считает также, что подзаголовки статьи внушают читателям мысль о том, «что я, государственный служащий, совершаю незаконные действий, связанные с денежными средствами, не соблюдаю требования закона и есть в чем «разобраться».
Мотивом для написания статьи стали жалобы учителей на добровольно-принудительное обучение на платных курсах. 
Июнь, 05

Малик Махамдинов (г.Алматы)

Абдулжон Бараев (Республика Узбекистан)

2 июня судья Медеуского районного суда № 2 Улан Кишибай вынес оправдательный приговор по частному обвинению У. Ибрагимова в клевете и оскорблении (ст.ст 130, 131 УК РК) в отношении автора художественного произведения «Ташайняк» («Зеркало») Абдулжона Бараева и редактора текста книги Малика Махамдинова за отсутствием состава преступления.

Причиной обращения У. Ибрагимова в суд стало совпадение его имени Усен с именем одного из героев книги. Посчитав, что в книге рассказ идет о нем, обвинитель У. Ибрагимов потребовал признать А. Бараева и М. Махамдинова виновными и взыскать с них моральный вред в размере 10 млн. тенге солидарно.

По обращению обвиняемого А.Бараева специалист Общественного центра экспертиз Фонда «Әділ сөз» провела лингвистическое заключение и пришла к выводу, что «В отношении художественного произведения критерий «соответствие действительности» не имеет силы, поскольку художественное произведение выявляет субъективный образ действительности, отраженной и переработанной мышлением автора». Аналогичный вывод сделал и эксперт Центра экспертиз минюста РК.

Июнь, 14

Берик Жагипаров (г. Жезказган)

Жезказганский городской суд Карагандинской области освободил от уголовной ответственности гражданского активиста, главного редактора интернет издания «Парасат KZ» Берика Жагипарова от уголовной ответственности за клевету (ст. 130 УК РК). 

Соответствующее постановление от 14 июня вынесено в связи с поступившим от частного обвинителя - начальника службы персонала рудника «Жомарт» корпорации «Казахмыс» Мурата Шегирбаева заявлением о прекращении дела в связи с примирением с подсудимым: Б. Жагипаров дал опровержение информации,  принес обвинителю извинения перед судом и в социальной сети Facebook. 

Напомним, поводом для обвинений стали публикации Жагипарова от 1 и 29 сентября 2016 года в соцсети Facebook, в которых он говорил о негласном прейскуранте цен, действующих на руднике «Жомарт» при приеме на работу. 

Наряду с требованием привлечь Жагипарова к уголовной ответственности М. Шегирбаев просил взыскать с активиста 2 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. От этих требований М. Шегирбаев также отказался.
Июнь, 28

Петр Пастушенко (г. Костанай)

28 июня в суде № 2 Костаная состоялось очередное слушание по частной жалобе главного тренера сборной РК по конькобежному спорту Людмилы Прокашевой, обвиняющей заслуженного тренера РК по конькобежному спорту Петра Пастушенко в оскорблении (ст. 131 УК РК). 

Поводом для обращения Прокашевой в суд стала пресс-конференция, прошедшая 27 февраля в Шахматном клубе Костаная. Конькобежец Денис Кузин стал призером Азиатских игр в Саппоро (Япония), в связи с чем встретился с земляками и журналистами. Присутствовал на пресс-конференции и тренер спортсмена Петр Пастушенко. Он эмоционально высказал свое мнение о ситуации в сборной, журналисты засняли его выступление на видео. Фраза «В сборной вообще, по-русски говоря, хреново. Пришла Прокашева Людмила, сама мнит о себе, сама, извините, тупая, аж материться хочется. В процессе тренировок ничего не понимает, нельзя так руководить, она развалит команду» стала предметом заявления Прокашевой.

28 июня суду были представлены результаты лингвистических экспертиз видеозаписи. Согласно заключению, которое дал эксперт стороне обвинения, слово «тупая» характеризует личность Прокашевой как недостаточно развитую и умственно ограниченную, следовательно, это оскорбление личности. Вывод экспертизы, полученной стороной защиты, совсем другой: в данном контексте выражение «тупая» не содержит прямого оскорбления, а является оценочным мнением.

- В выводе сказано, что в данном фрагменте выступления Пастушенко высказал оценочное мнение о характере руководства Прокашевой. Оно выражается критикой о недостатках работы, - зачитал вывод эксперта адвокат стороны защиты.

Следующее заседание по делу назначено на 10 июля.
Июнь, 21

Садыкова Наталья (г. Актобе)

Директор Костанайского филиала Международного казахстанского бюро по правам человека Анастасия Миллер подготовила жалобу в Комитет ООН по делу актюбинской журналистки Натальи Садыковой.

Напомним, в марте 2014 г. суд № 2 г. Актобе возбудил уголовное производство по обвинению журналиста Натальи Садыковой по ст. 129 УК РК – «Клевета». Частный обвинитель - экс-мажилисмен Марал Итегулов в своем заявлении написал, что Наталья Садыкова, используя псевдоним Бахыт Ильясова, опубликовала на портале «Республика» статью под названием «Тендеров на всех не хватает» (декабрь 2013 г.), в которой умышленно оклеветала его, а также нанесла ущерб его деловой репутации. Сама журналист отрицает причастность к публикации. 

На момент начала слушаний Н. Садыкова находилась в Украине и не явилась в суд для получения копии постановления о возбуждении уголовного дела в отношении нее. Так как меры к обеспечению явки журналиста не дали положительных результатов (суд установил, что Н. Садыкова произвела отчуждение квартиры в Актобе и выехала за пределы республики), 17 марта судья Разия Кустанова вынесла заочное постановление об объявлении Садыковой в розыск с избранием меры пресечения в виде ареста.

С 2014 года Наталья Садыкова пребывает в статусе беженца.  

В связи с ее ситуацией бюро по правам человека просит экспертов Комитета ООН по правам человека признать РК нарушителем сразу 6 статей Международного пакта о гражданских и политических правах. 
«В жалобе Садыковой мы заявляем о нарушении права на свободу выражения мнения, права на справедливое судебное разбирательство и еще нескольких статей Международного пакта о гражданских и политических правах», - поясняет Анастасия Миллер корреспонденту «Нашей Газеты». 

Июнь, 20
Теймур Ахмедов, житель г. Астаны
20 июня городской суд Астаны оставил без изменения обвинительный приговор, вынесенный 2 мая Сарыаркинским районным судом № 2 г. Астаны в отношении представителя религиозного объединения «Христианская община Свидетелей Иеговы» Теймура Ахмедова. 60-летний житель Астаны  признан виновным в разжигании религиозной розни (ст. 174 УК РК). Он приговорен в пяти годам лишения свободы. 
Напомним, согласно обвинению, подсудимый совершил «тяжкое преступление против мира и безопасности»: негативно высказывался в отношении ислама и православия. Делал это Теймур Ахмедов, по версии прокурора, «публично», во время встреч, где слушателями его высказываний были несколько студентов. 
Защита Т. Ахмедова утверждает, что так называемые собрания на квартирах были организованы сотрудниками спецслужб, которые представились студентами. 
Об этом же говорила и супруга Теймура Ахмедова, рассказав в суде первой инстанции, что инициаторами встреч были студенты. Во время бесед они задавали провокационные вопросы о других религиях. Все встречи записывались на специально встроенную технику.  О том, что ведется запись его слов, Т. Ахмедов не знал.
Июнь, 09
Нариман Сейтжанов (г. Кокшетау)

9 июня суд города Кокшетау приговорил 28-летнего жителя города  Наримана Сейтжанова к пяти годам лишения свободы по обвинению в разжигании религиозной розни (ст. 174 УК РК). 
В качестве доказательств вины Наримана Сейтжанова в суде рассматривалась аудиозапись из поездки на паломничество, куда он возил паломников в прошлом году, - сообщает радио Азаттык. Аудиозапись состоит из трех частей и доступна в Интернете. По словам его адвоката Бахыт Сулейменовой, аудиозапись в Интернет была выставлена не им и неизвестно, кто ее записывал. По версии же следствия, Сейтжанов сам себя записывал.
«В ней ничего не сказано такого противозаконного. Говорил, наоборот, не разъединяйтесь, объединяйтесь, там было всё, как говорят имамы, как говорит наше министерство по религиям. И для сравнения мы показывали, говорили и ссылались на книги, на те, которые выпущены с разрешения, там хуже говорят, чем он говорил», — говорит Бахыт Сулейменова корреспонденту Азаттыка.
По словам адвоката, суд, ссылаясь на то, что это закрытое заседание, постоянно отклонял ходатайства защиты и разрешил из всех свидетелей допросить только одного, из центра по развитию языкам.
1.1. Жанболат Мамай (г. Алматы)

10 февраля главный редактор газеты «Саяси Калам. Трибуна» Жанболат Мамай был задержан сотрудниками Национального бюро по противодействию коррупции в рамках расследования дела о хищении средств банка «БТА» Мухтаром Аблязовым. В пресс-релизе, распространенном Антикоррупционной службой в этот же день, сказано следующее: «В ходе следствия установлен новый пособник Аблязова в Казахстане Мамай Жанболат Мамайулы. Он отмывал часть похищенных в БТА Банке денежных средств под видом проведения легальных финансовых операций через газету «Саяси калам: Трибуна».

Предъявленные обвинения Жанболат Мамай категорически отвергает. В публичном заявлении он называет уголовное преследование политически мотивированным: «Я, Жанболат Мамай, не считаю себя виновным по предъявленным мне обвинениям. Никогда в жизни не занимался бизнесом, финансовой деятельностью. Считаю данное преследование политически мотивированным прессингом за мою журналистскую деятельность, попыткой закрыть «Трибуну».
Журналист с санкции суда находится под арестом с 11 февраля.

21 февраля главный редактор газеты «Трибуна. Саяси калам» Жанболат Мамай сообщил из следственного изолятора №18  об избиении и  вымогательстве и опасениях за свою жизнь. 

После активного вмешательства правозащитных организаций Ж.Мамай был переведен в другую камеру. По его словам, в настоящее время давление на него со стороны сокамерников или администрации СИ не оказывается. 

1.1.1. Действия в поддержку Жанболата Мамая
Июнь, 06

6 июня члены Комитета по защите главного редактора газеты «Трибуна. Саяси калам» отправили письмо президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву  с просьбой прекратить преследование журналиста.

Авторы письма напомнили о нарушении презумпции невиновности в отношении Ж.Мамая и отсутствии реальных оснований для его содержания под стражей.

Сбор подписей под обращением состоялся у здания главного отделения АО «Казпочта» в Алматы, откуда и было отправлено письмо. Подписать документ пришли 37 членов и сторонников комитета по защите Жанболата Мамая.

Сам Жанболат Мамай накануне в письме из следственного изолятора подчеркнул, что другие подозреваемые, которым были предъявлены более тяжкие обвинения, находятся под подпиской о невыезде.  

«Еще на месяц продлили срок моего ареста. Интересно получается. Все топ-менеджеры БТА-банка находились во время следствия дома. Им была назначена мера пресечения — подписка о невыезде. Хотя обвинялись они в куда более тяжких преступлениях, чем я. И сумма «легализованных» и выведенных из страны денег идет на миллиарды долларов. 

А я, по версии власти, «легализовал», а если быть точнее использовал для выпуска газеты «Трибуна» всего 110 тысяч долларов, но уже 4-й месяц нахожусь под арестом. В тюрьме, в изоляции», - написал он.

Также Ж.Мамай сообщил, что уголовное дело по факту оказывавшегося на него давления в следственном изоляторе было прекращено.

«Как бы то ни было, я не опускаю руки и не огорчаюсь. Знаю, что вы, мои друзья, поддерживаете меня, помогаете, приходите на закрытые суды. Скоро начнутся главные судебные процессы, там и увидимся со всеми.  Всем передаю привет и хочу сказать рахмет за поддержку! Будем бороться и надеяться, что справедливость восторжествует!», - написал журналист.

Тем временем стало известно, что собственник газеты «Трибуна. Саяси калам» закрыл свое предприятие, что сделало невозможным дальнейший выпуск издания.
23 июня  Комитет защиты журналиста Жанболата Мамая подготовил обращение к участникам Евразийского Медиа Форума по поводу обвинения журналиста в отмывании похищенных в БТА банке денег. В нем Комитет просит высказать участников медиа-форума свою позицию по поводу преследования журналиста и дать указанным в заявлении нарушениям прав человека адекватную политическую и юридическую оценку. 
Однако, сообщает портал «Центр-1», руководство медиафорума даже не стало знакомить участников с этим обращением, ограничившись ответом, в котором отметило, что данное обращение нерелевантно, неуместно и неадекватно и не интересно участникам мероприятия, так как Евразийский медиафорум занимается более  глобальными вопросами. Авторам обращения порекомендовали обратиться в ведомства, полномочные решать такие вопросы.

2. Преследования в гражданском порядке 
2.1. Судебные иски 
Июнь, 05
Галина Вологодская, «Казахстанская правда» (г. Усть-Каменогорск)

18 марта в газете «Казахстанская правда» был опубликован материал собкора издания по Восточно-Казахстанской области Галины Вологодской «Почем орешек знания для учителя», в которой рассказывается о добровольно-принудительных массовых платных курсах для учителей Усть-Каменогорска, организованных коммерческой фирмой из Алматы. Поводом для написания статьи стали звонки учителей в редакцию, что они из своего кармана вынуждены были оплатить за 3-дневное обучение 15 тысяч тенге. 
После выхода публикации в Усть-Камногорский городской суд с иском о защите деловой репутации обратилось ТОО «Научно-внедренческий центр «Образовательный технопарк». ТОО считает, что статья «порочит деловую репутацию, поскольку, указав, что у нас какие-то теплые отношения с руководителем Отдела образования Усть-Каменогорска Ахметовой М.М., обвинения автора являются ложными и голословными».

Научно-внедренческий центр «Образовательный технопарк» просит суд обязать опубликовать опровержение порочащей информации, взыскать в пользу ТОО 1,5 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Во время подготовки дела к судебному разбирательству от истца поступило заявление о возврате искового заявления.
5 июня суд вынес соответствующее определение. 

Июнь, 14

З. Камбарова, «Сарыагаш» (Южно-Казахстанская область)

Как сообщалось, 6 апреля судья Сарыагашского районного суда Южно-Казахстанской области Н. Жумабаев оставил без рассмотрения иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 500 тыс. тенге ветерана Сарыагашского района С.Агайдарова к журналисту Зухре Камбаровой. 
Соответствующее определение суд вынес в связи с поступившим от представителя истца заявлении об оставлении иска без рассмотрения. В свою очередь, журналист настаивала на продолжении слушаний, так как данное определение не исключает возможности подачи иска в суд по этим же основаниям.
Напомним, поводом стала статья «Қайран Келес» («Горемычный Келес»), опубликованная в районной общественно-политической газете «Сарыагаш» 18 ноября 2016 года (№52(11549), в которой журналист поднимает вопрос о плохом экологическом состоянии реки Келес из-за карьерных работ.

Журналист при написании статьи ссылалась на жалобы жителей близлежащего к реке поселка. Вместе с авторами письма в редакцию она побывала на месте экологического бедствия, поговорила в присутствии многих свидетелей с ветераном С.Агайдаровым, который пожаловался на неэтичное поведение депутата Сарыагашского районного маслихата Жанибека Сулейменова, что «негоже аксакалу в таком пожилом возрасте интересоваться ситуацией с лесными угодьями».

Помимо компенсации за нанесенный моральный вред аксакал требовал опровержения сведений о замечании со стороны депутата.

В мае Сманкул Агайдаров вновь обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда, добавив к числу ответчиков редакцию газеты  «Сарыагаш». В новом иске ветеран не требует публикации опровержения. Он просит суд обязать ответчиков возместить ему моральный вред в размере 100 тыс. тенге. 
В ходе слушаний от сторон поступило ходатайство об урегулировании спора в порядке медиации. Было заключено соглашение, по условиям которого ответчики приносят свои извинения, а истец отказывается от исковых требований. 

14 июня судья Сарыагашского районного суда Южно-Казахстанской области З. Алсеева прекратила производство по гражданскому делу. 
Июнь, 21

ТОО «Рифма» (г. Актобе)

Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе) 
Бывший директор школы села Жосалы Каргалинского района Актюбинской области Гульмира Биисова обратилась в суд города Актобе с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к собственнику газеты «Диапазон» ТОО «Рифма», журналисту издания Юрию Гейсту и 14-ти своим односельчанам. 
Истец считает, что в статьях, опубликованных в газете 20.04.2017, 03.05.2017 г., 17.05.2017 г. и видеоролике, размещенном на сайте «Диапазона», в отношении нее распространена не соответствующая действительности, порочащая честь и достоинство информация. 
В публикациях рассказывалось о конфликте между жителями села и директором школы: бывшие и нынешние работники школы говорили, что в школе готовят еду для директора, относят домой, а технички убирают у нее дома, что были увольнения под давлением руководства.

Чтобы отразить точку зрения другой стороны, «Диапазон» также напечатал интервью с Гульмирой Биисовой, где она отрицала обвинения в свой адрес. 

Тем не менее, Г. Биисова обратилась в суд с заявлением, в котором потребовала извинений от ответчиков и возмещения морального вреда в размере 500 тыс. тенге.

21 июня суд вынес определение об оставлении искового заявления Гульмиры Биисовой без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом порядка досудебного урегулирования спора. 
Июнь, 28

Петр Пастушенко (г. Костанай)

Костанайский городской суд 28 июня вынес решение по исковому заявлению о защите чести и достоинства главного тренера сборной РК по конькобежному спорту Людмилы Прокашевой к заслуженному тренеру РК по конькобежному спорту Петру Пастушенко. 
Поводом для иска стала пресс-конференция от 27.02.2017 г. по итогам выступления на Азиаде конькобежца из Костаная Кузина Дениса. В заявлении в суд Л. Прокашева просит признать «не соответствующим действительности, как порочащими честь, достоинство и деловую репутацию главного тренера сборной команды Республики Казахстан Прокашевой Людмилы Вячеславовны, распространённые ответчиком Пастушенко Петром Петровичем высказывание не только отдельно слова «тупая» (…), но и его монолог со следующими словами: «В сборной вообще, по-русски говоря, хреново. Пришла Прокашева Людмила, сама мнит о себе, сама тупая, извините, аж материться хочется. В процессах тренировки ничего не понимает. Нельзя так руководить, она так развалит команду».
Истец требовала обязать заслуженного тренера провести повторную пресс-конференцию с участием тех же СМИ, принести извинение  и опубликовать опровержение порочащих ее сведений. Также Л. Прокашева попросила суд взыскать с ответчика 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда.

Городской суд удовлетворил иск частично, снизив размер выплаты до 70 000 тенге.

Июнь, 08

Александра Ким, «31 канал» (Южно-Казахстанская область)

Наталья Наумова, Рабига Дюсебекова (г. Шымкент)

8 июня Аль-Фарабийский районный суд г. Шымкент частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства жительницы Шымкента Б. Арыстанбековой к журналисту «31 канала» Александре Ким, соседям истицы Н. Наумовой и Р. Дюсебековой. 
Напомним, поводом стал вышедший 25 октября 2016 года в эфире телеканала материал – «Сироту, которую свекровь сдала в психдиспансер, пытаются вызволить друзья и знакомые» http://www.31.kz/video/show/id/15270/. 
Б.Арыстанбекова просила суд признать распространенные в отношении нее сведения не соответствующими действительности, обязать ответчиков дать опровержение на телеканале и возместить ей моральный вред в размере 1 миллиона тенге в солидарном порядке. 

Суд признал информацию «об обвинении Арыстанбековой Б. в том, что она незаконно оформила опеку над своей снохой Баеловой Г. и сдала ее в психоневрологической диспансер» не соответствующей действительности. Телеканал должен дать опровержение репортажа, а ответчики возместить истцу моральный вред в размере 90 тыс. тенге в солидарном порядке. 
Июнь, 09

Розлана Таукина, Rezonans.kz (г. Алматы)

9 июня судья Бостандыского районного суда г. Алматы Г. Талапова оставила без рассмотрения иск о защите чести, достоинства и деловой репутации заместителя акима Алмалинского района Алматы Ермека Бейсеуова к редакции информационно-аналитического Rezonans.kz и к редактору Розлане Таукиной. 

Суд вынес данное определение в связи с тем, что истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок досудебного урегулирования спора и возможность примирения этого порядка не утрачена. 

Как следует из определения суда, Е. Бейсеуов обратился в суд как физическое лицо, тогда как требование о публикации опровержения было направлено в адрес редактора газеты «Резонанс» аппаратом акима Алмалинского района Алматы.

Суд также принял во внимание то обстоятельство, что вышеуказанное заявление направлено аппаратом акима Алмалинского района города Алматы в адрес  редактора газеты «Резонанс», тогда как сведения, которые истец просит опровергнуть, были опубликованы на интернет-портале – «Информационно-аналитический портал «Rezonans.kz».

Каких-либо сведений о публикации сведений, порочащих, по мнению истца, его честь и достоинство, в газете «Резонанс» стороной истца суду не представлено.
Напомним, поводом для разбирательства стала статья-расследование «Дом с химерами», опубликованная на портале 20.09.2016 г. В ней автор рассказывает о передаче одного из зданий города на баланс общественной кинологической организации.

Замакима считает: «в статье автор пишет недостоверные, не соответствующие действительности сведения обо мне». В частности, претензии истца касаются следующего фрагмента текста: «Все эти удивительные события, которые происходят с данным объектом недвижимости и земельным участком, возможны лишь потому, что, как нам удалось выяснить, контроль по всем фактам, которые нарушены в данном случае, возложены на зам. акима Алмалинского района Ермека Бейсеуова». 

Е. Бейсеуов пояснял, он никак не мог иметь отношение к передаче на баланс общественной организации указанного здания в 1996 году, так как в это время учился в школе, а в период оформления документов на земельный участок под данным зданием являлся студентом и учился в университете. 

Е. Бейсеуов просил суд признать распространенные сведения порочащими его и не соответствующими действительности и обязать ответчиков опубликовать их опровержение.

Июнь, 13
Айдын Егеубаев (г. Астана)

Как сообщалось, 20 октября 2016 года Есильским районным судом Астаны было вынесено решение иску о защите чести, достоинства и деловой репутации акима Актюбинской области Бердыбека Сапарбаева к блогеру Айдыну Егеубаеву. Суд признал сведения, распространенные блогером в Youtube, не соответствующими действительности, порочащими и подлежащими опровержению на сайте  Тоdау.kz.  Также ответчик должен выплатить акиму 100 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда (заявленная сумма морального вреда – 5 млн. тенге). 

В посте А. Егеубаева говорилось о том, что земли в Восточно-Казахстанской области, рассчитанные для сельхозугодий, были переданы китайским фермерам в бытность Сапарбаева акимом ВКО. 

8 декабря 2016 г.  частный судебный исполнитель (ЧСИ) Ы. Жанибеков возбудил исполнительное производство по принудительному исполнению решению суда. А. Егеубаев в суде обжаловал действия судисполнителя, так как считает, что оснований для принудительного взыскания денежных средств не было – решение суда им исполнялось добровольно путем ежемесячных перечислений истцу. Он просил признать действия ЧСИ Ы. Жанибекова, государственного судебного исполнителя Камбарова К. и Департамента юстиции незаконными.
31 марта 2017 г. Алматинский районный суд Астаны отказал в удовлетворении заявления блогера. 

Айдын Егеубаев обратился в городской суд Астаны с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют действительности, так как неисполнение судебного акта подразумевает фактическое уклонение или полное игнорирование.
13 июня апелляционная коллегия оставила жалобу Егеубаева без удовлетворения в связи с тем, что «каких-либо судебных актов или процессуальных документов об исполнении решения суда в рассрочку не имеется».

2.1.1.  Дело интернет-портала Ratel.kz и журнала Forbes.kz  
В январе, до истечения 30-дневного срока ответа на досудебную претензию, экс-министр финансов и государственных доходов РК Зейнулла Какимжанов и Ильхалид Какимжанов подали иск в Медеуский районный суд Алматы. Они потребовали признать распространенную в 22-х статьях порталов Ratel.kz и Forbes.kz информацию порочащей их честь, достоинства и деловую репутацию, обязать редакции опубликовать их опровержение и  удалить спорные публикации с сайтов.

 Истцы помимо этого требовали взыскать в общей сложности 78 млн. тенге: с главного редактора портала Ratel.kz Марата Асипова 6 млн. тенге, журналиста Сапы Мекебаева 2 млн. тенге, с журналиста Геннадия Бендицкого – 10 млн. тенге, с бывшего гендиректора ТОО «Автодорсервис» Виталия Процентова – 10 млн. тенге, с издателя - ТОО «ИТАЮ»  - 20 млн. тенге, издателя портала Forbes.kz  ТОО «United Media Group» 20 млн. тенге, главного редактора Forbes.kz  Александра Процентова – 10 млн. тенге.

Суд, несмотря на заявления ответчиков о неутраченной возможности досудебного урегулирования спора, иск к рассмотрению принял. А в счет обеспечения иска вынес определение, запрещающее ответчикам освещать процесс, включая обращения в СМИ и комментирование в социальных сетях, удовлетворив тем самым ходатайство истцов. 

14 апреля суд частично удовлетворил иск Какимжановых, обязав ответчиков опубликовать опровержение спорных сведений и удалить спорные статьи со своих сайтов и аккаунтов в соцсетях. В возмещение морального вреда истцов ответчики должны выплатить 50 млн. 200 тыс. тенге: издатель сайта Forbes.kz ТОО United Media Group и заместитель главного редактора издания Александр Воротилов - 16,5 млн. тенге, издатель интернет-портала Ratel.kz ТОО «ИТАЮ», главный редактор издания Марат Асипов, журналисты Геннадий Бендицкий и Сапа Мекебаев – 26 млн. 900 тыс. тенге. Бывшего гендиректор ТОО «Автодорсервис» Виталий Процентов - 6 млн. 800 тыс. тенге.
Июнь, 08

Марат Асипов, Сапа Мекебаев, Геннадий Бендицкий, Ratel.kz (г. Алматы)

ТОО «ИТАЮ» (г. Алматы)

Виталий Процентов (г. Алматы)

Александр Воротилов, Forbes.kz (г. Алматы)

8 июня апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения решение районного суда, вынесенное по иску о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда экс-министра финансов и его сына к интернет-порталу Ratel.kz и журналу Forbes.kz. 

Апелляционная жалоба ответчиков оставлена без удовлетворения. 

В жалобе ответчики просили отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска, так как «суд не учёл факт выражения ответчиками своего мнения без высказываний, носящих порочащий и оскорбительный характер, что подтверждено заключением эксперта. Все сведения для написания статей взяты из открытых источников и сообщений других средств массовой информации. Указывают, что суду не предоставлено доказательств причинения морального вреда и невозможно оценить его размер, который является завышенным и не соответствующим степени нравственных страданий и материальному положению ответчиков.
Суд апелляционной инстанции нашел решение районного суда обоснованным.

В феврале, апреле в районный суд поступило еще четыре иска с требованием многомиллионных сумм от компаний и их руководителей, упомянутых в публикациях Ratel.kz и Forbes.kz. 
Июнь, 13

Геннадий Бендицкий, Ratel.kz (г. Алматы)

ТОО «ИТАЮ» (г. Алматы)

Виталий Процентов, Forbes.kz (г. Алматы)

Александр Воротилов, Forbes.kz (г. Алматы)

Медеуский районный суд Алматы частично удовлетворил иск генерального директора АО «К-Дорстрой» Валерия Лазарева к бывшему генеральному директору ТОО Фирма «Автодорсервис» Виталию Процентову, издателю интернет-портала Ratel.kz ТОО «ИТАЮ», журналисту Геннадию  Бендицкому, издателю сайта Forbes.kz ТОО United Media Group и заместителю главного редактора издания Александру Воротилову.

Напомним, истец просил суд признать несоответствующими действительности 14 статей, 7 из которых были опубликованы на сайте Forbes.kz и 7 – на Ratel.kz, опровергнуть их и полностью удалить с сайтов. Те же статьи были в свое время перечислены и в иске экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова к тем же изданиям.

Кроме того, В.Лазарев потребовал обязать ответчиков возместить ему моральный ущерб в размере 10 млн. тенге.

Суд решил  взыскать с ответчиков в солидарном порядке 1 000 000 тенге и признал указанные истцом статьи не соответствующими действительности.

2.2. Досудебные претензии 
Июнь, 07 

Информационный сайт ATPress.kz (Атырауская область) 

В редакцию информационного сайта ATPress.kz поступило письмо от ТОО «K Caspian Engineering» с требованием дать опровержение на ранее опубликованную статью, подготовленную по пресс-релизу Атырауского областного суда (пресс-релиз также был размещён на сайте суда). 

Редакция отказала в удовлетворении требований ТОО на основании ст. 26 Закона РК «О  средствах массовой информации», согласно которой главный редактор (редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, если они получены от пресс-служб государственных органов.  

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz  
1

