
 

 

 

Международный Фонд защиты  

свободы слова «Адил соз»  
 

 

Нарушения свободы слова в Казахстане 

Ноябрь 2014 года 

 

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  

нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения 

информации в ноябре 2014 года.  

 

Среди сообщений:  

- Управление внутренней политики г. Алматы требует закрыть журнал «ADAM bol» 

за «пропаганду войны».  

- Кассационная инстанция в 10 раз увеличила сумму возмещения морального вреда 

по иску заместителя имама мечети к собственнику журнала «ADAM bol». Теперь ТОО 

«ADAMDAR» должен выплатить Ерсыну Амре 5 млн. тенге. 

- Собкор независимой международной организации IWPR Газиза Байтуова сообщает 

о незаконной попытке поместить ее в психиатрическую больницу.  

- Несколько публикаций фонда «Адил соз» о ситуации с журналом «ADAM bol» 

недоступны для казахстанских пользователей. 

- Генеральная прокуратура предупредила об ответственности за распространение 

видеоролика о казахстански х гражданах в Сирии, участвующих в боевых действиях на 

стороне террористических организаций. 

 

В ноябре СМИ и гражданам предъявлены два иска о защите чести, достоинства и 

деловой репутации.  

Вынесено 4 судебных акта по ранее рассматриваемым делам (в т.ч. 1 – в кассации). 

Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 3.  

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу 

выражения, получения и распространения информации предъявлены:  

- 15 обвинений в клевете;  

- 90 досудебных претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой 

репутации на сумму 779 млн. 400 тыс. тенге. 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ 

ВЫРАЖЕНИЯ ............................................................................................................................. 2 
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ .................................................. 2 

1. Нападения...................................................................................................................... 2 
2.  Угрозы журналистам и СМИ ..................................................................................... 2 
3. Необоснованное задержание журналиста .................................................................. 3 

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ ................................. 3 
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации .............. 3 

2. Нарушение права на распространение информации ................................................ 6 
3. Нарушение права на свободное распространение информации .............................. 9 

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ 

ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ .................................................................................. 9 



1. Преследования в гражданском порядке ..................................................................... 9 

1.1. Судебные иски ....................................................................................................... 9 
1.2. Досудебные претензии ........................................................................................ 12 

 

I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ 

 

Ноябрь, 03 

3 ноября Президент  РК Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении 

изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по 

вопросам противодействия экстремизму и терроризму». 

Законом вносится ряд поправок в два кодекса (ГПК и Земельный) и 13 законов РК. 

Поправками в ГПК в числе прочих сокращается срок процедуры признания 

организации, а также информационных материалов, ввозимых, издаваемых 

изготовляемых и (или) распространяемых на территории республики, экстремистскими 

или террористическими. Решения судов по этим делам подлежат немедленному 

исполнению.  

Статья 1. «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» закона РК «О 

противодействии терроризму» дополнена подпунктом 6-1) «призыв к совершению акта 

терроризма – обращение, выраженное публично или отраженное в распространяемом 

информационном материале, воздействующее на сознание, волю и поведение физического 

лица с целью побуждения его на совершение акта терроризма».  

Подпунктом 14-1 вводится понятие «террористические материалы». Это «любые 

информационные материалы, содержащие информацию о способах и средствах 

совершения акта терроризма, а также признаки и (или) призывы к осуществлению 

террористической деятельности либо обосновывающие или оправдывающие 

необходимость осуществления такой деятельности». 

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты 

Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» 

опубликован в официальной прессе 6 ноября и вводится в действие с 16 ноября 2014 г.  

 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ  

 

1. Нападения  

 

Ноябрь, 01  

Константин Исупов, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

Предпринимательница набросилась с кулаками на телеоператора телекомпании 

«Отырар» Константина Исупова во время съемок сюжета о конфликте между жителями 

многоэтажного дома и предпринимателями. Утихомирить женщину удалось только 

сотруднику полиции. 

 

2.  Угрозы журналистам и СМИ 

 

Ноябрь, 07 

Тамара Еслямова, «Уральская неделя» (г. Уральск) 

7 ноября на сайте газеты «Уральская неделя» была опубликована статья Тамары 

Еслямовой «Это урок лжи, неуважаемые». В ней рассказывается о том, что директор 

одной из школ запретила своим ученикам участвовать в благотворительном фестивале 

шарлотки, который организовывала газета.  



В комментариях к этой публикации пользователь под ником Deming написал 

следующее: «А ты, Тамарко, вообще страх потеряла! Ниче-ниче, придет время, и каждый 

предатель Родины получит свои вилы в грудь!». 

 

3. Необоснованное задержание журналиста 

 

Ноябрь, 09 

Газиза Байтуова, IWPR (г. Тараз) 

9 ноября собкор независимой международной организации IWPR (Институт по 

освещению войны и мира) Газиза Байтуова опубликовала на своей странице в Facebook 

открытое обращение. Она сообщила, незадолго до ее отъезда на правозащитную 

конференцию была предпринята незаконная попытка поместить ее в психиатрическую 

больницу. Это случилось около 12-ти ночи 8 ноября на территории железнодорожного 

вокзала, где она встречала знакомую.  

По словам Газизы, к ней подошли неизвестные, одетые в полицейскую форму, и 

потребовали показать удостоверение личности. Сами они наотрез отказались 

представиться и показать свои документы, вели себя грубо. Не желая поддаваться на 

провокации, журналист предъявила документ. После этого полицейские обвинили Газизу 

в дебоширстве, хулиганстве и нарушении общественного порядка.  Журналист при них 

позвонила в правозащитную организацию «Кадыр касиет», после чего стражи порядка 

разошлись. Однако позже полицейские вернулись в сопровождении двух мужчин-

санитаров, насильно посадили Байтуову в машину скорой помощи. Там ее пытались 

заставить написать признательные показания в хулиганстве, в противном случае угрожали 

госпитализировать в психдиспансер.  

После того, как на телефон Газизы начали звонить правозащитники, полицейские 

вывели ее из машины на территорию вокзала, где вновь стали требовать признаться в 

хулиганстве. С журналиста была взята объяснительная, в которой она написала обо всем 

случившемся и указала, что никаких противоправных действий не совершала. Утром ее 

отпустили. 

По поводу действий сотрудников полиции журналист обратилась по телефону в 

РОВД Тараза.  

В комментарии репортеру радио Азаттык дежуривший в ту ночь в РОВД Тараза 

Кайрат Иманалиев сообщил: полицейские были вынуждены вызвать скорую помощь из-за 

поведения Г. Байтуовой. Другой дежурный по ЛОВД, Бахытжан Абылаев позже сказал 

Азаттыку, что Газизу Байтуову никто не удерживал на вокзале. Он подтвердил, что она 

покинула здание вокзала утром после того, как написала объяснительную. Заявлению 

журналиста, зарегистрированному в книге учета, не будет дано хода, так как, по 

сообщению Бахытжана Абылаева, ничего противозаконного в действиях полицейских,  

исходя из реальных событий и из объяснительной Байтуовой, не усматривается. 

 

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ  

 

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации  

 

Ноябрь, 03 

Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау) 

Инспектор по делам несовершеннолетних УВД г. Темиртау Олеся Брановицкая 

отказалась предоставить информацию о дальнейшей судьбе 5-летнего ребенка 

корреспонденту газеты «Темиртауский рабочий» Наталье Сильванович. Ребенок, 

оказавшийся на улице без присмотра и практически без одежды, был доставлен в 

полицию по звонку горожан.   

 



Ноябрь, 05  

Ирина Абрамова, ТК «7 news» (г. Шымкент) 

5 ноября журналист телеканала «7 news» Ирина Абрамова  обратилась в аэропорт  г. 

Шымкент  с просьбой  дать информацию о том, какие рейсы были отменены в этот день 

из-за тумана.  Информацию журналисту не предоставили. 

 

Ноябрь, 12  

Бек Абиев, Евгений Сергиенко, ТК «КТК» (г. Шымкент)  

Съемочная группа телеканала «КТК» - корреспондент Бек Абиев и телеоператор 

Евгений Сергиенко - приехали снимать сход жителей, требующих установить светофор, в 

микрорайон Ынтымак в  Шымкенте. Жители жаловались, что все их обращения к 

местным властям остаются без ответа.  

По этому поводу Бек Абиев обратился с вопросами к заместителю акима Абайского 

района города Нурлану Тилешу.  В ответ чиновник потребовал от журналиста 

предоставить информацию – кто конкретно жалуется, сообщить фамилии, номера 

телефонов.  Беку Абиеву так и не удалось получить ответы в акимате. 

 

Ноябрь, 12 

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай) 

12 ноября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова 

обратилась по телефону к главному инженеру ТОО «Рудненский водоканал» Галине 

Иваненко с просьбой прокомментировать ЧП, произошедшее 8 ноября во время 

прокладки трубопровода. В этот день под обвалом земли погибли газосварщик и 

начальник участка. Г. Иваненко отказалась от комментариев.   

 

Ноябрь, 12 

Елена Пикельная, «Наша Газета» (г. Костанай) 

12 ноября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Елена Пикельная  

обратилась к заведующей организационно-методическим отделом КГУ «Областной центр 

СПИД» Райхан Сеитовой. Журналист просила  уточнить информацию, прозвучавшую на 

пресс-конференции в Центре СПИД 11 ноября, где Р. Сеитова была ньюс-мейкером. В 

частности, корреспондент спросила о динамике заболеваемости ВИЧ в регионе по годам в 

цифрах. Сеитова сообщила, что в 2014 году было выявлено меньше ВИЧ-

инфицированных, чем в 2013-м, но конкретные цифры назвать отказалась, объяснив отказ 

тем, что они «не показательны». 

 

Ноябрь, 21 

Гульназия Амирханова, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда) 

Жители поселка Актас Карагандинской области обратились в ТК «Первый 

Карагандинский» с жалобой на КСК «Горбунов». Данное КСК обслуживает 18 

многоквартирных домов, однако только в восьми из них есть отопление. Корреспондент 

телекомпании  Гульназия Амирханова обратилась за разъяснением к председателю КСК 

Горбунову, однако тот отказался разговаривать с журналистом.  

По этому же поводу Гульназия обратилась к акиму поселка Актас  Кольшебаю 

Сулейменову, но он также отказался от общения, заявив, что ему «с журналистом 

разговаривать не о чем». 

 

Ноябрь, 24 

Марина Низовкина, ТК «КТК» (г. Шымкент)  

24  ноября  собкор телеканала «КТК» по Южно-Казахстанской области Марина 

Низовкина обратилась в ДВД Южно-Казахстанской области с просьбой предоставить 

информацию об убийстве ребенка в селе Шубарсу. В областном ДВД пообещали  к концу 



дня  подготовить  сотрудника, который даст интервью, но не сделали этого. В итоге 

Марине Низовкиной не предоставили никакую информацию. 

 

Ноябрь, 25 

Николай Кравец, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда) 

Журналист телеканала «Первый Карагандинский» Николай Кравец обратился к 

депутату Карагандинского городского маслихата Бахтияру Искакову с вопросами по 

поводу многочисленных жалоб граждан, проживающих на его избирательном участке. 

Депутат не только отказался давать какие-либо комментарии и пояснения журналисту, но 

и запретил снимать его на камеру.  

 

Ноябрь, 26 

Макпал Муканкызы, радио Азаттык (г. Алматы) 

Служба реагирования на компьютерные инциденты (KZ-CERT), созданная в 2011 

году при министерстве связи и информации, не ответила на вопрос репортера радио 

Азаттык Макпал Муканкызы о количестве сайтов, заблокированных в связи с 

материалами о видеоролике про детей – «казахских джихадистов в Сирии». Сотрудник 

KZ-CERT  Жанат Жакупов отказ предоставить информацию мотивировал тем, что она 

предназначена для служебного пользования.  

 

Ноябрь, 26 

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай) 

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Лихограй 26 ноября обратилась 

к руководителю отдела строительства акимата Костаная Ержану Абдулину с вопросами 

по ситуации со строительством нового детсада в городе и судебным процессом с 

подрядчиком по данному объекту. Е. Абдулин через секретаря передал, что он слишком 

занят, чтобы общаться с журналистами. Разрешить, чтобы ситуацию прокомментировал 

главный специалист отдела, он также не согласился. Чуть позже руководитель отдела 

строительства посоветовал журналисту обратиться с запросом, «чтобы заместители акима 

были в курсе». 

В результате статья о строительстве детсада была опубликована в номере от 27 

ноября без комментария акимата Костаная. 

 

Ноябрь, 28 

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай) 

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова 28 ноября 

обратилась к заместителю начальника станции Тобол Сергею Яковенко  по поводу 

задержания вагонов, груженных рудой цветных металлов, в которых было зафиксировано 

превышение уровня радиации. Однако Яковенко не только отказался комментировать 

ситуацию, сославшись на закрытость информации, но также не сообщил пункты 

отправления и прибытия задержанных вагонов.  

 

Ноябрь, 30 

«Мой город», «Менiң өлкем» (г. Костанай) 

В начале ноября редакции газет «Мой город» и «Менiң өлкем»  обратились с 

запросами по разным темам в АО «ВК РЭК» (Восточно-Казахстанская региональная 

энергетическая компания). К концу месяца ответы журналисты не получили. Когда 

корреспондент газеты «Мой город» Андрей Верба позвонил в РЭК, чтобы узнать, когда он 

может получить ответ, ему ответили буквально следующее: «Нам некогда работать с 

вашими запросами, у нас на повестке дня послание президента». 

 

Ноябрь, 04 



СМИ г. Петропавловск 

Как сообщают петропавловские журналисты, ономастическая комиссия при акимате 

Петропавловска  провела заседание  по переименованию улицы Попова втайне от СМИ. 

По сути, это должны были быть общественные слушания,  но журналисты о 

происходящем оповещены не были так же, как и жители этой улицы. 

В результате получился большой скандал, в СМИ обратилось множество людей, 

возмущенных переименованием.  В итоге решение ономастической комиссии дать улице 

новое имя было отменено. 

 

Ноябрь, 05 

Все СМИ 

Руководитель павлодарского общественного фонда «Десента» Сергей Гуляев 

сообщил, что, участвуя  в создании сайта e-deputat.kz, он и его партнеры столкнулись с 

трудностям в получении общественно значимой информации. В частности, 60% 

областных центров отказывались предоставить карты с границами округов. Не удалось 

разместить на сайте адреса электронной почты, по которым электорат мог бы связаться со 

своими избранниками. В Атырау депутаты вообще отказались предоставлять какие-либо 

сведения.   

 

Ноябрь, 06 

«Наш Костанай» (г.Костанай) 

Корреспондент газеты «Наш Костанай» Милана Березовская отправила запрос в  

ДВД Костанайской области с просьбой разъяснить, под какие статьи Уголовного кодекса 

РК подпадает поведение участников и организаторов закрытой группы соцсети 

«ВКонтакте» - «Курицы Костаная 18+». Об этой группе, где выставляются фотографии 

девушек и участники сообщества комментируют снимки, обвиняя женщин в проституции 

и беспорядочных половых связях, газета рассказала в статье «Ко-ко-станай в сети», 

опубликованной 30 октября. Журналист также просила рассказать, какое наказание, 

согласно УК, могут получить участники группы. 

6 ноября Милана Березовская в статье «А за «куриц» ответите!» процитировала 

ответ первого заместителя начальника ДВД Костанайской области Атыгая Арыстанова: 

«Указанная вами информация принята к сведению и зарегистрирована в Книгу учета 

заявлений и информации. В настоящее время проводятся оперативно-розыскные 

мероприятия, направленные на установление личностей организаторов и участников 

данного сообщества. При получении информации по данному факту вы будете 

дополнительно уведомлены органом уголовного преследования». 

 

Ноябрь, 28 

YouTube, Facebook, «ВКонтакте» 

Instagram, WhatsApp, Viber  

В ночь на 28 ноября в Казахстане в течение нескольких часов были недоступны 

популярные ресурсы YouTube, Facebook, «ВКонтакте», Instagram и WhatsApp  и Viber. 

Сервисы заработали в штатном режиме только к трем часам времени Астаны.  

Блогеры и IT-специалисты предположили, что сбой в работе интернет-ресурсов и 

мессенджеров мог произойти из-за каких-то учений или испытаний по блокированию 

сетей. 

Руководитель управления по контролю в области связи и информатизации 

министерства по инвестициям и развитию Руслан Абдыкаликов проблемы с доступом к 

нескольким соцсетям объяснил техническими проблемами, а не блокировкой.  

 

2. Нарушение права на распространение информации 

 



Ноябрь, 18  

«ADAM bol» (г. Алматы) 

Управление внутренней политики г. Алматы обратилось в Медеуский районный суд 

города с исковым заявлением о закрытии журнала «ADAM bol» и интернет-версии 

издания. Ответчиками выступают собственник журнала «ADAM bol» - ТОО 

«ADAMDAR» и главный редактор Гульжан Ергалиева.  

Журналу инкриминируют пропаганду войны. Признаки этого преступления 

специалисты внутренней политики усмотрели в публикации «Наши на чужой войне» 

(«ADAM bol», 29.08.2014 г.), которая представляет собой интервью с казахстанским 

правозащитником Айдосом Садыковым.  

Примечательно, что «опасное» интервью опубликовано в августе, а иск предъявлен 

только 18 ноября.  

20 ноября определением Медеуского районного суда Алматы приостановлен 

выпуск журнала «ADAM bol» и его интернет-версии «до вынесения решения суда».  

28 ноября в районном суде под председательством судьи А.Абишевой состоялась 

подготовка к слушаниям по иску управления внутренней политики г. Алматы. На 

заседании представители истца заявили, что в статье «четко звучит призыв к войне», 

однако не смогли указать, в каком именно фрагменте статьи об этом идет речь и какие 

именно фразы являются призывом. 

Стороной ответчика были заявлены ходатайства об изменении меры обеспечения 

иска в виде приостановления выпуска журнала и его интернет-ресурса, о привлечении 

третьих лиц. 

Все ходатайства были отклонены. 

 

Ноябрь, 26 

«ADAM bol» (г. Алматы) 

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович выступила с 

заявлением по поводу ситуации вокруг журнала «ADAM bol». Она считает, что решение 

суда о закрытии еженедельного журнала  ставит под угрозу свободные СМИ в 

Казахстане: «Эти радикальные и непропорциональные меры не соответствуют иску. Они 

ставят под угрозу плюрализм в Казахстане и способствуют созданию атмосферы страха у 

представителей СМИ». 

«Жизненной функцией СМИ в демократическом обществе является содействие 

плюрализму голосов и поощрение дискуссии. Вышеназванные меры идут вразрез с этой 

функцией и с обязательствами ОБСЕ по свободе СМИ», - сказала Д. Миятович.  

 

Ноябрь, 03 

Радио Азаттык (г. Алматы) 

Читатели радио Азаттык сообщили в редакцию, что статья «Эволюция» мнения 

Назарбаева о казахской государственности», опубликованная на сайте радио 23.10.2014 г., 

не открывается на территории Казахстана. В материале рассказывается, как президент 

Казахстана Нурсултан Назарбаев по-разному высказывался о том, была у казахов история 

государственности или нет. 

По этому поводу редакция обратилась в компанию  «Казахтелеком» - основному  

интернет-провайдеру  республики. В официальном ответе интернет-провайдера говорится: 

«URL-адрес http://rus.azattyq.org/content/nazarbaev-o-kazakhskoy-

gosudarstvennosti/26651948.html  на сети «Казахтелеком» не блокируется». 

Однако до начала декабря публикация оставалась недоступной для казахстанских 

пользователей.  

 

Ноябрь, 21 

www.adilsoz.kz (г. Алматы) 

http://www.adilsoz.kz/


20 ноября фонд защиты свободы слова «Адил соз» опубликовал сообщение «Суд 

запретил выпуск журнала «ADAM bol» в обеспечение иска о его полном закрытии».  Так 

как запрет  стал полной неожиданностью для редакции журнала (исковое заявление было 

получено только 21 ноября), в информации фонда была выдвинута версия, почему 

Управление внутренней политики г. Алматы могло обратиться в суд.  

21 ноября эта публикация фонда стала недоступна для пользователей. Помимо 

сайта «Адил соз», материалы о журнале «ADAM bol» стали недоступны также на сайтах 

интернет-журнала «Власть», радио Азаттык и ряда других изданий. 

 

Ноябрь, 24  

Все СМИ 

22 ноября в Интернете появился видеоролик «Состязайтесь в благих делах», в 

котором показаны казахстанские граждане в Сирии, участвующие в боевых действиях на 

стороне террористических организаций.  

24 ноября Генеральная прокуратура РК распространила пресс-релиз,  в котором 

сообщается: «содержание ролика направлено на пропаганду и оправдание 

террористической деятельности».  

В связи с этим на основании ст. 41-1 Закона «О связи» генпрокуратура внесла 

предписание в Комитет связи, информатизации и информации Министерства по 

инвестициям и развитию РК о принятии мер по блокировке доступа к ролику, а также 

по признанию незаконным и запрещению распространения на территории Казахстана в 

судебном порядке.  

Генеральная прокуратура предупреждает средства массовой информации и 

пользователей Интернета об ответственности за распространение «указанного выше 

ролика или отдельных эпизодов из него».   

 

Ноябрь, 26 

Vlast.kz (г. Алматы) 

Tengrinews, Zonakz.net (г. Алматы) 

Аналитический интернет-журнал Vlast.kz опубликовал материал о появившемся 22 

ноября в Интернете видеоролике про «детей казахстанцев, воюющих в Сирии». Хотя сайт 

не публиковал само видео или эпизоды из него, статья стала недоступна для 

казахстанских пользователей. По словам главного редактора Vlast.kz Вячеслава 

Абрамова, из официальных государственных органов в редакцию не поступали 

предложения или предупреждения об удалении материала.  

Как сообщает радио Азаттык, с подобными проблемами столкнулись сайты 

Азаттыка, Tengrinews и Zonakz.net. 

 

Ноябрь, 26 

Kloop.kg (Республика Кыргызстан) 

24 ноября в адрес со-основателя новостного портала Kloop.kg Бектура Искендера 

пришло письмо от сотрудницы Службы реагирования на компьютерные инциденты при 

Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и 

развитию Республики Казахстан Ботагоз Абсаттаровой. В письме содержалось просьба 

удалить материал «Видео «Исламского государства»: дети из Казахстана угрожают 

убивать неверных».  

В обоснование просьбы Б. Абсаттарова сослалась на ряд международных норм и 

законодательных актов РК, направленных на борьбу с терроризмом и религиозным 

экстремизмом. Видео продолжительностью 15 минут было обнародовано 22 ноября 

медиа-центром «Исламского государства», компанией «Аль-Хаят». Оно сопровождается 

субтитрами на английском, русском и арабском языках. На портале Kloop.kg оно 

опубликовано со ссылкой на сайт «ДэйлиМэйл» 



Редакция портала Kloop.kg в ответ сообщила, что вынуждена отказать в этом 

запросе, поскольку распространение информации о деятельности террористических 

группировок не является нарушением каких-либо международных норм, законодательства 

Кыргызской Республики, норм журналистской этики, «материал абсолютно нейтрален и 

не содержит какой-либо пропаганды терроризма», а призван лишь ознакомить 

общественность с проблемой. 

C 26 ноября сайт Kloop.kg стал недоступен на территории Казахстана. 

 

Ноябрь, 06 

Генеральная прокуратура РК распространила сообщение о блокировке доступа «к 

видеоматериалам, содержащим признаки пропаганды/оправдания терроризма, а также 

интернет-ресурсам, имеющим признаки призывов к участию в боевых действиях на 

территории Украины».   

Блокировка произведена Комитетом связи, информатизации и информации 

Министерства по инвестициям и развитию по предписаниям генпрокуратуры. Список 

ресурсов, к которым ограничен доступ, в сообщении ведомства не указывается. 

 

3. Нарушение права на свободное распространение информации 

 

Ноябрь, 24 

СМИ Костанайской области 

В ноябре в блог акима Костанайской области Нуралы Садуакасова поступило 

несколько сообщений по поводу принудительной подписки на государственные издания. 

Жители региона сообщают, что руководителям их организаций из акимата поступает 

разнарядка, в которой  указывается, сколько и каких должно быть выписано газет 

сотрудниками. Пользователи также отмечают, что указание Нуралы Садуакасова акимам 

городов и районов региона на недопустимость принуждения подписчиков при выборе ими 

периодических изданий и его поручение устранить имеющие недостатки в организации 

подписной кампании, не выполняется. Их вновь принуждают к подписке.  

Отвечая на эти сообщения, аким Костанайской области сообщил: «Наша позиция в 

отношении организации подписки на периодические издания остается, как и прежде, 

неизменной - каждый индивидуальный подписчик вправе сам, без принуждения и нажима 

выписывать то издание, которое он выбрал или при необходимости, связанной с родом 

занятий».  

 

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ 

ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ  

 

1. Преследования в гражданском порядке  

 

1.1. Судебные иски  

 

Ноябрь, 03 

Рысты Курганова, жительница г.Павлодар 

В конце октября Павлодарский городской суд принял к производству исковое 

заявление о защите чести и достоинства руководителя ГУ «Управление по развитию 

языков Павлодарской области» Кабжана Едилбая к жительнице Павлодара Рысты 

Кургановой. Поводом стала статья «Чтоб мы так отдыхали, как они работают» 

(«Городская неделя», 28.05.2014 г.).  Истец требует признать не соответствующими 

действительности, порочащими его честь и достоинство сведения о том, что он нарушает 

режим рабочего времени, использует служебный транспорт в личных целях и т.п. 



Напомним, в июле К. Едилбай уже обращался в суд с иском по этой же публикации 

к Рысты Кургановой. В сентябре он отозвал свой иск. В этом же месяце руководитель 

управления обратился в редакцию газеты «Городская неделя» с досудебной претензией. 

Он требовал опровержения сведений, распространенных в этой статье. Газета в 

публикации опровержения отказала на том основании, что в статье ни имя чиновника, ни 

его адрес, ни место работы  указаны не были.  Кроме этого, руководитель аппарата акима 

прислал в редакцию ответ на публикацию о том, что проведенная внутренняя проверка не 

подтвердила озвученных в обращении пенсионерки фактов. Этот ответ акимата, опять же 

без указания персональных данных госслужащего, был опубликован в «Городской 

неделе» 

 

Ноябрь, 04 

Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск) 

В конце октября суд № 2 Уральска вынес решение по иску о защите чести, 

достоинства и деловой репутации депутата маслихата Западно-Казахстанской области 

Алибека Сатбаева к ТОО «Журналистская инициатива»,  журналисту газеты «Уральская 

неделя» Талгату Умарову и адвокату Абзалу Куспанову.  

Напомним, поводом для иска послужила статья «Дочь в суде, сын в прокуратуре» 

(«Уральская неделя», 17.04.2014 г.), в которой освещался процесс по делу о хищении 15 

миллионов тенге в областном Управлении земельных отношений.  В публикации 

приводятся слова Абзала Куспанова, адвоката одного из обвиняемых, сказанные им в ходе 

судебного заседания, о том, что следствие увело от ответственности главного 

подозреваемого - Алибека Сатбаева из-за влиятельных детей, работающих в судебных 

органах и прокуратуре. Депутат потребовал обязать собственника газеты «Уральская 

неделя», журналиста и адвоката опровергнуть порочащие сведения и взыскать с них 5 

миллионов тенге в счет возмещения его морального вреда. 

Суд частично удовлетворил исковые требования, обязав ответчиков опубликовать 

опровержение и выплатить А. Сатбаеву 300 тыс. тенге солидарно в счет возмещения 

морального вреда.  

 

Ноябрь, 04 

Ирина Московка, «Время» (г. Караганда) 

Корреспондента газеты «Время» Ирину Московку и само издание суд № 2 

Казыбекбийского района г. Караганды обязал опровергнуть статью о бывшем заместителе 

акима Караганды Айдаре Тельгарине, принести ему официальные извинения и выплатить 

компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. тенге. 

Поводом для судебного разбирательства стала статья «Не пойман – не вор?» 

(«Время», 19.06.2014 г.) о коррупционных правонарушениях чиновника. Материал 

основан на документах доследственной проверки финансовых полицейских Караганды и 

на решении Дисциплинарного совета. В статье журналист использовала ряд образных 

выражений, которые истец счел унизительными. А. Тельгарин потребовал удалить 

публикацию на сайте газеты, опубликовать опровержение, принести ему официальные 

извинения и возместить моральный вред в размере 5 миллионов тенге. 

Примечателен вывод суда: «Статья ответчиков, суд считает, порочит честь, 

достоинство и деловую репутацию Тельгарина,  который в будущем может изъявить 

желание вновь поступить на гос.службу или в коммерческую структуру, где у 

потенциального работодателя на основе этой статьи возникнет негативное мнение о нем. 

Тельгарин А.А. претерпевает нравственные страдания в связи с опубликованием 

недостоверной порочащей его статьи». 

Напомним, законодательство Казахстана не предусматривает публикацию 

официальных извинений в СМИ по делам о защите чести, достоинства и деловой 

репутации. 



Ответчики по иску намерены обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции. 

 

Ноябрь, 26 

Айнур Балакешова, Александр Тюменев, «Вечерняя газета» (г. Темиртау) 

Как сообщалось, темиртауский адвокат Майя Блащенко обратилась в Темиртауский 

городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции 

газеты «Вечерняя газета», главному редактору Александру Тюменеву и корреспонденту 

Айнур Балакешовой. Поводом стал материал А. Балакешовой под названием «Прокурор 

подозревается в предвзятом отношении к Майе Блащенко». Речь в нем шла о судебных 

слушаниях уголовного дела по обвинению темиртауского адвоката Майи Блащенко в 

мошенничестве. При написании статьи журналист использовала материалы, 

опубликованные в справочнике по судебным делам ЕАИАС ВС. Адвокат требовала 

опубликовать опровержение недостоверных, порочащих ее сведений и взыскать с 

ответчиков солидарно 1 миллион 800 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда. 

В ходе судебных разбирательств истец обратилась в суд с заявлением о 

прекращении дела в части заявленных требований к главному редактору газеты. 

В связи с этим 19 ноября суд вынес определение о прекращении гражданского 

производства в отношении Александра Тюменева.   

26 ноября М. Блащенко подала еще одно заявление в суд, в котором просила 

оставить иск к ТОО «Редакция газеты «Вечерняя газета» и журналисту А. Балакешовой 

без рассмотрения. Так как ответчики не требовали рассмотрения дела по существу, суд 

ходатайство истца удовлетворил.  

 

Ноябрь, 26 

ТОО «ADAMDAR» (г. Алматы) 

26 ноября в кассационной коллегии Алматинского городского суда состоялось 

заседание по заявлению Ерсына Амре на постановление апелляционной коллегии горсуда 

от 27 октября 2014 года. Кассационная инстанция увеличила сумму возмещения 

морального вреда Е. Амре в 10 раз, обязав собственника журнала «ADAM bol» выплатить 

ему пять миллионов тенге.  

Напомним, 5 сентября Медеуский районный суд Алматы вынес решение по иску 

заместителя имама мечети «Имангали» в Атырау Ерсына Амре к собственнику журнала 

«ADAM bol» - ТОО «ADAMDAR», о защите чести, достоинства и деловой репутации и 

признании порочащими сведений, распространенных в статье «Казахстанский фронт 

сирийской войны» (№7 от 21.02.2014). В частности, в публикации указывалось, что Ерсын 

Амре является одним из ставленников хабашитов в Казахстане и получает «ценные 

указания» из-за рубежа; в ней также были размещены без его разрешения фотографии и 

оскорбительные, по его мнению, подписи к ним. 

Ответчика обязали выплатить священнослужителю 2,5 млн. тенге в возмещение 

морального вреда и опровергнуть опубликованные сведения. 

27 октября апелляционная инстанция Алматинского городского суда частично 

изменила решение Медеуского районного суда г. Алматы и снизила сумму возмещения 

морального вреда до 500 тысяч тенге. 

Увеличение суммы до пяти миллионов тенге ставит под угрозу существование 

издания. В распространенном 26 ноября сообщении редакция журнала расценивает это 

постановление кассационной инстанции как политический заказ со стороны властей: «Не 

исключено, что за этим стоят заинтересованные лица, а именно с верхушки силовых 

структур. Заказной характер прошедшего сегодня процесса – налицо. Он стал 

своеобразным «контрольным выстрелом» в редакцию». 

 

Ноябрь, 12 

Айнур Балакешова, Ерлан Джетенов, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда) 



Районный суд № 2 Казыбекбийского района города Караганды частично 

удовлетворил иск Айзады Байсариной к газете «Вечерняя Караганда», ее главному 

редактору Ерлану Джетенову и журналисту данного издания Айнур Балакешовой.  

Напомним, поводом для судебных разбирательств послужил снимок, 

иллюстрировавший статью Айнур Балакешовой «Взрывоопасное кафе» («Вечерняя 

Караганда», 29.01.2014 г.).  Истец выразила претензии в связи с тем, что она не давала 

разрешения на публикацию фото и что в подписи к снимку «Диана с сыном за пять 

минут до взрыва» распространена недостоверная информация: на снимке изображена не 

Диана, а  истица и ее племянник.  По словам А. Байсариной, в результате распространения 

ложных сведений она подверглась насмешкам со стороны знакомых и друзей по учебе, а 

также оскорблениям со стороны студентов университета, где она учится. За незаконное 

использование ее фотографии А. Байсарина требовала 500 тысяч тенге. 

На судебном заседании журналист пояснила, что фото было получено ею от сестры 

истицы - Дианы по электронной почте. А. Балакешова считает, что ответственность за 

достоверность и соответствие изображенного на снимке лица лежит на Диане, которая при 

пересылке фотографий сообщила журналисту, что на них изображены она, ее сын и ее 

друг. Достоверность слов Дианы не вызывала сомнений, поскольку сестра истицы 

отвечала на звонки по стационарному номеру телефона, зарегистрированного в квартире 

владельца кафе, где произошел взрыв газа.  

По словам ответчиков, после взрыва в кафе сестра истицы сама  позвонила в 

редакцию и настояла на интервью с ней, и не только разрешила, но и была инициатором 

публикации фотографий. Редакция до получения искового заявления была уверена, что на 

снимке изображена именно Диана с сыном. 

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд посчитал заявленный иск 

обоснованным на том основании, что проверка достоверности информации является 

прямой обязанностью журналиста, «поскольку непроверенная информация, преданная 

огласке через средства массовой информации, может нанести вред правам и законным 

интересам физических и юридических лиц».  

Суд вынес решение взыскать в пользу Айзады Байсариной 20 тыс. тенге (по 5 тысяч 

тенге с собственника СМИ и главного редактора и 10 тысяч тенге – с журналиста) в счет 

компенсации ее морального вреда. 

 

Ноябрь, 18 

ТОО «Евразия+ОРТ» (г. Алматы) 

Гражданский активист Ермек Нарымбаев обратился в районный суд № 2 

Ауэзовского района г. Алматы с иском об оспаривании бездействия государственного 

органа к Комитету по связи, информатизации и информации Министерства по 

инвестициям и развитию РК и ТОО «Евразия+ОРТ». Он утверждает, что телеканал 

«Первый канал Евразия» не соблюдает закон «О языках». По его словам, всего 20% 

вещания телеканала проходит на казахском языке и 80% - на русском. СМИ грубо 

нарушает закон, но никто его за это не преследует. Также, по мнению Нарымбаева, 

телеканал ведет агрессивную информационную политику и пропагандирует войну против 

Украины. Е. Нарымбаев просит суд признать незаконным бездействие Комитета по связи, 

информатизации и информации в отношении «Первого канала Евразии» и признать 

незаконными действия самого телеканала.  

Заседание по иску назначено на 22 декабря.  

 

1.2. Досудебные претензии  

 

Ноябрь, 06 

Ангелина Ли, «Акмолинские вести» (г. Кокшетау) 



В редакцию газеты «Акмолинские вести» с требованием опровержения обратилась 

бывший главный бухгалтер ГУ «Управление образования г. Кокшетау» Айман Ахметова. 

Поводом стала статья Ангелины Ли «Кто «рулил» деньгами образования?» 

(«Акмолинские вести», 19.06.2014 г.), в которой рассказывается о хищениях денежных 

средств в этом ведомстве. Фактически статья представляет собой рассказ бывшего 

бухгалтера-консультанта ГУ, а ныне – обвиняемой в финансовых махинациях Динары 

Узденбаевой. 

Автор досудебной претензии, ссылаясь на то, что в августе 2014 г. в отношении ее и 

ее коллег было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, 

потребовала «напечатать оправдательную статью того, в чем «изобличила» невиновных 

Ангелина Ли». В противном случае А. Ахметова оставила за собой право обратиться в 

суд. 

 

Ноябрь, 06  

Светлана Орлова, «Квартал» (г. Петропавловск) 

16 октября в  газете «Квартал»  была опубликована критическая статья Светланы 

Орловой «Театр абсурда». В частности, критике подверглась деятельность  спецпрокурора  

Северо-Казахстанской области (СКО) Ольги Пилипенко.  6 ноября  в адрес редакции 

пришло письмо из пресс-службы  областной прокуратуры, в котором сообщалось, что в 

статье изложены критические  высказывания в адрес сотрудников прокуратуры СКО, 

которые не соответствуют действительности.   Пресс-служба прокуратуры предложила 

опубликовать их позицию в ближайшем номере газеты, поскольку ранее вторая сторона 

выслушана не была.  Редакция просьбу прокуратуры выполнила.  

 

Ноябрь, 10 

«Наша Газета», ТОО «Твой шанс» (г. Костанай) 

Как сообщалось, в октябре к главному редактору еженедельника «Наша Газета» 

Ольге Колоколовой с требованием опровержения обратился житель Костаная Самат 

Шалапов. Поводом стала информация «Майора полиции уволили после инцидента со 

стрельбой в ночном клубе West», которая была опубликована 22.11.2013 г. на сайте ng.kz. 

С. Шалапов считает, что распространенные в статье сведения ущемляют его 

законные права и интересы, и просил опубликовать информацию о том, что в январе 2014 

г. было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за отсутствием 

в его действиях состава преступления.  

10 ноября главный редактор «Нашей Газеты» отказала С. Шалапову в его просьбе, 

мотивировав тем, что в спорном материале приводились официальные сведения, 

полученные от должностных лиц. Кроме того, статья была опубликована на сайте 

издания, поэтому публиковать какие-либо комментарии к этому материалу в бумажной 

версии газеты она не считает необходимым.  

 

Ноябрь, 18 

Kursiv.kz (г. Алматы) 

3 ноября сайт газеты «Курсив» опубликовал материал «В РК в 136 из 150 образцов 

халяльной колбасы обнаружена свинина». Статья была проиллюстрирована фото с 

изображением колбасных изделий. 

7 ноября в редакцию сайта обратилось ТОО «Астана Агропродукт» с претензией по 

поводу некорректной иллюстрации: на изображенных изделиях прочитывалось название 

торговой марки ТОО -  «Бакара». В ответ  редакция принесла свои извинения, пояснив, 

что никаких целей по дискредитации продукции, выпускаемой ТОО, сайт не имел: 

новость была сгенерирована автоматически, картинка была выбрана в случайном порядке. 

Также kursiv.kz уведомил ТОО «Астана Агропродукт», что после получения 

претензионного письма редакция немедленно удалила иллюстрацию.  



Кроме этого, администрация ресурса предложила ТОО опубликовать его мнение по 

развитию мясной халал-индустрии в Казахстане. 

В ответ на это предложение 18 ноября ТОО «Астана Агропродукт» обратилось к 

администрации сайта с требованием выплатить материальный ущерб в размере 5 млн. 

тенге.  В противном случае ТОО оставило за собой право обратиться в суд с иском о 

защите деловой репутации.  

 

Ноябрь, 21 

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай) 

Житель Костаная, почетный гражданин города Серикбай Бисетаев 21 ноября 

обратился с письмом к главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге 

Колоколовой по поводу статьи журналиста Александры Сергазиновой  «Малая форма 

высотой 4 метра», опубликованной 20 ноября. 

От имени инициативной группы, в которую входят «уважаемые люди города и 

предприниматели по вопросу возведения архитектурной формы великому полководцу 

Кобланды батыру в городе Костанае», С. Бисетаев выразил возмущение тем, что без их 

разрешения в еженедельнике опубликованы фотографии скульптуры, «изображенной в 

металлическом каркасе, предназначенной для ее транспортирования». 

Автор письма потребовал опубликовать опровержение о том, что скульптура 

находится на хранении до ее установки, а не как бесхозный объект.  

Редакция отмечает: в материале нет ни слова о том, что памятник Кобланды батыру - 

это бесхозный объект. Корреспондент Александра Сергазинова при подготовке данной 

информации обратилась к предпринимателю Булату Ишманову, который подтвердил, что 

памятник принадлежит ему, но где будет стоять монумент, он не знает.  

 

Ноябрь, 21  

Зауре  Жумалиева, «Литер» (г. Петропавловск)  

В северо-казахстанский корпункт газеты «Литер» обратился  директор учебно-

производственного предприятия (УПП) Казахского общества глухих Василий Мироняк. 

Он потребовал опровержения недостоверных, по его мнению, сведений, 

распространенных в статье Зауре Жумалиевой «Члены Северо-Казахстанского общества 

глухих обвиняют своего председателя в невнимании к их нуждам и проблемам» («Литер», 

21.11.2014 г.). В противном случае В. Мироняк оставил за собой право обратиться в суд с 

иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.  

Спорный материал был написан на основе жалобы инвалидов по слуху в 

прокуратуру Северо-Казахстанской области, в которой они в числе прочего сообщили о 

том, что директор УПП приватизировал клуб общества глухих и подарил его своему сыну. 

Также при написании статьи журналист использовала документы Бюро технической 

инвентаризации (форму собственности здания бывшего клуба глухих, договор купли-

продажи и т.д.).  

 

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз»  

и информации из открытых источников.  

 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз»  

Елена Цой  

e-mail: lena@adilsoz.kz  

 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»  

Ганна Красильникова  

e-mail: ganna@adilsoz.kz  

 

mailto:lena@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz


По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться  

info@adilsoz.kz    

 

 

mailto:info@adilsoz.kz

