[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг состояния свободы слова  в Казахстане

Февраль 2014 года

В  феврале 2014 года мониторинг международного фонда «Адил соз» зафиксировал 91 сообщение. Среди них:

- «Правдивая газета» закрыта по решению суда;

· Журналисты «5 канала» Людмила Батюшкина и Светлана Демент обвиняются в клевете;

· Газете «Зеркало» предъявлен иск на 3 млн. тенге;

· Коалиция НПО «20-шы бап» выступила с обращением к депутатам парламента по поводу репрессивных тенденций регулирования свободы выражения.

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены:

- 18 претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации (3 из них – переходящие данные) на сумму 18 млн. 400 тыс. тенге ;

- 4 обвинения в клевете (в т.ч. по переходящим данным – одно обвинение)

Оглавление

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2
1. Общественно-политические события 
2
2. Действия и выступления должностных лиц
4
3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
6
4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов
7
II. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
8
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ
8
III. ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
В СВЯЗИ С ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
8
1. Покушение на убийство журналиста
8
2. Нападения на журналистов
9
3. Необоснованное задержание журналиста
9
4. Цензура СМИ
10
IV. ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
11
1. Преследования в уголовном порядке 
11
2. Преследования в административном  порядке
13
3. Преследования в гражданском порядке
14
3.1. Закрытие и приостановление СМИ
17
4. Другие
18
V. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

19
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и СМИ
19
2. Отказы и ограничения в получении информации
21
 
21
2.1. Суды
25
2.2. Интернет
25
3. Требование о прекращении деятельности СМИ
27
4.  Принуждение к подписке
27
VI. НЕОБОСНОВАННЫЕ ЖАЛОБЫ ЖУРНАЛИСТОВ НА НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
28



I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общественно-политические события 

Февраль, 11

11 февраля, несмотря на январские заявления Национального банка Казахстана о том, что оснований для девальвации тенге нет, в республике резко упал курс тенге по отношению к доллару. Это привело к росту цен на многие товары первой необходимости. По республике прошли протестные митинги граждан с требованиями не повышать цены на товары.

За участие в протестных акциях против девальвации тенге, которая неблагоприятно отразилась на благосостоянии рядовых граждан, судами республики были оштрафованы несколько десятков казахстанцев. Размер штрафов составил до 20 МРП (1 МРП = 1852 тг.). Один из участников акций в Алматы получил 10 суток ареста. 

Февраль, 26

Все СМИ

26 февраля в Астане состоялось заседание Совета безопасности, на котором обсуждалось исполнение Стратегии национальной безопасности Казахстана и обеспечение мер безопасности в период подготовки и проведения выставки EXPO-2017. Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая на заседании, обратил особое внимание на ситуации, когда деструктивное воздействие на стабильное развитие государства может оказываться при помощи современных информационных технологий: «Последние события показали, что отдельные провокаторы могут повлиять на ситуацию в стране. Информационные технологии сейчас работают по-новому, и мы должны на них соответственно реагировать. (…) Сегодня изменились методы влияния, информационные технологии и способы противоборства с ними. Как мы видим, на сегодняшний день конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государств подвергаются новым деструктивным воздействиям. В этой связи, Казахстану надо быть очень бдительным и внимательным». 

Февраль, 03

Председатель Агентства РК по делам религии Марат Азильханов на расширенном заседании коллегии ведомства сообщил: «Все видео- и документальная продукция, с этого дня все передачи, которые выходят на наших каналах, должны проходить через нас согласование. Поскольку здесь идет речь об идеологии. Поэтому то, что мы вещаем, что мы говорим, что мы доносим через документальные фильмы, телепрограммы, видеопродукцию, должно быть централизовано и согласовано».

В свою очередь, заместитель председателя ведомства Галым Шойкин в кулуарах коллегии пояснил, что «такая работа будет проводиться с материалами, которые готовятся за деньги государства в рамках государственного информационного заказа».

Февраль, 03 

Председатель Агентства РК по делам религии Марат Азильханов на расширенном заседании коллегии ведомства сообщил, что в 2013 году было проанализировано содержание более 2000 тысяч интернет-сайтов на предмет религиозного экстремизма, по 106 из них даны отрицательные экспертные заключения, которые направлены в органы прокуратуры для принятия решений о закрытии.

Февраль, 07

7 февраля  Генеральная прокуратура РК распространила пресс-релиз, в котором обобщила итоги работы за 2013 год. В нем, в частности, сообщается, что в 2013 году  было закрыто 82 экстремистских сайта: «Через судебные органы 82 интернет-ресурса, распространяющих экстремистские и террористические материалы, признаны незаконными. Кроме того, международная организация «Таблиги Джамаат» признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории Казахстана».

Февраль, 18

Казнет

Пресс-служба Генеральной прокуратуры сообщила о том, что с 2011 года органами прокуратуры совместно с другими госорганами был осуществлен мониторинг более 90 000 интернет-ресурсов на предмет выявления фактов пропаганды идей экстремизма и терроризма, распространения информации о способах самодельного изготовления взрывчатых устройств. Судами Астаны и Алматы за этот период удовлетворены заявления прокуроров и уполномоченного органа о признании продукции 596 интернет-ресурсов незаконной с прекращением распространения ее на территории Казахстана.

Февраль, 25

В Алматы в офисе Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности прошла церемония вручения ежегодной оппозиционной премии Свобода. Лауреатами премии за 2013 год стали: уральский журналист Лукпан Ахмедьяров;  правозащитник, глава общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина, руководитель интернет-проекта «Республика» Ирина Петрушова, глава общественного объединения «Талмас», сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов, оппозиционный политик Жасарал Куанышалин.

Премия Свобода вручается с 2003 года за вклад в развитие демократии и гражданского общества в Казахстане.

Февраль, 21

Пресс-служба Службы центральных коммуникаций (СЦК) при Президенте  РК сообщила о том, что в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты, ОАЭ) подписан меморандум о взаимопонимании между СЦК и Национальным Медиасоветом ОАЭ. Он призван обеспечить на долгосрочной и регулярной основе обмен информацией и опытом в информационной работе. Стороны достигли принципиальной договоренности укреплять всестороннее взаимодействие и международные связи по поддержке и продвижению в информационном поле наших стран высших общечеловеческих, государственных и патриотических ценностей, национального единства, уважения к духовно-нравственным ценностям, здорового образа жизни, открытости и толерантности.

СЦК РК и Национальный Медиасовет ОАЭ намерены организовывать тематические мероприятия, семинары, курсы, совместные исследования, а также разрабатывать и реализовывать информационные программы, представляющие взаимный интерес.

Февраль, 27

Digital TV

АО «Казахтелеком» сообщило о том, что принято решение ликвидировать его дочернюю компанию — оператора кабельного и цифрового телевидения Digital TV. Дата начала добровольной ликвидации ТОО «Digital TV» 19.02.2014 г., планируемая дата окончания ликвидационного процесса — I квартал 2015 г.

Данный оператор не только является одной из старейших компаний кабельного телевидения в республике, но и был пионером внедрения IP-телевидения в Казахстане. 

2. Действия и выступления должностных лиц

Февраль, 03

Электронные СМИ

3 февраля в ходе расширенного заседания коллегии Министерства транспорта и коммуникаций руководитель ведомства Аскар Жумагалиев сообщил: «В развитии национального цифрового телевидения мы работали по внедрению спутникового телевещания, и на сегодня количество абонентов превысило 500-тысячный рубеж, а значит, практически 2 миллиона сегодня смотрят данное спутниковое цифровое телевидение».

Также, по словам министра, охват цифровым телевидением составил 51% территории Казахстана. 

Февраль, 05

Тулеген Байтукенов, «Время» (г. Алматы)

5 февраля депутат Мажилиса парламента Рауан Шаекин обратился с депутатским запросом Генеральному прокурору с просьбой дать правовую оценку статье «Призрак оперов» («Время», 5.02.2014 г.) и ее автору Тулегену Байтукенову и в случае необхоимости назначить судебную экспертизу.

Данная публикация – интервью с режиссером футуристического боевика «Охота за призраком» Мариной Кунаровой о ее фильме. Поводом для претензии стал вопрос журналиста, прозвучавший после слов режиссера: «Поэтому мы придумали историю, в которой есть некий прибор, позволяющий синхронизировать биоэлектрическое излучение человеческого мозга с сигналами управляющей электроники и таким образом дающий человеку команды на исполнение. При этом сам человек не понимает, что ему отдали приказ извне». Т. Байтукенов спросил: «Кажется, эта система давно работает в Мажилисе, но, наверное, у вас в фильме другая привязка к нашей стране?».

«Как понять слова журналиста? Что за могущественная корпорация, научившаяся воздействовать на мозг людей и управлять поведением электората? 

(...) Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. И мы, депутаты, согласно действующей Конституции и Конституционному закону, призваны защищать права и отстаивать интересы граждан через принимаемые законы», - говорится в запросе Р. Шаекина.

Февраль, 10 

Электронные СМИ

Гражданин,  назвавшийся Женисом Касымбеком, обратился в блог  министра транспорта и связи Аскара Жумагалиева с вопросом, почему сотрудники АО «Казтелерадио»   не хотят активировать необходимые для приема цифрового ТВ приемники, купленные у официальных дистрибьюторов компаний-изготовителей. Он считает, что требование покупать  приемники только у «Казтелерадио» является попыткой монополизации рынка. 

Аскар Жумагалиев в своем ответе, со ссылкой на АО «Казтелерадио», пояснил, что АО сотрудничает с заводами-изготовителями и дистрибьюторами для расширения спектра предлагаемых моделей приемников. Все поставщики организуют поставки по прямым договорам с дилерами и торговыми сетями, без участия АО «Казтелерадио» в процессе купли-продажи. Кроме того, согласно установленной процедуре, все спутниковые и эфирные приемники должны реализовываться населению активированными. Таким образом, если дилер производит отпуск не активированных приемников, он нарушает условия дилерского соглашения. 

Министр порекомендовал Ж. Касымбеку сообщить сотрудникам АО «Казтелерадио» (kazteleradio@kazteleradio.kz) наименование дилера и работников филиала, в котором произошла данная ситуация, для детальной проверки указанных фактов.

Февраль, 18

Казнет

18 февраля в Астане заместитель Генерального прокурора РК Андрей Кравченко и президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров заключили Меморандум о сотрудничестве. «Стороны намерены консолидировать усилия, направленные на решение актуальных вопросов, касающихся распространения противоправного контента в казахстанском сегменте сети Интернет. Основными направлениями взаимодействия являются борьба с распространением противоправной информации, связанной с сексуальной эксплуатацией детей, детской порнографией, пропагандой и публичным оправданием терроризма и экстремизма и иными правонарушениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных технологий», -  говорится в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.

Февраль, 06

СМИ г. Шымкента

Саида Турсуметова, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

6 февраля в акимате Южно-Казахстанской области было проведено экстренное селекторное совещание с участием метеорологов, энергетиков, служб ЧС, представителей областных управлений, а также СЭС и АО «КазТрансГаз Аймак». Повод – ситуация с уменьшением газоснабжения на юге Казахстана. Заместитель акима области Сакен Каныбеков, проводивший совещание, попросил главного инженера АО «КазТрансГаз Аймак» Серикхана Байзакова после совещания прокомментировать ситуацию журналистам, так как «сейчас у населения очень много вопросов». Серикхан Байзаков пообещал выполнить просьбу заместителя акима области, но слово не сдержал. Как только закончилось совещание, главный инженер АО «КТГ-Аймак» стремительно покинул конференц-зал. Журналисту телекомпании «Отырар» Саиде Турсуметовой в буквальном смысле пришлось догонять главного инженера. Давать интервью он отказался: «Я не уполномочен вам что-либо говорить». Уже покидая акимат, он пообещал журналисту дать комментарий в своем управлении. 

Февраль, 14 

Зульфия Набиева, «Наш Костанай» (г. Костанай)

Первый заместитель начальника ДВД Агытай Арыстанов направил письмо акиму Костаная Гауезу Нурмухамбетову с просьбой дать оценку действиям корреспондента газеты «Наш Костанай» (учредитель – акимат г. Костанай) Зульфии Набиевой. Поводом для обращения стала заметка «В Костанае полиция задержала неоднократно судимого 57-летнего педофила», опубликованная на сайте издания 12 февраля. В письме А. Арыстанов сообщил, что для объективного и полного освещения журналист перед публикацией такого рода информации должен был обратиться к официальному источнику, то есть в пресс-службу ДВД, но этого в данном случае сделано не было. При этом, в чем именно была искажена информация, в письме не сообщается. Тем не менее, Арыстанов назвал действия журналиста непрофессиональными. Он отметил, что за то время, пока информация была размещена на сайте, ее просмотрели около 70 интернет-пользователей, у которых могло создаться превратное мнение об этом инциденте. 

После получения письма заместитель акима Костаная Валерий Полешко пригласил к себе главного редактора газеты Елену Никитенко и Зульфию Набиеву и попросил рассказать о ситуации. Журналисты сообщили, что пресс-служба ДВД отказывается полноценно работать с газетой при подготовке материалов о тяжких преступлениях, что в ответ на запросы полиция присылает отписки, и, кроме того, журналист имеет право добывать информацию из любых источников, главное - не искажать факты. Каких-либо оргвыводов по итогам встречи заместитель акима не озвучил.

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Февраль, 12

12 февраля международная организация «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders, RWB) опубликовала ежегодный рейтинг свободы слова World Press Freedom Index 2014. Эксперты отметили снижение свободы СМИ в таких странах, как США, Центральноафриканской Республике и Гватемале и заметное улучшение ситуации в Эквадоре, Боливии и Южной Африке. Первые три места стран, где положение со свободой слова наилучшее, по-прежнему занимают Финляндия, Нидерланды и Норвегия. Туркменистан, Северная Корея и Эритрея остаются, по определению авторов доклада, черной информационной дырой, сохраняя самые последние позиции в этом списке — 178, 179 и 180 соответственно. 

Казахстан в докладе «Репортеров без границ» опустился на одну позицию  по сравнению с прошлогодним индексом свободы слова и занял 161-е место. Из постсоветских стран лучшими с точки зрения свободы прессы по-прежнему являются Эстония (11 место), Литва (32), Латвия (37).

Из стран Центральной Азии свободы прессы больше всего в Кыргызстане, в ежегодном рейтинге «Репортеров без границ» он занимает 97-е место, поднявшись на 10 строчек вверх.

Февраль, 12

Международная неправительственная организация Комитет по защите журналистов (Committee to Project Journalists, CPJ) опубликовала ежегодный доклад «Нападение на прессу в 2013 году», в котором анализируется ситуация со свободой слова в мире. 

«Электронная слежка, непрекращающиеся убийства журналистов, а также непрямое – экономическое и политическое – давление, оказываемое на СМИ, являются тремя основными источниками угрозы свободе прессы», - говорится в докладе.

В Казахстане эксперты CPJ отмечают продолжающееся ухудшение общего климата свободы прессы, «несмотря на то, что власти сделали шаг вперед в борьбе с безнаказанностью в одном из нападений на прессу». Речь идет о приговоре, вынесенном в отношении четырех обвиняемых в покушении на убийство уральского журналиста Лукпана Ахмедьярова. Этот судебный процесс в отчете назван одним из ключевых событий, характеризующих ситуацию со свободой слова в республике. 

Другое ключевое событие связано с «единым» СМИ «Республика», деятельность которого была прекращена на территории Казахстана судебным решением. «Словно не удовлетворившись данными санкциями, сотрудники прокуратуры продолжали преследовать журналистов теперь уже запрещенной независимой газеты «Республика» и запретили им заниматься журналистской деятельностью», - говорится в докладе. Кроме этого, «власти распорядились приостановить выпуск как минимум еще трех критикующих их газет». 

Февраль, 12

Все СМИ

12 февраля на заседании Комитета по правам человека при Европейском парламенте председатель совета Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис в своем выступлении указал на реакционный характер проекта нового Уголовного Кодекса и  особо остановился на фактическом  разгроме оппозиции и свободных СМИ. В частности, он отметил: «Право на свободу слова и СМИ ограничивается административной или уголовной ответственностью за диффамацию, посягательство на честь и достоинство президента, судей, депутатов и т.д. В стране уже более пятнадцати лет нет независимого радио и телевидения. Я не имею в виду частного, а именно независимого, отражающего разные политические взгляды. После ликвидации в 2012 году целого ряда оппозиционных печатных СМИ в стране остались менее десятка независимых газет и журналов, которые подвергаются давлению в виде трудностей с типографиями, приостановлением деятельности, многомиллионными исками к журналистам и изданиям».

4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов

Февраль, 27

Ольга Воронько, «Время» (Павлодарская область)

В конце декабря 2013 года в Совет безопасности администрации Президента РК поступила жалоба на действия сотрудников департамента экологии по Павлодарской области от имени корреспондента газеты «Время» Ольги Воронько. По данной жалобе, отписанной в прокуратуру Павлодарской области, была начата проверка изложенных в ней фактов коррупции. Надзорный орган при этом уведомил журналиста о том, что в случае, если факты не подтвердятся, указанные в обращении сотрудники департамента экологии могут потребовать привлечь ее, как автора письма, к ответственности за клевету. 

Между тем сама Ольга Воронько сообщила, что данное обращение не писала, и газета «Время» официально это подтвердила, заявив, что против ее сотрудника совершена провокация. 

23 декабря Ольга Воронько обратилась в ДВД Павлодарской области с заявлением о том, что от ее имени неизвестными лицами рассылаются в госорганы провокационные жалобы, из-за которых она может быть привлечена к уголовной ответственности по ст. 129 УК РК. Журналист просила установить причастных к данным письмам лиц и привлечь их к ответственности. ДВД начал доследственную проверку по данному обращению, после которой отказал О. Воронько в возбуждении уголовного дела. 

Ольга Воронько 27 февраля обратилась к начальнику ДВД Султану Кусетову с просьбой ознакомить ее с материалами  доследственной проверки, но полиция делать это отказалась. 

Февраль, 28

Кайрат Оразалин, «Новатор» (Северо-Казахстанская область)

Собкор фонда «Адил соз» сообщает о том, что тендер  на размещение государственного заказа в районе Шал акына Северо-Казахстанской области (СКО) выиграла новая газета, еще не выпустившая ни одного номера. По мнению Кайрата Оразалина, главного редактора газеты «Новатор», которая также участвовала в тендере, власти специально создали газету в пику ему, чтобы его издание не выжило. Дело в том, что в «Новаторе» публикуются материалы, критикующие деятельность акимата. Кайрат Оразалин говорит, что ничего крамольного не печатал, просто, к примеру,  жители одного из сел не смогли  присутствовать на отчете акимов из-за отсутствия дороги.  Он не мог об этом не писать, поскольку люди говорили это на сельском сходе.

Редакция газеты «Новатор» обратилась с жалобой в районную прокуратуру. По словам газетчиков, акимат района Шал акына заранее знал, кто выиграет тендер, поскольку еще 30 января, до проведения конкурса и оглашения его результатов, в госорганы был разослан медиаплан, где размечены сроки выступлений госслужащих и дано название газеты, выполняющей госзаказ – районная газета  «Первое слово» и на казахском языке «Биринши соз».  Прокуратура ничего противозаконного в происходящем не нашла. 

II. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Февраль, 04

Коалиция неправительственных организаций «20-шы бап» обратилась к депутатам парламента РК по поводу репрессивных тенденций регулирования свободы выражения. Поводом стало принятие Мажилисом парламента в первом чтении проекта нового Уголовного кодекса. НПО выразили тревогу «в связи с увеличением в проекте Уголовного кодекса РК ограничений конституционного права на свободу выражения».

Члены коалиции считают, что утверждение о том, что отнесение клеветы в разряд преступлений имеет профилактический эффект, несостоятельно и опасно: «Будучи принятым один раз, этот принцип может стать преобладающим и, как показывает история, привести к разгулу реакции и атмосфере страха. Общеизвестно, что ужесточение наказаний не приводит к снижению числа преступлений. Профилактика преступлений достигается распространением правовой культуры и этических стандартов, а не усилением репрессий».

НПО призвали депутатов критически отнестись к предложениям разработчиков проекта УК в отношении свободы выражения и «перевести судебное регулирование споров о диффамации в сферу гражданско-правовых отношений, как того требует логика развития нашего правового светского государства, высшими ценностями которого является человек, его права и свободы». 

Февраль, 04

Пресс-служба Мажилиса парламента РК распространила сообщение о том, что члены Комитета мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе намерены уточнить понятие «уголовный проступок», которое проектом Кодекса об административных правонарушениях переносится в Уголовный кодекс.

«Неоднозначно оценивается перенос большого количества составов административных правонарушений (58) из КоАП в Уголовный кодекс в виде «уголовных проступков». Этот вопрос обсуждается нашими коллегами и в рабочей группе по УК, поднимался в нашем комитете. Мы проводим анализ составов, переданных в УК, и планируем провести совместное обсуждение данного вопроса с рабочей группой по проекту Уголовного кодекса», - цитирует пресс-служба мажилиса руководителя рабочей группы депутата Армана Кожахметова по итогам очередного рассмотрения проекта КоАП.

III. ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
В СВЯЗИ С ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1. Покушение на убийство журналиста

Февраль, 26

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Генеральная прокуратура РК отказалась опротестовывать приговор, вынесенный в отношении четырех обвиняемых в покушении на убийство журналиста Лукпана Ахмедьярова. Об этом говорится в ответе на жалобу журналиста, с которой он ранее обратился к генпрокурору Аскату Даулбаеву. В ней Лукпан Ахмедьяров выразил несогласие с тем, что апелляционная и надзорная коллегии Западно-Казахстанского областного суда оставили без изменений приговор суда первой инстанции в отношении четверых лиц, признанных исполнителями покушения на журналиста. В частности, журналист был не согласен с тем, что суд, признав подсудимых виновными в покушении на убийство, произошедшем 19 апреля 2012 года, оправдал подсудимых по статье 235 УК РК (создание и участие в организованной преступной группе). В своей жалобе на имя генерального прокурора, журналист сообщил, что все подсудимые не могли совершить покушение на него спонтанно, без подготовки и не распределив роли. Кроме того, следственное управление ДВД Западно-Казахстанской области выделило в отдельное производство материал в отношении неустановленных заказчиков. Исходя из вышеизложенного, журналист просил генерального прокурора внести протест на судебный акт для квалификации вины подсудимых как организованной преступной группы. 

2. Нападения на журналистов

Февраль, 11

Игорь Ларра, «Свобода слова» (г. Актобе)

Актюбинский областной суд оставил без изменения приговор городского суда,  согласно которому житель г. Алга Актюбинской области Мирболат Султанов признан виновным в групповом нападении на журналиста Игоря Ларру. 

Напомним, 20 августа 2013 г. около 23 часов четверо человек напали на журналиста, когда он вышел из подъезда от друга, чтобы поехать домой на заказанном по вызову такси.  Они оглушили его и стали пинать. Очнувшись, И. Ларра добрался в УВД города, где написал заявление. 

22.08.2013 г. УВД г. Актобе возбудило уголовное дело по ст. 178 ч. 2 – «Грабеж». В ходе розыскных мероприятий был задержан подозреваемый в нападении на журналиста, 27-летний житель  Алги, ранее судимый за аналогичное преступление. После окончания следствия дело было передано в суд № 2 г. Актобе.

27 декабря суд приговорил Мирболата Султанова к пяти годам трем месяцам заключения с отбыванием наказания в колонии общего режима. Также он должен выплатить семье Игоря Ларры 544 тыс. тенге в качестве компенсации материального ущерба. Суд не усмотрел прямой связи между избиением журналиста и его смертью (в конце сентября 2013 г. И. Ларра был доставлен в реанимацию с диагнозом «тотальный панкреонекроз». 14 октября журналист скончался). Остальные нападавшие числятся в розыске. 

По словам супруги Игоря  Натальи Ким, спустя несколько дней после вынесения приговора, в январе этого года ДВД прекратил поиски второго подозреваемого в нападении на журналиста. Дело закрыли. 

Февраль, 12

Жанат Тохтарбай, Нургали Кошаналиев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

Во время съемок репортажа о стихийной торговле рядом с  Верхним рынком Шымкента на телеоператора телекомпании «Отырар» Нургали Кошаналиева напала продавщица. Неизвестная женщина набросилась на телеоператора с кулаками и попыталась сломать камеру. Успокаивать разбушевавшуюся женщину поспешили другие участники рейда:  журналистка Жанат Тохтарбай, а также сотрудники акимата и участковые инспекторы.  Как рассказала Жанат, женщина еще долго не хотела успокаиваться.  После конфликта продавщица вернулась на свое рабочее место и продолжила незаконную торговлю.

3. Необоснованное задержание журналиста

Февраль, 17

Андрей Гришин, КМБПЧиСЗ (г. Алматы)

Журналист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Андрей Гришин обратился с заявлением к прокурору Бостандыкского района г. Алматы Жумаканову Б.А. на действия заместителя начальника Бостандыкского РУВД Берика Хамзина.

 Поводом к обращению послужило необоснованное задержание журналиста 15 февраля у здания акимата Алматы, куда А. Гришин пришел, чтобы взять комментарий у общественных деятелей, встречавшихся в этот день с главой города. Подошедший к Андрею Берик Хамзин сначала в грубой форме потребовал предъявить документы. Предъявленные журналистом удостоверение личности и рабочее удостоверение полицейский положил в свой карман и со словами, что журналисты «все снимают, призывают, провоцируют», приказал пройти в автомобиль, где находилось еще двое сотрудников полиции. Гришина заставили вывернуть карманы и показать содержимое рюкзака. Ничего запрещенного полицейские не обнаружили, но отобрали видеокамеру и мобильный телефон. Затем журналиста доставили в Бостандыкский РУВД.

Через два часа журналиста отпустили, так и не разъяснив причин задержания.

Гришин заявляет о том, что факт его задержания и действия Б.Хамзина являются прямым воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (статья 155 ч.2 Уголовного кодекса РК).

Кроме этого, замначальника Бостандыского РУВД в тот же день запретил пропускать прессу в межрайонный административный суд г. Алматы на открытые судебные заседания по задержанным участникам мирного шествия против последствий девальвации, которое проходило утром.

В заявлении Гришин просит прокуратуру провести расследование по всем указанным фактам, дать правовую оценку и принять меры прокурорского реагирования в отношении заместителя начальника Бостандыкского РУВД г.Алматы Берика Хамзина.

Февраль, 20

Ринат Кибраев, Дмитрий Щелоков, Нурали Айтеленов, блогеры (г. Алматы)

20 февраля во Дворце Республики в Алматы проходила отчетная встреча акима города с населением. Незадолго до начала  мероприятия  полицейские задержали направлявшихся туда блогеров Рината Кибраева, Дмитрия Щелокова и Нурали Айтеленова и доставили в УВД Жетысуского района. 

Д. Щелоков сообщил радио Азаттык, что основанием к задержанию стало, якобы, заявление  Максата   Усенова, который  обвиняет их в распространении недостоверной информации. Дело в том, что 5 февраля трое блогеров по решению административного суда были арестованы на 10 суток за нарушение общественного порядка. И после освобождения из-под ареста Кибраев написал в соцсетях, что сидящий в соседней камере Максат Усенов, сбивший в декабре 2012 года шестерых пешеходов, содержится в «особых условиях» - его навещают родственники, «двери его камеры всегда открыты и питается Усенов не государственными харчами, а едой, достойной вип-арестанта».  Адвокат М. Усенова сообщила репортеру Азаттыка, что не знает, писал ли ее клиент какое-либо заявление по поводу этой записи.

По мнению блогеров, полицейские задержали их, чтобы не позволить попасть на встречу с акимом города. 

4. Цензура СМИ

Февраль, 18

СМИ Караганды

Сотрудники пресс-службы акимата Карагандинской области позвонили руководителям всех СМИ Караганды и предупредили, чтобы в прессе не освещалась тема недовольства шахтеров. Накануне топ-менеджмент АО «АрселлорМиттал Темиртау» заявил о расторжении в одностороннем порядке коллективного договора с шахтерами, что послужило причиной протестного настроения горняков, которые намеревались провести в областном центре и городах-спутниках санкционированные митинги.  После звонков из пресс-службы большинство карагандинских СМИ не стало готовить материалы в защиту шахтеров АО «АрселлорМиттал Темиртау».

Февраль, 12

Зульфия Набиева, «Наш Костанай» (г. Костанай)

12 февраля корреспонденту газеты «Наш Костанай» Зульфие Набиевой позвонила руководитель пресс-службы ДВД Костанайской области Елена Кашарина и потребовала, чтобы с сайта газеты http://www.top-news.kz/ было удалено сообщение под заголовком «В Костанае полиция задержала неоднократно судимого 57-летнего педофила». Журналист отказалась это сделать и отказалась назвать источник, от которого она получила информацию о задержании. Тогда пресс-секретарь потребовала убрать из заголовка слово «полиция», что и было сделано. После окончания рабочего дня Кашарина еще раз позвонила Набиевой с требованием удалить информацию. Зульфия вновь отказалась.

13 февраля, придя на работу, журналист узнала, что информация все же была удалена с сайта по решению главного редактора газеты Елены Никитенко, которой неоднократно звонили по этому поводу из ДВД, управления внутренней политики и областного акимата.

Февраль, 25

«Уральская неделя» (г. Уральск)

Вечером 25 февраля в редакцию газеты «Уральская неделя» пришел молодой мужчина, представившийся сотрудником службы собственной безопасности ДВД Западно-Казахстанской области (ЗКО). Мужчина назвал только свое имя – Ильяс. В разговоре с главным редактором он попросил остановить печать свежего номера газеты «Уральская неделя», который должен был поступить в продажу утром 26 февраля. Визитер сообщил, что заинтересован в том, чтобы не был предан огласке факт задержания нарядом дорожной полиции оперуполномоченного службы внутренней безопасности ДВД ЗКО Серика Куспанова, управлявшего автомобилем в  нетрезвом состоянии. Главный редактор заявил Ильясу, что остановить печать газеты невозможно. На это визитер предложил «решить вопрос деньгами». Получив отказ главного редактора, сотрудник полиции удалился.

IV. ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ

1. Преследования в уголовном порядке 

Февраль, 06 

Людмила Батюшкина, Светлана Демент, ТК «5 канал» (г. Караганда)

12 декабря 2013 г. на телеканале «5 канал» вышел сюжет Людмилы Батюшкиной  о мошеннических действиях в сфере туристического бизнеса. Материал подготовлен по обращению в редакцию карагандинца Валерия Васильева, который заключил договор задатка на крупную сумму с одной из туристических фирм города и, попытавшись его аннулировать спустя день, не смог этого сделать.  

После выхода материала в Казыбекбийский районный суд г. Караганды обратился директор филиала ТОО  «Gold Famili Travеl» Тимур Букетов с частной жалобой о привлечении автора сюжета к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК РК) и нанесение ущерба его бизнесу.  Как сказано в заявлении, в видеоряде сюжета показан офис его фирмы, «затем демонстрируется телефон и транслируется телефонный разговор с потерпевшим Букетовым Т.Ш., где он говорит: «Я не знаю, какая у нас позиция относительно этих людей, потому что не хотят идти на переговоры. Я просто не знаю, когда у меня время будет, я сейчас занят». Также Т. Букетов просит привлечь к ответственности и диктора телеканала Светлану Демент, которая в подводке к спорному материалу произнесла следующую фразу: «Карагандинцы вновь попадаются на удочки мошенников, предлагающих путевки за границу».

В свою очередь журналисты с обвинением не согласны: в ходе подготовки материала они  неоднократно обращались к руководству ТОО за комментарием, однако получали отказ. Кроме этого, 26.12.2013 г. в ответе на претензию Т. Букетова, с которой он обращался на телеканал до обращения в суд, редакция предлагала предоставить эфирное время представителю туристической компании для отражения ее точки зрения на сложившуюся ситуацию.

28 февраля в редакцию «5 канала» позвонил адвокат директора карагандинского филиала ТОО «Gold Famili Travеl»  Тимура Букетова и заявил, что фирма готова отказаться от всех судебных претензий к журналистам, если в ближайшее время в эфире выйдет положительный сюжет о ТОО «Gold Famili Travеl», в котором выступили бы довольные его услугами клиенты. Редакция приняла это предложение.

Февраль, 26

В начале февраля  на популярном ресурсе  kiwi.kz появилась запись общения одной из клиенток «Казахтелекома» г. Астаны, назвавшейся женой японского дипломата  Шимофуджи Дарьей, с работницей Центрального бюро ремонтов. На протяжении 16 минут разговора  Дарья  не только злоупотребляла  ненормативной лексикой в ее адрес, но и позволяла себе оскорбительные высказывания националистического характера. 

По поручению генпрокуратуры  Департамент внутренних дел (ДВД) города Астаны проверил этот факт  и направил материалы в суд. Действия женщины  квалифицируются по  статье 130 УК РК - «Оскорбление», ей может грозить наказание от штрафа в 100 МРП и выше до одного года ограничения свободы.

Февраль, 05

Ермек Тайчибеков, предприниматель (г. Тараз)

www.zonakz.net (г. Алматы)

Гражданки, назвавшиеся Замзагуль Тлеубек  и Ирина Корниенко, в разное время  обратились в блог министра внутренних дел РК К. Касымова  с просьбой принять меры в отношении предпринимателя из Тараза Ермека Тайчибекова. По их мнению,  размышления и высказывания Тайчибекова о едином государстве, подобном бывшему СССР, размещенные на его странице в Facebook, провоцируют межнациональную рознь и конфликты (ст. 164 УК РК), а его видео-материалы и другие  публикации  направлены на разрушение казахской государственности (ст. 170 УК РК). З. Тлеубек  также попросила   взять под контроль деятельность сайта www.zonakz.net, который дважды предоставлял ему эфир для аргументирования своих взглядов. Кроме того, она просит взять под контроль сомнительную деятельность неформального объединения Евразийский народный фронт и его членов, а также  их страницу в соцсети (https://www.facebook.com/EvrazijskijNarodnyjFront?fref=ts) .

Министр в своих ответах заверил авторов писем, что МВД принимает меры «по незамедлительному реагированию на проявления экстремизма и факты разжигания межнациональной вражды и розни, в том числе в сети Интернет». Информация, изложенная в обращениях З. Тлеубек и И. Корниенко, направлена в ДВД Жамбылской области для проверки и принятия процессуального решения.

Февраль, 26

Казнет

Представитель молодежного крыла партии «Нур Отан», назвавшийся Евгением,  обратился в блог министра внутренних дел РК К. Касымова. Он выразил свою обеспокоенность по поводу попыток  некоторых граждан дестабилизировать обстановку в стране, воспользовавшись девальвацией тенге. Евгений сообщил, что совместно с инициативной молодежью создал  в интернете группу по противодействию распространению этих настроений. Евгений интересуется у автора блога,  возможно ли взаимодействие с  МВД по выявлению лиц и интернет-сообществ, которые представляют угрозу стабильности. 

К. Касымов выразил  благодарность пользователю за его  гражданскую позицию и пояснил, что  «призывы в сети Интернет к свержению Правительства квалифицируются по ст. 170, ч.2 УК Республики Казахстан. Согласно ч.1 ст.192 УПК Республики Казахстан, данное преступление относится к исключительной подследственности Комитета национальной безопасности. Вместе с тем, в случае выявления в сети Интернет противозаконных ресурсов (интернет-сообщества, форумы и т.д.), граждане могут обратиться в органы внутренних дел».

Он также напомнил о том, что  в нашей стране интернет-ресурсы относятся к СМИ и, соответственно, подчиняются медийному законодательству.

Февраль, 05

Геннадий Бендицкий, ratel.su (г. Алматы)

Журналист интернет-портала ratel.su Геннадий Бендицкий был вызван к ДКНБ г. Алматы. Поводом стала его публикация на сайте, вышедшая в конце декабря 2013 г., где он говорит о возможных причинах крушения самолета CRJ-200 компании SCAT, во время которого погиб 21 человек.  В публикации Бендицкий ссылается на засекреченный документ «одной из казахстанских спецслужб». 

На встрече выяснилось, что спустя два месяца после выхода статьи директор авиакомпании Владимир Денисов обратился в прокуратуру города с заявлением, в котором просил привлечь Бендицкого к ответственности за публикацию секретных данных и вмешательство в ход расследования авиакатастрофы.  В свою очередь, прокуратура поручила разбирательство по заявлению КНБ.

Как сообщил Геннадий Бендицкий сайту Forbes, следователь ДКНБ задавал вопросы по поводу наличия и подлинности секретного документа, кем он подписал и т.п. На эти вопросы журналист отвечать отказался, сославшись на статью УПК, согласно которой он может не свидетельствовать против себя и статью законодательства, которая обязывает открыть источник информации только в том случае, если он не обещал сохранить конфиденциальность. 

Глава PR-департамента SCATa Виктория Ульянова считает, опубликование документов, «относящихся к расследованию, и тем более необоснованных выводов является грубым нарушением правил расследования авиационных происшествий и инцидентов», согласно которым информация относительно обстоятельств авиапроисшествия ни при каких обстоятельствах не может предоставляться или обсуждаться неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования». 

2. Преследования в административном  порядке

Февраль, 27

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

27 февраля специализированный административный суд г. Уральска вынес постановление о взыскании с главного редактора газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова штрафа в размере 20 МРП (37040 тенге). Журналист был признан виновным  в совершении административного правонарушения по ст. 373 ч. 3 КоАП РК – «Нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций». Основанием для возбуждения административного производства послужила авторская колонка Лукпана Ахмедьярова, опубликованная на сайте издания «Уральская неделя» (http://www.uralskweek.kz/2014/02/18/mozhet-perestanem-byt-obezyanami/) под заголовком ««Может, перестанем быть обезьянами». В ней он написал, что 22 февраля придет на площадь на мирную акцию протеста, чтобы выразить свое несогласие с девальвацией тенге. Также журналист написал: «Хотите принять участие? Приходите». 

12 марта постановление административного суда вступило в законную силу.

3. Преследования в гражданском порядке

Февраль, 14

Анастасия Куприянова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

ТОО «Издательский дом «Регион» (г. Усть-Каменогорск)

Усть-Каменогорский городской суд возбудил гражданское производство по иску о защите чести и достоинства жительницы Усть-Каменогорска Мадины Тайчикеновой к корреспонденту газеты «Мой город» Анастасие Куприяновой и собственнику издания ТОО «Издательский дом «Регион». Поводом для иска стала статья «В тупике» («Мой город», 23.05.2013 г.) о самоубийстве командира взвода батальона патрульной полиции УВД Усть-Каменогорска. Возможной причиной суицида в департаменте внутренних дел назвали семейные отношения, исключая при этом версию давления на полицейского по службе. В заметке была указана реальная фамилия полицейского. 

Суть претензии вдовы офицера в том, что в газете указано реальное имя погибшего и одной из возможных причин суицида являются «семейные отношения».  М. Тайчикенова просит суд обязать ответчиков возместить нанесенный моральный вред в размере 3 млн. тенге.

Первое заседание назначено на 4 марта.

Февраль, 27

«Зеркало» (г. Темиртау)

Андрей Солин, житель г. Темиртау

В Темиртауском городском суде проходят слушания по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации шестерых сотрудников АО «Испат-Кармет» к редакции газеты «Зеркало» и к бывшему сотруднику АО Андрею Солину. Поводом для разбирательств стала статья Натальи Вернадской «Незаконное увольнение» («Зеркало», 22.09.2013 г.).  Истцы Д. Войтеховский, М. Володин, М. Коноваленко, О Макаев, С. Тибейкин и К. Цымбал считают, что в публикации были распространены не соответствующие действительности, порочащие их сведения, касающиеся их профессиональной деятельности. В частности, претензии истцов касаются рассказа А. Солина о том, что из цехов АО вывозится «левый» металл. В статье конкретные фамилии названы не были, но, по их мнению, из контекста публикации угадывается, что речь идет именно о них.

Истцы требуют опровергнуть порочащие, не соответствующие действительности сведения и взыскать с ответчиков 6 млн. тенге в солидарном порядке (по 1 млн. каждому).

Февраль, 20

Татьяна Кузнецова, жительница п. Новонежинка (Костанайская область)

20 февраля Ауеликольский районный суд Костанайской области принял решение о взыскании с жительницы п. Новонежинка Татьяны Кузнецовой 150 000 тенге в качестве морального вреда трех сотрудников родильного дома Ауеликольской центральной районной больницы. Шамшия Кургамбекова, Наталья Морковина и Людмила Петрова обратились в суд за защитой чести и достоинства после того, как 49-летняя Татьяна Кузнецова на своей странице в социальной сети «Одноклассники» разместила статус следующего содержания: «В Ауеликоле в роддоме меняют новорожденных, это Петрова Л. А., Морковина Н. И., Кургамбекова Ш. Б. Ставьте класс, чтобы видели все мамы». Поводом для статуса стала смерть в роддоме новорожденного внука Кузнецовой. 

Начальная сумма иска составляла 3 млн. тенге.

Февраль, 21

Максим Ольков, «Неделя СК» (г. Петропавловск)

ТОО «Издательство «Северный Казахстан» (г. Петропавловск)

Тамара Зайцева, жительинца Северо-Казахстанской области

7 февраля в суд № 2 г. Петропавловска обратились граждане Виктор Сычев и Владимир Сычев с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда к журналисту газеты «Неделя СК» Максиму Олькову, собственнику издания ТОО «Издательство «Северный Казахстан» и гражданке Тамаре Зайцевой.

Поводом стала статья «Поди туда – не знаю куда, или Кто земли хозяин», опубликованная в газете 14.06.2013 г. В данной статье, по мнению истцов, ответчики распространили порочащие сведения, которые умаляют их честь, достоинство и деловую репутацию в общественном мнении с точки зрения соблюдения законов и моральных принципов общества. Претензии истцов касаются следующих фрагментов текста: «Сосед мой – человек влиятельный, конфликт, в случае чего, развести – пара пустяков…», «Не удивительно, что по доброй просьбе этих людей время оформления специально затягивалось».

Виктор и Владимир Сычевы просят суд признать вышеизложенные сведения не соответствующими действительности, порочащими их честь, достоинство и деловую репутацию, опубликовать опровержение данных сведений и взыскать с ответчиков в солидарном порядке по 100.000 тенге каждому из истцов в счет возмещения морального вреда. 

21 февраля судья Малдыбаевой Н.Р. исковые требования истцов оставила без рассмотрения в связи с несоблюдением ими установленного законом обязательного порядка предварительного досудебного разрешения спора.

Февраль, 07

«Трибуна — Саясат алаңы» (г. Алматы)

ИП «Алан журт» (г. Алматы)

Как сообщалось ранее, полковник запаса Куспабай Жампеисов обратился в Алмалинский районный суд № 2 г. Алматы с иском к газете «Трибуна – Саясат алаңы». Поводом послужило интервью, которое Жампеисов дал нештатному корреспонденту газеты. Слова из прямой речи интервьюируемого «Это, что же, менталитет такой у нас — властвуй, грабь народ, пользуйся моментом?» были использованы в заголовке: «Менталитет нашей власти — властвуй, грабь народ, пользуйся моментом». Сумма иска составляет 3 млн. тенге.

При подготовке дела к судебному разбирательству было установлено, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, и 30 января истец заменил ответчика на собственника издания – ИП «Алан журт», Альмухамбеткызы Асем. В связи с этим дело передано в Медеуский районный суд Алматы. 7 февраля было вынесено соответствующее определение. 

Февраль, 01

Елена Чернышова, «Неделя СК» (г. Петропавловск)

Бывший аким Афанасьевского сельского округа района Шал акына Северо-Казахстанской области Аскар Хамзин обратился в газету «Неделя СК» с требованием опубликовать опровержение статьи Елены Чернышовой «Разворошить осиное гнездо» (от 14.01.2014 г.).  В публикации рассказывалось о ЧП, произошедшем на личном подворье акима: во время заготовки дров сторожа акимата укусила оса, и он умер от анафилактического шока. В письме под заголовком «Опровержение» А. Хамзин не указывает, какие именно сведения он считает не соответствующими действительности, а просто дает трактовку событий ЧП, в результате которого погиб человек. Редакция печатать опровержение акима не стала.

Февраль, 15

Стас Киселев, «Время» (г. Костанай)

Собственный корреспондент газеты «Время» по Костанайской области Стас Киселев 15 февраля в  статье «Банк, не иди ва-банк», сообщает о претензии, поступившей в редакцию газеты после выхода его статьи «Похищенного три года ждут, или Вестерн с хеппи-эндом» («Время», 08.01.2014 г.). В ней рассказывалось о судебном споре жителя Костаная Андрея Тутова, которому, несмотря на постановление апелляционной инстанции суда, «БТА-Банк» не выплачивает более миллиона тенге. Накануне слушаний в кассации управляющий директор АО «БТА-Банк» Айнагуль Даулетбаева потребовала в 10-дневный срок опубликовать опровержение, так как, по ее мнению, статья не соответствует действительности, имеет порочащий характер, наносит ущерб деловой репутации банка, направлена на создание ложного общественного мнения. В случае отказа А. Дайлетбаева оставила за собой право обратиться в суд с иском.

Февраль, 19

Асель Садвакасова, (г. Алматы)

Актриса Асель Садвакасова заявила о намерении обратиться в суд с иском на хулиганов, которые распространили в Сети якобы ее откровенные фотографии. Об этом певица сообщила в интервью корреспонденту Total.kz.

Скандальные снимки появились в социальных сетях за несколько дней до премьеры фильма с участием Садвакасовой «Фуга: Дорога в никуда». А. Садвакасова заявила, что на кадрах вовсе не она, и назвала публикацию фотопровокацией.

По словам актрисы, слухи вокруг нее доставили ей немало хлопот. Нашлись те, которые на самом деле поверили снимкам. Садвакасова также отметила, что знает, кто занимается распространением слухов.

Февраль, 13

Ольга Воронько, «Время» (г. Павлодар)

13 февраля Жетысуский райсуд Алматы приостановил процесс по иску о защите деловой репутации трех компаний - представительств ТОО «ENRC Kazakhstan» к редакции республиканской общественно-политической газеты «Время», собственному корреспонденту по Павлодарской области Ольге Воронько и главному государственному экологическому инспектору Павлодарской области, заместителю начальника департамента экологии Павлодарской области Канату Калмахану. Суд принял во внимание необходимость допроса ответчиков – О. Воронько и К. Калмахана, проживающих в Павлодаре, и направил судебное поручение в Павлодарский городской суд «для проведения отдельных процессуальных действий». 

Напомним, АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахстанский электролизный завод», АО «ТНК Казхром» потребовали признать распространенную к статье «Дайте продохнуть, господин Машкевич!» («Время», 24.10.2013 г.) информацию о допущенных их предприятиями экологических нарушениях и причиненном вреде здоровью населения не соответствующей действительности, а также  опубликовать опровержение. 

Февраль, 17

«Мегаполис» (г. Алматы)

В блог министра культуры и информации Мухтара Кул-Мухаммеда обратилась гражданка, назвавшаяся Разией, с жалобой на незаконное использование изображения и персональных данных газетой «Мегаполис». Она сообщила, что в выпуске издания от 28.10.2013 г. была опубликована статья журналиста А. Мироглова «В глаза смотреть», которая сопровождалась фотографией гр-на С. Степанова и его персональными данными, взятыми из базы данных полиции. Разия интересовалась,  насколько законны действия представителей  МВД РК, предоставивших журналистам эти материалы, и возможно ли установить виновных в утечке персональной информации. 

Руководитель министерства культуры и информации сообщил автору письма, что контроль за базой данных полиции не входит в компетенцию его ведомства, и порекомендовал ей обратиться в министерство внутренних дел РК. Кроме того, М. Кул-Мухаммед предложил Разие для  установления источника данных, использованных  в статье,   обратиться также в редакцию газеты «Мегаполис».

3.1. Закрытие и приостановление СМИ

Февраль, 28

ТК «43 канал», ТК «ТКТ» (г. Темиртау)

Городской суд города Темиртау вынес решение об аннулировании разрешительных документов на эксплуатацию оборудования телеканалов «43 канал» и «ТКТ». Судебная тяжба длится не первый год. Поводом для судебных разбирательств стали жалобы жильцов десятиэтажного дома, где находятся офисы телеканалов со всем необходимым для вещания оборудованием. Жильцы жаловались на технологический шум и электромагнитное излучение антенн и передатчиков. Темиртауский городской суд, встав на сторону жильцов, вынес решение, запрещающее телеканалам эксплуатировать оборудование. Решение суда вступило в законную силу в декабре прошлого года. 

Так как телеканалы продолжали вещание, судебные исполнители начали действия по исполнению решения Темиртауского горсуда. Так ситуацию обрисовал руководитель отдела Карагандинской областной инспекции связи и информатизации Муслим Оспанов.

Отметим, что это не первый случай, когда  под предлогом  нарушений технических и санитарных норм приостанавливают работу электронных СМИ.  В сентябре 2011 года Специализированный межрайонный экономический суд Алматы  вынес решение по иску санэпидемстанции  Алмалинского района о приостановлении деятельности студии ТОО «Стан Продакшн» (издатель видеопортала Stan.kz) и приемо-передающего оборудования. 

Как отметила исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Шолпан Жаксыбаева: «Телеканалы, существующие по 10-20 лет, не закрывают просто так. Чаще всего это результат недовольства местных властей политикой канала, критическими материалами в адрес чиновников. Тогда идут в ход, например, претензии к оборудованию, которое длительное время работало на основе разрешительных документов и никому не мешало все эти годы. В результате закрытия местных телеканалов страдает, прежде всего, зритель, который лишается источников местной информации. Общенациональные телеканалы сфокусированы на новостях двух столиц. Им нет дела до того, чем живут регионы».

Февраль, 14

«Правдивая газета» (г. Алматы)

Правозащитная организация «Репортеры без границ» (Reportes Without Borders) осудила судебное преследование независимого издания «Правдивая газета». Поводом стала угроза закрытия газеты по иску прокурора. «Это судебное преследование представляет собой неприемлемое нарушение свободы слова», - говорится в распространенном 14 февраля сообщении. Правозащитники считают: судебные решения, вынесенные в отношении издания за последнее время, не соответствуют по жесткости ее правонарушениям и «свидетельствуют о политической воле, чтобы заставить замолчать источник критики». 

«Репортеры без границ» призывают власти Казахстана и судебные органы «уважать процессуальные права и прекратить преследование этой газеты». 

Февраль, 24 

«Правдивая газета» (г. Алматы)

24 февраля судья Бостандыкского районного суда города Алматы Ералы Бекбаев огласил  постановление  о  закрытии «Правдивой газеты». 

Судебное решение было вынесено накануне в отсутствие ответчиков. В его основу легли требования прокурора Бостандыкского района Бауыржана Жумаканова о закрытии издания на том основании, что административный суд в прошлом году неоднократно накладывал на газету взыскания.  Редакция, оспаривая это постановление, намерена пройти все судебные инстанции, после чего обратиться в Комитет по правам человека ООН.

Напомним, «Правдивая газета» начала выходить в апреле 2013 года. Тираж первого номера был конфискован за то, что газета не опубликовала периодичность издания. В августе 2013 года газету приостановили на три месяца за то, что она опубликовала завышенный на 1 тысячу экземпляров тираж.

5 декабря 2013 г. газету судили заочно на основании протоколов акимата Алматы. За то, что номер газеты, датированной 22 ноября, был отпечатан типографией 20 ноября, издание оштрафовали на 50 МРП.  За то, что в черновом оттиске этого же номера газеты были неясно пропечатаны выходные данные, судья решила приостановить ее выход на три месяца. В суде апелляционной инстанции представители газеты предъявили доказательства, что до 22 декабря ни один экземпляр не поступал в продажу. Неясные выходные данные были следствием типографского брака, своевременно типографией исправленного.  Тем не менее, решение о приостановке издания и штрафе было оставлено в силе.

Февраль, 26

«Правдивая газета» (г. Алматы) 

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы выражения Дунья Миятович выразила обеспокоенность по поводу закрытия газеты «Правдивая газета».

«Вызывает обеспокоенность то, что мелкие правонарушения, такие как указание неправильных выходных данных и мелкие несоответствия, служат оправданием действий властей Казахстана и могут ограничить свободу СМИ и доступа к информации», - сказала Миятович, выступая 26 февраля на конференции по свободе средств массовой информации в Нью-Йорке.

Миятович отметила, что решение суда в отношении «Правдивой газеты» подчеркивает необходимость законодательной реформы. Недавно подготовленный ее Бюро анализ проекта Кодекса об административных правонарушениях Казахстана рекомендует изъять положения, устанавливающие непропорциональные виды наказания.

«Я обеспокоена количеством случаев закрытия и приостановления работы СМИ в последние годы в Казахстане. Это негативно влияет на плюрализм медиа, и я призываю власти предпринять решительные шаги к изменению данной тенденции», - сказала Миятович.

Февраль, 25

«Правдивая газета» (г. Алматы)

Комитет по защите журналистов (Committee to Project Journalists, CPJ) распространил заявление по поводу ситуации вокруг «Правдивой газеты». По мнению CPJ, судебное решение о прекращении деятельности независимого издания является еще одним примером уничтожения в Казахстане независимых голосов. Правозащитники считают, что это решение должно быть отменено в апелляции. Комитет по защите журналистов призвал власти республики восстановить право «Правдивой газеты» публиковать свои материалы, а также отказаться от практики использовать технические нарушения как предлог для закрытия независимых изданий. 

4. Другие

Февраль, 28

Елена Чернышова, «Неделя СК» (г. Петропавловск)

В редакцию газеты «Неделя СК» обратилась женщина, представившаяся учительницей школы в селе Афанасьевка Северо-Казахстанской области.  Она стала интересоваться, кто сообщил в газету о ЧП, произошедшем в одном из классов местной школы, когда учащийся выкрал из кабинета начальной военной подготовки «воздушку» и стал стрелять в классе.  Женщина попросила назвать фамилии тех, кто написал жалобу в прокуратуру, поскольку в публикации Елены Чернышовой «Разворошить осиное гнездо-2» фамилии родителей учеников названы не были.  

Елена Чернышова предоставлять информацию об авторах жалобы отказалась.

Февраль, 21

В блог министра иностранных дел Е. Идрисова обратился  Ануар Узаков. Сообщение касалось статьи «Орда Елбасы. Казахстан предложили стереть с лица Земли» (http://lenta.ru/articles/2014/02/07/rename/), размещенном на портале lenta.ru 07.02.2014 г. В данной статье был использован  кадр из фильма «Борат» в виде географической карты с изображением территории и государственного флага Казахстана. Поверх флага вместо названия страны был нанесен бессмысленный набор букв на кириллице «КФЯФЛЫЕФЙ». По мнению автора письма, интернет-ресурс lenta.ru «надругался над Государственным Флагом Республики Казахстан, что непосредственно отражается на авторитете и имидже нашей страны». А. Узаков просит министерство «оказать содействие в предотвращении (прекращении) данного правонарушения и получении официальных извинений за данные действия». 

Министр Е. Идрисов в ответ сообщил: «Иллюстрация с государственным флагом Республики Казахстан, использованная в данной статье, не является изображением, созданным редакцией информационного портала. Иллюстрация является «скриншотом» из фильма «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан». Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, авторы материала не нарушили авторских прав, указав источник данного изображения.

LENTA.RU не является государственным информационным ресурсом и не выражает официальную позицию государственных органов Российской Федерации. С точки зрения межгосударственных связей данный материал не может рассматриваться как неуважительное отношение к государственным символам Республики Казахстан».

V. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и СМИ

Февраль, 05

Радио Азаттык (г. Алматы)

Сотрудники полиции запретили репортеру Азаттыка снимать здание ресторана, где проходила встреча акима Алматы с блогерами. Свой запрет стражи порядка аргументировали тем, что объект является частной собственностью. 

Февраль, 11

СМИ г. Уральска

11 февраля журналисты телеканала ТДК-42, газеты «Уральская неделя» и интернет-портала «Мой город» не были допущены на заседание акимата Западно-Казахстанской области по вопросам девальвации тенге. Как объяснил дежурный полицейский в фойе областного акимата, вход на мероприятие осуществляется по списку, и журналистов вышеназванных изданий в списке нет. Руководитель пресс-службы областного акимата Даулеткерей Кусаинов объяснил, что список формируется аппаратом акима области и почему туда не включили журналистов названных изданий, он не знает.

Февраль, 17

СМИ г. Атырау

После девальвации тенге 11 февраля 2014 года  чиновники различного уровня проводили рейды по торговым точкам города Атырау с целью контроля за исполнением  поручения правительства не допустить необоснованного повышения цен на предметы первой необходимости и продукты. В один из таких рейдов аким города Серик Айдарбеков пригласил прессу. 

На одной из автозаправок «Гелиос»  участники рейда натолкнулись на достаточно агрессивное поведение одного из работников АЗС. Несмотря на присутствие акима города, молодой человек, видимо, являющийся старшим смены, закрывал камеры руками, пытался запретить фото- и видеосъемку  и выпроводить мобильную группу с территории заправки.

Группа во главе с Айдарбековым покинула АЗС, а аким, заподозрив, что молодой человек находится в состоянии алкогольного опьянения, поручил своим помощникам связаться с руководителями правоохранительных органов.

Февраль, 19

Жанна Байтелова, «Ассанди таймс» (г. Алматы)

Корреспондент   газеты «Ассанди таймс» Жанна Байтелова получила задание редакции осветить мирные митинги 15 и 16 февраля перед гостиницей «Казахстан» и на площади Республики в Алматы. Однако накануне прокуратура Бостандыкского района направила ей  «Предостережение о недопустимости нарушения Закона в порядке ст. 25-1 Закона РК «О прокуратуре». Этот документ за подписью прокурора Бостандыкского района  Б. Жумакапова содержал предупреждение об ответственности за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций. 

Журналист посчитала это воспрепятствованием профессиональной деятельности.

Февраль, 21

Информационный канал «16/12» (г. Алматы)

Как сообщает информационный канал «16/12», руководство АО «Пассажирские перевозки» не допустило журналистов на совещание с железнодорожниками, которые требуют выплаты задолженности по зарплате. По словам железнодорожников, распоряжение не пускать СМИ дал председатель  правления  АО Ермек Тулегенов.

Февраль, 27

СМИ г. Алматы

Как сообщает ИА BNews.kz, многие представители СМИ не смогли осветить ЧП, связанное с возгоранием складских помещений в Алматы - их не пропустила служба охраны АО «Карагай». На место пожара, в том числе и на брифинг, пропустили лишь журналистов некоторых СМИ. По словам охранников, таков был приказ начальства. 

Февраль, 26

СМИ г. Шымкент 

26 февраля в Шымкенте загорелись оптовые  склады  ТОО «Санжар-логист»  в районе железнодорожного вокзала.  На место происшествие приехали журналисты республиканских и местных телеканалов. Съемочные группы стали снимать пожар и записывать интервью с предпринимателями, которые пытались спасти свой товар. Через некоторое время после того, как на место пожара приехал  аким города Дархан Сатыбалды, начались гонения журналистов: полицейские запрещали проводить видеосъемку и разговаривать с пострадавшими. Они закрывали камеры руками и толкали журналистов. В итоге представителей СМИ с территории  ТОО «Санжар-логист» выгнали. Как отметили журналисты, во время работы они не переходили специального ограждения. К слову, полицейский кордон был только с одной стороны пожара,  со стороны ж/д-вокзала съемочные группы  смогли продолжить работу.  

Февраль, 28

Талгат Умаров, Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

28 февраля журналисты газеты «Уральская неделя» Талгат Умаров и Лукпан Ахмедьяров пришли в прокуратуру Западно-Казахстанской области (ЗКО) для освещения заседания коллегии прокуратуры. Однако в здание прокуратуры их не впустили. Руководитель пресс-службы Элеонора Утегалиева заявила, что прокурор области Серик Караманов дал устное указание не давать журналистам этого издания информацию и не допускать к участию в мероприятиях ведомства.  Свое распоряжение С. Караманов объяснил тем, что в январе Талгат Умаров, освещая заседание прокуратуры по подписанию меморандума между органами прокуратуры и НПП «Атамекен», в статье привел следующий диалог, который состоялся между прокурором области Карамановым и его помощником: «И что они там подписали? Я вообще ничего не понял». После выхода публикации ни сам прокурор области, ни пресс-служба прокуратуры опубликованную информацию не опровергли.

2. Отказы и ограничения в получении информации

Февраль, 03

Ирина Абрамова, «7 канал» (г. Шымкент)

Собкор «7 канала» по Южно-Казахстанской области Ирина Абрамова обратилась в Линейный отдел внутренних дел на станции г. Шымкента за информацией о заложенной бомбе в здании ж/д вокзала. Сотрудники этого ведомства давать ей какую-либо информацию отказались. По словам журналиста, Аубакир Абдраимов и.о. начальника ЛОВД сначала пообещал выйти к съемочной группе, которая находилась рядом с ж/д вокзалом. Журналисты прождали его долго время, но г-н Абраимов так и не вышел к представителям СМИ. Тогда Ирина Абрамова попыталась получить информацию по телефону. Аубакир Абраимов и в этом случаи не  предоставил никаких данных.

Февраль, 04

Марина Низовкина, ТК «КТК» (г. Шымкент) 

4 февраля журналист телеканала «КТК» Марина Низовкина готовила материал о том, что в Южно-Казахстанской области уменьшилась подача газа из Узбекистана. За комментарием она  обратилась к заместителю начальника Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЮКО Лесбеку Серикбаеву. Чиновник отказался комментировать ситуацию. Он потребовал, чтобы журналист сначала взяла разрешения на интервью в пресс-службе областного акимата. Только после того как сотрудники пресс-службы поговорили с Лесбеком Серикбаевым, он стал отвечать на вопросы журналиста. 

Февраль, 16

Татьяна Лебедева,  «Наша ярмарка» (г. Караганда)

В редакцию еженедельной газеты «Наша ярмарка» обратились возмущенные рабочие строительного ТОО «ТПК «Макс», возводящего жилой дом по государственной программе. По их словам, они более 5 месяцев  не получают зарплаты. При подготовке материала журналист позвонила в ТОО, чтобы получить разъяснения руководства компании. Однако ответившая на звонок женщина, узнав, что звонят из газеты, тут же бросила трубку. Последующие попытки журналиста дозвониться до ТОО не увенчались успехом.  

Февраль, 25

Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

Корреспондент еженедельной газеты «Темиртауский рабочий» Наталья Сильванович готовила материал о ненадлежащих условиях работы в оздоровительном центре «Березка», о чем неоднократно жаловались в газету сотрудники центра. Журналист позвонила генеральному директору ОЦ «Березка» Раисе Александровне Фатюхиной, чтобы получить комментарий по данной теме, однако Фатюхина сразу стала угрожать журналисту судебным преследованием.  Кроме этого, она заявила Наталье, что «считает ниже своего достоинства разговаривать с работником газеты».   

Февраль, 28

«Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Сотрудники управления  образования по Восточно-Казахстанской области и управления здравоохранения, нарушая ст. 9 Закона  РК «О государственной службе» и ст. 18 Закона РК «О средствах массовой информации», затягивают с ответами на официальные запросы редакции газеты «Мой город». Так, на имя руководителя управления образования 9 января был направлен запрос по поводу единого меню в средних учебных заведениях. Так как ответы были даны не по существу,  редакция направила повторный запрос 14 января. Ответ на него получен не был. В пресс-службе управления пояснили, что письмо редакции могло быть утеряно. «Мой город» еще раз обратился в управление 4 февраля. На конец февраля ответа не было. 

Начальнику управления здравоохранения Овсянникову В.А. запрос от газеты «Мой город» относительно капитального ремонта медучреждений был направлен 11.12.2013 г. Спустя почти месяц в управлении журналистам сообщили, что не могут найти обращение редакции. Повторное письмо «Мой город» отправил 9 января. 

Главный редактор еженедельника «Мой город» Оксана Шаповалова была вынуждена обратиться с жалобой на имя руководителя департамента агентства по делам госслужбы по Восточно-Казахстанской области (ВКО) Токтамыса Жумагулова. Она просит принять меры в отношении должностных лиц управлений. 

По фактам, изложенным в жалобе, в обоих ведомствах ведется проверка сотрудниками прокуратуры ВКО.

Февраль, 20

Артем Клеван, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

При подготовке новостного сюжета журналист ТК «Ирбис» Артем Клеван обратился в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара с просьбой разъяснить, на каком основании в пригороде был снесен дом без ведома его владельцев, которые в результате остались без крыши над головой. Ответ чиновники не предоставили.

Февраль, 20

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Департамент статистики Павлодарской области отказался отвечать на запрос СМИ, сославшись на закон «О государственной статистике». 20 февраля журналист газеты «Городская неделя» Александр Баранов направил повторный запрос в уполномоченные госорганы о предоставлении информации об объемах вредных промышленных выбросов в атмосферу природопользователями Павлодарской области. Аналогичный запрос журналист уже делал в ноябре в департамент экологии, и ему было отказано в связи с тем, что запрашиваемые данные находятся в базе данных департамента статистики, который отказывается их разглашать без согласия респондентов. Поскольку подобный ответ идет в разрез с принятыми на себя Казахстаном обязательствами по Орхусской конвенции (страны-подписанты обязуются публиковать всю общественно значимую экологическую информацию), А. Баранов повторно обратился за интересующей его информацией непосредственно в департамент статистики. Руководитель ведомства Дина Султанова в своем ответе от 21 февраля отказалась раскрыть данные по выбросам промышленных предприятий Павлодарской области, сославшись на закон «О государственной статистике», п.5, ст. 8 (Обеспечение гарантий конфиденциальности и защиты представляемых данных). Напоминание об Орхусской конвенции руководитель департамента статистики оставила без комментариев.  

Февраль, 28

Телекомпания «Ирбис» (г. Павлодар)

Журналист ТК «Ирбис» Юлия Ледак 1 февраля направила запрос на имя начальника ДВД Павлодарской области Султана Кусетова с просьбой сообщить, ведется ли доследственная проверка по заявлению жителя Павлодара о факте совершенного в отношении него мошенничества. Ответ из ДВД журналист не получил.

Февраль, 28

Асель Жетписбаева, «Наша ярмарка» (г. Караганда)

Журналист еженедельной газеты «Наша ярмарка» Асель Жетспибаева готовила материал о том, что в Караганде случилось массовое заболевание сальмонеллезом людей, отведавших вареников с картофелем, изготовленных в одном из кулинарных цехов Темиртау. Корреспондент решила выяснить, как опасный продукт мог попасть на прилавки карагандинских магазинов, поэтому 5 февраля она обратилась с письменным запросом к начальнику Департамента госсанэпиднадзора Карагандинской области Гульжан Байгутановой. До конца февраля ответ получен не был.

Февраль, 13

Редакция сайта radiotochka.kz (г. Алматы)

13 февраля в Алматы около 17 часов отключились сервисы сообщений: невозможно было отправить СМС, также не отправлялись короткие послания в мобильных приложениях. Пользователи соцсетей связывали отключение сервисов с появлением и блокировкой нескольких казахстанских групп «ВКонтакте», призывающих к митингу и отставке руководства страны. Чтобы прояснить ситуацию, журналисты интернет портала «Радиоточка» обратились в сотовые компании.

В Теле-2 журналистам пояснили, что в курсе проблемы, но назвать причины не смогли.

Компания  Beeline также отказалась назвать причину сбоя, предположив, что это какое-то техническое нарушение.

Оператор сотовой связи  К-cell на вопрос редакции ответил: «В отношении отправки СМС-сообщений компания приняла решение воздержаться от комментариев».

Февраль, 21

Кира Щербакова, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

Корреспондент еженедельника «Темиртауский рабочий» Кира Щербакова обратилась к исполняющему обязанности руководителя ГУ «Управление государственного санитарно-эпидемиологического надзора по городу Темиртау» Аману Амирову за информацией по поводу массового заражения жителей региона сальмонеллезом. В ходе телефонного разговора Аман Амиров сказал, что предоставлять информацию «Темиртаускому рабочему» он не будет, так как уже все рассказал газете «Зеркало» и повторяться не намерен. От встречи с журналистом он также отказался.    

Февраль, 25

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)

Виталий Луговской, ТРК «Алау» (г. Костанай)

Зульфия Набиева, «Наш Костанай» (г. Костанай)

Корреспонденты костанайских СМИ – Александра Сергазинова («Наша Газета»),  Виталий Луговской (ТРК «Алау»), Зульфия Набиева («Наш Костанай») задали вопрос начальнику ДВД Костанайской области Тлегену Маткенову о причинах замалчивания информации о тяжких преступлениях. Маткенов в этот день проводил прием по личным вопросам в костанайском областном филиале партии «Нур Отан». В частности, журналистов интересовало, почему полиция не оглашает данные оперативных сводок о тяжких преступлениях, совершенных на территории региона, а также не отвечает на вопросы о криминальных событиях. Начальник ДВД ответил: «Вы делаете себе пиар на криминале. Кому это надо? Только вам. Сводки мы не прячем, они уходят во все государственные органы, которые должны их иметь. Зачем все придавать огласке?! Мы будем фильтровать информацию. У нас достаточно социальных проблем. Надо быть острожным при подаче информации. Мы должны помогать друг другу. Зачем будоражить общество?»

Февраль, 28

СМИ Павлодарской области 

С середины декабря официальные ежедневные сводки о совершенных и раскрытых правонарушениях были сняты с официального сайта ДВД Павлодарской области. На обращения и запросы журналистов с просьбой предоставить информацию о преступлениях пресс-служба отвечает отказом, ссылаясь на необходимость получения санкции вышестоящего руководства (Министерства внутренних дел). В феврале так же, как и в январе, данные о состоянии преступности публично не озвучивались. Журналистское сообщество полагает, что запрет на публикацию сводок происшествий вызван ростом преступности и крайне низкой раскрываемостью.

Февраль, 27

Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда)

В редакцию еженедельной газеты «Новый вестник» обратились читатели с  жалобой на водителя и кондуктора автобуса №118, принадлежащего автопарку №3, которые в салоне автотранспорта выражались нецензурной бранью  в адрес пассажиров, вели себя по-хамски. По этому поводу корреспондент Елена Ульянкина позвонила директору АО «Автопарк №3» Артуру Григоряну.  Однако Григорян категорически отказался общаться с  журналистом.

Февраль, 17

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

11 февраля новостная редакция ТК «Ирбис» направила запрос в управление индустриально-инновационного развития Павлодарской области с просьбой сообщить о принимаемых мерах по недопущению банкротства и увольнений на ТОО «Проммашкомплект» - прорывном предприятии по производству железнодорожных колес и стрелочных переводов, построенном в рамках госпрограммы форсированной индустриализации Казахстана. Ответ телекомпания получила не по существу заданных вопросов.

Февраль, 26

«Ассанди таймс», «DAT. Общественная позиция», «Правда Казахстана» и «Трибуна. Ашык аланы» (г. Алматы)

Правозащитники из Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ и СЗ)  Андрей  Свиридов и  Ерлан  Калиев направились в спецприемник для административно арестованных ДВД г. Алматы, чтобы передать продукты и прессу двум арестованным блогерам – Дмитрию Щелокову и Андрею Цуканову. Среди газет были свежие номера «Ассанди таймс», «DAT – Общественная позиция», «Правда Казахстана»,  «Трибуна» («Саяси Аланы») и книга Е. Жовтиса «Записки колониста-поселенца».

Сотрудники спецприемника отказались принять  комплект газет  на том основании, что эти газеты – запрещенные. На вопрос Андрея и Ерлана о том, когда и кем были запрещены эти издания и где можно ознакомиться с действующим списком запрещенных газет, вразумительного ответа они не получили. 

Ерлан Калиев попытался объяснить представителям силовых структур, что газеты официально зарегистрированы в РК и выпускаются в соответствии с законами страны, однако его аргументы не были приняты во внимание. 

Также, ссылаясь на некую инструкцию,  не приняли и книгу. 

Февраль, 17

Наталья Аитова, ОТРК (г. Петропавловск)

Съемочная группа ОТРК не смогла сделать сюжет о выставке прикладного искусства, которая проходила в зале ресторана «Туркестан» в Петропавловске. Администратор заведения, с которым телевизионщики раньше сотрудничали, заявила, что  теперь съемки у них в ресторане платные. Журналистам пришлось уехать.

Февраль, 28

СМИ Северо-Казахстанской области

Как сообщает собкор фонда «Адил Соз» по Северо-Казахстанской области, правоохранительные органы отказываются называть фамилии фигурантов уголовных дел. К примеру, при предоставлении информации СМИ полицейские говорят так: задержан при получении взятки гражданин Х.  Между тем, многие республиканские издания подобные тексты не принимают, требуют давать хотя бы должности задержанных. Правоохранительные органы  предоставлять и эти данные отказываются, ссылаясь на то, что задержанный еще не осужден. Пресс-службы судов также не публикует имена подсудимых, поскольку приговор не вступил в законную силу.  

2.1. Суды

Февраль, 13

Светлана Глушкова, радио Азаттык (г. Астана)

Судья Алматинского районного суда № 2 г. Астаны запретила репортеру радио Азаттык Светлане Глушковой проводить видео- и фотосъемку открытого процесса по делу пастора пресвитерианской церкви «Благодать» Бахтжана Кашкумбаева. Как сообщает Азаттык, запрет касался только представителя этого СМИ. Журналисты христианского телеканала CNL в ведении видеозаписи ограничены не были. 

Февраль, 21

Телеканалы «КТК», «7 канал», «Казахстан», «Отырар» (г. Шымкент) 

21 февраля в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Южно- Казахстанской области был вынесен приговор 39-летниму мужчине, который обвинялся в изнасиловании 13-летней дочери.  Так как оглашение приговора проходило в закрытом режиме, журналисты после окончания заседания попросили судью Мырзахана Исаева дать им информацию.  Судья сначала отказался рассказывать о приговоре. Позже он сообщил, что интервью даст только одному телеканалу и выбрал «1 канал – Евразия». Остальных журналистов попросили удалиться. При этом с представителями СМИ судья разговаривал только через помощника.

2.2. Интернет

Февраль, 13

13 февраля, на следующий день после девальвации тенге, казахстанские пользователи сообщали в Twitter и Facebook  о проблемах  с доступом  к приложениям мессенджерам   WhatsApp и Viber.  На вопросы ИА «КазТАГ» служба техподдержки   Viber  сообщила о технических неполадках.  Служба технической поддержки WhatsApp на соответствующий запрос редакции информационного агентства в трехдневный срок никакого ответа не предоставила. 

В социальных сетях связывают отключение важных для граждан каналов связи с социальным напряжением после случившейся накануне девальвации тенге и боязнью властей Казахстана акций протеста. Отключение связи было временным, но за те несколько часов, что алматинцы оставались без связи, среди жителей других регионов распространились слухи о начавшихся массовых акциях протеста.

Февраль, 13

Интернет портал testlabs.kz сообщает, что в период с 12 по 14 февраля в Казахстане был заблокирован доступ к нескольким группам в социальной сети «Вконтакте». Для примера, в одной из таких групп с говорящим названием «Митинг 15.02.2014», созданной после резкого понижения курса национальной валюты, осталось лишь сообщение: «Это частное сообщество. Доступ только по приглашениям администраторов».  

Февраль, 18

ratel.su (г. Алматы)

18 февраля на состоявшейся в Алматы пресс-конференции журналисты сайта ratel.su рассказали о блокировке их сайта. По словам создателей интернет-проекта журналистов Марата Асипова, Сапы Мекебаева и Геннадия Бендицкого, за два с половиной месяца работы сайт пережил несколько попыток взлома, DDoS-атаку на ресурс, ничем не объясняемые проблемы у компании, осуществляющей хостинг, из-за чего доступ к ресурсу ограничивался. С 12 февраля, на следующей день после девальвации тенге, сайт перестал быть доступен для тех, кто покупает трафик у «Казахтелекома». 

Журналисты считают, что после серии публикаций, ставящих под сомнение обвинение Рахата Алиева в убийстве Алтынбека Сарсенбаева, а также критики позиции Генеральной прокуратуры по резонансным уголовным делам против генералов Министерства обороны началась DDоS-атака. Сайт был недоступен целую неделю. После публикации статьи Геннадия Бендицкого о владельцах алматинских рынков, среди которых было немало известных фамилий, произошла попытка взлома сайта. 

В «Казахтелекоме» на запросы редакции по поводу блокировок все время отвечают: «Мы разбираемся». Создатели интернет-проекта были вынуждены зарегистрировать дополнительное доменное имя и заключить договор с компанией, обеспечивающей хостинг за пределами Казахстана (так появился ratel.su).

Спикеры пресс-конференции считают, что блокирование сайта – это также попытка ввести запрет на профессию и воспрепятствовать их предпринимательской деятельности. 

Февраль, 10

http://www.w3.org

Гражданин,  назвавшийся Женисом Касымбеком, обратился в блог  министра транспорта и связи Аскара Жумагалиева с просьбой пояснить причину, по которой абонентам  основных казахстанских провайдеров недоступен сайт  www.w3.org - организации, разрабатывающей и внедряющей технологические стандарты Всемирной паутины. 

Автор письма подчеркивает, что с анонимайзеров и за пределами РК проблем с доступом к ресурсу нет.   Женис обращался по поводу ограничения доступа к сайту в службы технической поддержки провайдеров. Технические специалисты ответили, что каких-либо искусственных препятствий в доступе к www.w3.org на их сетях нет, как и нет самостоятельной возможности решить эту проблему для своих абонентов. 

А. Жумагалиев в своем ответе сообщает: «…прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно только по решению собственника или суда.

В связи с тем, что определение или решение суда по приостановлению деятельности http://www.w3.org/ на территории Республики Казахстан не поступало, в отношении указанного ресурса никакие ограничительные меры не предпринимались».

Февраль, 13

Avaaz.org

13 февраля сайт  Avaaz.org, который является крупнейшим порталом специализирующемся на сборе подписей под разнообразными петициями,  перестал быть доступным для казахстанцев.

11 февраля на нем была опубликована петиция неизвестного автора, которая собрала за сутки более двух тысяч подписей. В ее тексте звучал призыв к отставке президента и правительства Казахстана, «ответственных за провальные программы перед страной и народом».  Автор  говорил о коррупции в органах власти, о росте цен, о проведенной на днях одномоментной девальвации. 

Решения суда о блокировании ресурса в базе судебных решений Верховного суда eaias.supcourt.kz нет.

3. Требование о прекращении деятельности СМИ

Февраль, 25

ТК «Россия 24»

23 февраля в эфире телеканала «Россия 24» вышло выступление российского политика, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, в котором он, говоря о ситуации в Украине, заявил, что вместо Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана должен появиться единый Среднеазиатский федеральный округ, центром которого станет Алматы.

После выхода сюжета в эфир казахстанские общественники обратились в Генеральную прокуратуру РК с требованием прекратить вещание этого телеканала на территории Казахстана. Обращение поддержал экс-депутат Мажилиса Парламента Мурат Абенов, разместив на своей страничке в соцсетях соответствующее обращение генпрокурору. 

По мнению депутата, в выступлении лидера ЛДПР содержится агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, что запрещено законом. Телеканал, распространив эту информацию, попадает под юрисдикцию казахстанского законодательства: «Благодаря каналу «Россия-24» слова депутата Госдумы привели к разжиганию межнациональной вражды. Согласно статье 24 Закона РК «На распространение продукции иностранных средств массовой информации, нарушающей Конституцию Республики Казахстан и нормы настоящего Закона, в судебном порядке налагается запрет на территории Республики Казахстан. Генеральной Прокуратуре РК не надо ждать действий МИДа. Они, я думаю, не промолчат. Ведь налицо нарушение телеканалом «Россия-24» законов РК, которые приносят значительный ущерб нашему основному завоеванию — общественно политической стабильности и межнациональному согласию». 

4.  Принуждение к подписке

Февраль, 07

Ведомственные СМИ

Сотрудник полиции, назвавшийся Геннадием,  обратился в блог министра внутренних дел РК К. Касымова с вопросом, должны ли сотрудники правоохранительных органов выписывать различные газеты и журналы, на которые ежегодно с полицейских в принудительном порядке собирают от 10 000 до 15 000 тг.

К. Касымов  в своем ответе акцентировал внимание на том, что ежегодно среди личного состава организуется подписка на печатные издания, где публикуются материалы о деятельности отделов внутренних дел Республики Казахстан, однако подчеркнул, что подписка на ведомственные издания проводится на добровольной основе.

VI. НЕОБОСНОВАННЫЕ ЖАЛОБЫ ЖУРНАЛИСТОВ НА НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ

Февраль, 20

СМИ Западно-Казахстанской области

Журналисты Западно-Казахстанской области сообщают о том, что 20 февраля областное управление внутренней политики направило письмо всем печатным изданиям области с требованием отправлять бесплатные экземпляры газет в Национальную книжную палату, в Национальную библиотеку, в библиотеку Парламента РК и в управление внутренней политики ЗКО. Журналисты спрашивают, обязаны ли они это делать?

КОММЕНТАРИЙ

Действительно, статья 16 Закона РК «О средствах массовой информации» вменяет в обязанность собственника СМИ в день изготовления направлять обязательные бесплатные экземпляры в вышеперечисленные государственные органы и организации. Также пункт 5 статьи 4-4 этого же закона вводит в компетенцию местных исполнительных органов осуществление контроля за соблюдением законодательства РК средствами массовой информации на соответствующей административно-территориальной единице. 

Февраль, 07

Ольга Колоколова, Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)

5 февраля главный редактор еженедельника «Наша Газета» Ольга Колоколова обратилась к начальнику Департамента УИС Костанайской области Тлеубергену Конекбаеву с просьбой оказать содействие корреспонденту Александре Сергазиновой при подготовке материала из учреждения 161/3 (Житикаринская колония), где отбывают наказание приговоренные к пожизненному заключению. Как отмечалось в письме, цель посещения корреспондента и фотокорреспондента - знакомство с условиями содержания осужденных, беседа с некоторыми из них, в частности с осужденным Арманом Гусмановым, вырезавшим свою семью в Мендыкаринском районе.

7 февраля Т. Конекбаев сообщил, что посещение учреждения он считает нецелесообразным. Причина - осужденные к пожизненному заключению во время беседы с руководством колонии не дали согласия на встречу с представителями СМИ.

КОММЕНТАРИЙ:

В данном случае жалоба журналистов на нарушение их профессиональных прав не обоснована. 

Посещение средствами массовой информации учреждений уголовно-исполнительной системы регулируются 21 статьей Уголовно-исполнительного кодекса РК (УИК РК), а также Правилами посещения учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов. В частности п.2 и 3 статьи 21 УИК РК гласят следующее:

2. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы по специальному разрешению администрации этих учреждений либо вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности.

3. Производство кино-, фото- и видеосъемок объектов, обеспечивающих безопасность и охрану подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществляется с разрешения администрации исправительного учреждения, следственного изолятора.

Февраль, 11

Александра  Ким, ТК «31 канал» (г. Шымкент) 

Журналист «31 канала» Александра Ким готовила материал о казахстанском движении борцов с педофилами. Журналист попросила дать правовую оценку действиям данной неформальной организации пресс-секретаря прокуратуры Южно-Казахстанской области Тамару Утельбекову. Несколько дней пресс-секретарь откладывала интервью. Как сообщила Александра Ким, она также направляла ее к другим сотрудникам прокуратуры. Но никто из них комментировать действия данной организации не захотел. В итоге, отказавшись от интервью, Тамара Утельбекова попросила журналиста отправить в прокуратуру письменный запрос на получения информации. Она  также отметила, что записать интервью журналист сможет только через неделю, после того, как отправит к ним запрос. 

КОММЕНТАРИЙ:

Согласно ст. 20-21 Закона о СМИ журналист имеет право запрашивать информацию и проверять ее. В обязанность госслужащих входит комментировать ту или иную ситуацию, связанную с деятельностью госоргана, своих профессиональных прав и обязанностей, а также при нарушении чьих либо прав или интересов физических или юридических лиц. 

В данном случае речь идет об интервью. Интервью, по сути, является добровольным и авторским выступлением. Закон о прокуратуре предписывает надзорному органу обязанность реагировать на нарушения законных прав и интересов физических и юридических лиц и не обязывает давать правовую оценку их повседневной деятельности. 

Мониторинг подготовлен по сообщениям  корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников.

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz

29

