[image: image1.png]



Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 

Нарушения свободы слова в Казахстане

Август 2014 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование о нарушениях в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в августе 2014 года. 

Среди сообщений: 

- Двум сотрудникам компании «Galaxy group», напавшим на телеоператора информагентства «Tengrinews» Юрия Съедина, предъявлено обвинение в хулиганстве.

- Верховный суд отказал в возбуждении надзорного производства по поводу закрытия «Правдивой газеты».

- В Таразе полицейские задержали собкора независимой международной организации IWPR (Институт по освещению войны и мира) Газизу Байтуову якобы за хулиганские действия в общественном месте.

- Депутат маслихата Западно-Казахстанской области обратился в суд с иском на сумму 5 млн. тенге к журналисту Талгату Умарову и адвокату Абзалу Куспанову.

- Кассационная коллегия суда г. Астаны отменила судебные акты, вынесенные судами первой и второй инстанций по иску адвоката Айжамал Бабишевой к газете «Мегаполис».

В августе СМИ и гражданам предъявлены 3 иска о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 8 млн. 300 тыс. тенге. 

Вынесено 2 судебных акта по ранее рассматриваемым делам, в т.ч. один – слушание в кассационной инстанции. Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 2. 

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 14 обвинений в клевете; 

- 63 досудебных претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 219 млн. 100 тыс. тенге.

Оглавление

Оглавление
1
I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
2
1. Нападения 
2
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 
3
3.  Вмешательство в творческую деятельность СМИ
4
4. Необоснованное задержание журналиста
5
5. Нарушение авторских прав
6
6. Нарушения трудовых прав журналистов
6
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 
6
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 
6
2. Необоснованные ограничения в распространении информации 
13
III. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 
14
1. Преследования в уголовном порядке 
14
2. Преследования в гражданском порядке 
15
2.1. Судебные иски 
15
2.2. Досудебные претензии 
17
3. Преследования в административном порядке 
18
4. Другие 
18



I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Нападения 

Август, 06

Юрий Съедин, ИА «Tengrinews» (г. Алматы) 

По факту нападения на телеоператора информагентства «Tengrinews» Юрия Съедина возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Об этом информационному агентству сообщила официальный представитель ДВД г. Алматы Салтанат Азирбек.  Обвинение по этой статье предъявлено двум сотрудникам компании «Galaxy group».

Напомним, инцидент произошел 29 июля во время съемок пожара складов компании. Когда Юрий попытался передать корреспонденту «Tengrinews» Ирине Грибовской флеш-карту с отснятым видео, сотрудник службы безопасности набросился на него и начал душить, пытаясь отобрать камеру и флешку, а сотрудница Galaxy group в этот момент кусала оператора 

Юрия удалось отбить только усилиями представителей СМИ. 

В настоящее время, по информации С. Азирбек, обвиняемые дают признательные показания.

Август, 05 

Марина Низовкина, Бек Абиев, Евгений Сергиенко, ТК «КТК» (г. Шымкент)

Ирина Абрамова, Максат Жаксыбаев, Бахадыр Тажибаев, «7 канал» (г. Шымкент) 

5 августа съемочные группы  «7 канала» и «КТК» приехали в противотуберкулезный санаторий «Балыкшы» по жалобе пациентов, которые рассказали, что их кормят испорченными продуктами. Увидев на территории санатория журналистов, охранники «Балыкшы» накинулись на них с кулаками. По словам журналистов, особенно активным был инспектор по ЧС этого учреждения. Когда служба охраны вытолкала съемочные группы за ворота, досталось и пациентам туберкулезного санатория.  Физические увечья представили СМИ не получили, телеаппаратура не пострадала. Свою работу журналисты продолжили за воротами противотуберкулезного санатория. Спустя два часа заместитель главного врача  «Балыкшы» Динара Тлемисова пригласила СМИ в свой кабинет, чтобы дать интервью.

Август, 05

Тимур Айтмуханбетов, ТК «СТВ» (г. Павлодар)

5 августа в Павлодаре совершено нападение на оператора ТК «СТВ» Тимура Айтмуханбетова. По словам собкора телеканала в Павлодаре Даурена Хаиргельдина, в обеденный перерыв 5 августа Тимур отправился в банк. Сняв с банкомата деньги, он перешел в сквер на площади Конституции, где получил удар по голове сзади. От полученного удара молодой человек потерял сознание и память, очнувшись в другой части города - в сквере на площади Победы. В тот же день Тимур Айтмуханбетов был госпитализирован с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма» и сотрясением головного мозга. В виду того, что все личные вещи, деньги и документы  у пострадавшего не пропали, ДВД возбудил уголовное дело по факту хулиганства, о чем сообщили представители пресс-службы департамента внутренних дел. 

Сами сотрудники корпункта телеканала не связывают нападение на телеоператора с его профессиональной деятельностью.

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 

Август, 04

Кирилл Павлов, Саша Белиловский, Total.kz (Алматинская область)

1 августа власти Талгарского района сообщили СМИ о 50-процентном восстановлении водоснабжения города Талгара, которое было разрушено прошедшим 17 июля селем. Чтобы удостовериться в этом и посмотреть, как ведутся работы на талгарской плотине, корреспондент информсайта Total.kz Кирилл Павлов и фотокорреспондент Саша Белиловский выехали на место.

Попасть на плотину журналистам не удалось – лейтенант полиции, отказавшись представиться, заявил, что пропустит их только в том случае, если корреспонденты покажут ему пропуск из районного акимата или если ему позвонит начальство. При этом полицейский беспрепятственно пропускал жителей окрестностей плотины.

В акимате Талгарского района пропуск журналистам выдавать отказались, как и показать постановление о запрете доступа представителям СМИ на плотину. Причиной отказа стало отсутствие должностных лиц в акимате. 

В прокуратуре района, куда направились корреспонденты Total.kz, чтобы ознакомиться с постановлением о запрете проезжать на плотину, выяснить ничего не удалось: прокуратура была закрыта на замок. Причину отсутствия дежурного прокурора Талгара выяснить не удалось. 

Август, 19

Мадина Аимбетова,  «Время» (г. Алматы)

Серикжан Маулетбай, 365info.kz  (г. Алматы)

Журналисты газеты «Время» и портала 365info.kz Мадина Аимбетова и Серикжан Маулетбай сообщили на своих страницах в Facebook о том, что судебные приставы не пустили их на открытое заседание по заявлению члена ОО «Оставим народу жилье» Айгуль Усеиновой и о намерении привлечь судисполнителя Алмасбека Ельтокова к уголовной ответственности. По их словам, приставы потребовали предоставить ходатайство на освещение процесса в письменном виде. 

Август, 29

Махамбет Абжан, «Правда Казахстана» (г. Алматы)

Корреспондент газеты «Правда Казахстана» Махамбет Абжан сообщает: 29 августа в здании специализированного межрайонного административного суда г. Астаны он вел видеозапись того, как судебные приставы под руки  тащили в зал судебного заседания правозащитника Таласа Сагимбаева, который из-за крайне плохого самочувствия не мог идти самостоятельно. Судебный исполнитель Досанов насильно забрал у журналиста телефон, с которого М. Абжан вел съемку.

Позже, когда журналист заявил о нарушении его профессиональных прав, телефон ему вернул участковый полицейский.

КОММЕНТАРИЙ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан разбирательство дел во всех судах и во всех судебных инстанциях происходит открыто.

Деятельность Верховного суда РК, местных и приравненных к ним судов регулируется Распоряжением ВС РК «Об утверждении Правил внутреннего распорядка Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) и канцелярий судов в областях, столице и городах республиканского значения», который также предусматривает пропускной режим в здание суда.

Согласно пунктов 13, 14 этого распоряжения организация и осуществление пропускного режима в здании суда возлагается на судебных приставов или службу охраны. Посетители допускаются в здание суда и Департамента в рабочее время при представлении документов, удостоверяющих их личность.

В соответствии с пунктом 21 указанного Распоряжения ВС РК дежурный судебный пристав или сотрудник службы охраны обязаны быть вежливыми, корректными и строго исполнять свои функциональные обязанности. Следует отметить, что требование приставами ходатайства об освещении судебного процесса и его рассмотрение не входит в их компетенцию, а является обязанностью судьи.

Согласно статье 9 Закона РК «О судебных приставах» за совершенные проступки и правонарушения, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей судебные приставы несут ответственность установленную законом. В зависимости от квалификации действий судебного пристава он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 155 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» и ст.308 «Превышение власти или должностных полномочий».

Август, 21

СМИ г. Астаны

21 августа  в Верховном суде (ВС) РК в Астане проходило  заседание коллегии по гражданским делам по рассмотрению дела о закрытии «Правдивой газеты».

Несмотря на то, что это было  открытое судебное заседание, охрана суда устроила заслон для представителей прессы и общественности. Репортера Азаттыка, журналиста газеты «ДАТ — Общественная позиция» Жумабике Жунусову, юриста «Правового медиацентра» Гульмиру Биржанову и наблюдателя от представительства Европейского союза в Казахстане охрана суда не пропускала на процесс более часа. Неоднократные  звонки в пресс-службу ВС  и руководству охраны не дали результата. Почти через три часа и только после  вмешательства пресс-секретаря ВС Болата Кальянбекова всех пропустили на заседание.

Август, 08

Бахрам Талибжанов, Амантай Ауелбеков, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

Корреспондент телеканала «Отырар» Бахрам Талибжанов и телеоператор Амантай Ауелбеков приехали на улицу Узбекская в Шымкенте снимать сход жителей. Люди жаловались на то, что трубы нового газопровода, который собирается прокладывать  подрядная организация ТОО «Quattro System», закроют вид из окон и проезд к дому.  Во время съемок к месту события подъехали представители подрядной организации.  Один из них, отказавшись представиться, потребовал прекратить съемку. Несмотря на угрозы, журналисты отсняли необходимые материалы.

3.  Вмешательство в творческую деятельность СМИ

Август, 30

«Мой город Шемонаиха» (Восточно-Казахстанская область)

В конце августа в Шемонаихинском районе Восточно-Казахстанской области за четыре дня произошло три суицида и одна незавершенная попытка самоубийства. Как сообщалось в сводке РОВД, один из случаев - 15-летняя девочка покончила жизнь самоубийством после ссоры с матерью. Корреспондент газеты «Мой город Шемонаиха» Евгения Дерябина пыталась узнать подробности этой трагедии. После того, как журналист обратилась к школьному психологу, в редакцию стали поступать звонки из РОВД, администрации школы, акимата города с просьбой не писать в газете об этом случае и не упоминать о трех случаях суицида в принципе.

4. Необоснованное задержание журналиста

Август, 20

Газиза Байтуова, IWPR (г. Тараз)

20 августа в Таразе полицейские задержали собкора независимой международной организации IWPR (Институт по освещению войны и мира) Газизу Байтуову. Руководитель пресс-службы Жамбылского областного управления внутренних дел Гульсара Мухтаркулова пояснила радио Азаттык, что журналистка была задержана из-за «хулиганских действий в общественном месте».

Как сообщила журналист на своей странице в Facebook, в отделении полиции № 1 г. Тараза она провела пять часов, в течение которых стражи порядка требовали написать признательные показания о том, что она «дебоширила в парке, выражалась нецензурно в пьяном угаре и не давала отдыхающим покоя». В наркологическом диспансере, куда насильно привезли Газизу, была сделана экспертиза на содержание алкоголя и наркотиков в организме. Анализы подтвердили: журналист не употребляла алкоголь. Медработник диспансера сообщила Газизе, что результат анализов на наркотические вещества будет готов на следующий день и будет отдан полицейским. 

Опасаясь провокаций, Газиза Байтуова заявила на своей странице, что ни алкоголь, ни наркотики и другие психотропные средства она не употребляет.

Задержание журналист связывает со своей профессиональной деятельностью и расценивает как попытку заставить ее отказаться от журналистики. 

КОММЕНТАРИЙ:

В приведенном случае налицо нарушение полицейскими положений об административном задержании Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП РК). Статьи 621 и 622 КоАП РК устанавливают четкий порядок и определенные сроки административного задержания, которые не подлежат расширительному толкованию и применению. 

В случае совершения журналистом административного правонарушения, полицейские обязаны были:  составить протокол об административном задержании, в котором указываются дата, время и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время, место и основания задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. Копия протокола о задержании вручается лицу, задержанному за совершение административного правонарушения.

       По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. Время административного задержания в данном случае не должно было превышать 3-х часов.

       Журналист имеет право в течение 10-ти дней обжаловать не только сам административный протокол, но и действия полицейских как в гражданском порядке (Глава 27 ГПК РК), так и привлечь к ответственности за превышение должностных полномочий (ст.308 УК РК).

5. Нарушение авторских прав

Август, 21

Аскар Актлеуов, интернет-газета «Тілші» (г. Актобе)

На сайте  www.tilshi.kz была опубликована статья Аскара Актлеуова о собаке, которая «читает» намаз в селе Тогыз Шалкарского района. Позже статья была перепечатана интернет-газетой «Касым» (qasym.kz). При этом ссылка на первоисточник не была сделана. По словам Аскара, последующие перепечатки этой публикации были сделаны в разных интернет-СМИ также без ссылки на сайт «Тілші».

6. Нарушения трудовых прав журналистов

Август, 29

Ардак Ерубаева, «Керек.info» (г. Актобе) 

29 августа директор ТОО «Fest» - собственник газеты «Керек.info» Д. Илайкова издала приказ о расторжении трудового договора с корреспондентом издания Ардак Ерубаевой. Причина увольнения – недобросовестное исполнение трудовых обязанностей, утрата доверия, повторяемость нарушений, о чем в приказе имеется ссылка на другие акты работодателя – приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности от 30.07 2014 г. и от 28.08.2014 г.

Ардак считает увольнение незаконным и заявила о намерении обратиться в суд с заявлением о восстановлении на должность.

Напомним, ранее  журналист сообщала фонду о давлении на нее со стороны руководства газеты, начавшемся после того, как в июне она рассказала в соцсетях о требовании  руководства «Керек.info» сдать в кассу редакции премию, полученную от акима Актобе за хорошую работу (см. www.adilsoz.kz/news/premii-akimov-aktobe-i-aktyubinskoj-oblasti-postavili-zhurnalistov-kerek-info-pered-ugrozoj-uvolneniya/). По словам Ардак,  главный редактор стала требовать с нее объяснительные по уже вышедшим материалам, и перевела на более низкую должность. Из-за этого заработная плата упала почти на 50%. Журналист по этому поводу обратилась в суд с иском о восстановлении на прежней должности – руководителя отдела новостей, и на момент подачи заявления приказов о привлечении ее к дисциплинарной ответственности еще не было. 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Август, 01

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

Александр Вервекин, ТК  «Астана» (Павлодарская область)

Пресс-служба ДВД Павлодарской области не ответила на запрос новостной редакции ТК «Ирбис» и корреспондента ТК «Астана» по Павлодарской области Александра Вервекина, которые просили разъяснить, почему полицейские убрали знак, запрещающий въезд, всегда стоявший возле главного подъезда акимата города Павлодара. Поводом для обращения журналистов стало постоянное нарушение данного запрета водителями служебных машин акимата. Кроме этого под запрещающим знаком всегда парковался служебный автомобиль акима города. 

Август, 01

Бахрам Талибжанов, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

Специалисты Южно-Казахстанского областного филиала Национального банка отказались говорить с журналистом телеканала «Отырар» Бахрамом Талибжановым об отсутствии долларов США в обменных пунктах Шымкента. Сотрудники банка свой отказ мотивировали тем, что сначала ситуацию должны прокомментировать в головном офисе Нацбанка. В итоге сюжет Б. Талибжанова о том, что обменные пункты города не продают доллары, вышел без разъяснения специалистов банка. 

Август, 01

СМИ г. Астана

Журналисты Астаны, освещающие процесс по иску о праве на получение информации юриста Анатолия Утбанова к Национальному банку, отмечают: представители ответчика – штатные юристы банка не только отказывались общаться со СМИ, но даже отказались назвать свои должность и имена. 

Август, 05

Илья Рыбин, ТК «31 канал» (г. Павлодар)

Корреспондент телеканала «31 канал» Илья Рыбин обратился к руководству управления сельского хозяйства с просьбой сообщить о том, какие объемы сельхозпродукции фермеры области поставляют на внешние и внутренние рынки. Ни первый руководитель сельхозуправления Жанат Шугаев, ни его заместители отвечать на запрос не стали, сославшись на большую занятость.

Август, 05 

Айза Балтабаева, ТК «TVK» (г. Шымкент) 

Руководитель пресс-службы ДВД Южно-Казахстанской области Салтанат Каракозова, ссылаясь на плотный график работы, отказалась ответить на вопросы журналиста телеканала «TVK» Айзы Балтабаевой по поводу выдачи водительских прав наркозависимым. О том, что они работают таксистами, рассказали журналисту пациенты  областного наркодиспансера в Шымкенте. 

Август, 05

Юрий Елисеев, «Литер» (г. Шымкент)

5 августа в газете «Литер» вышла статья Юрия Елисеева «Дорога «покаяния», где журналист сообщает, что в шымкентском аэропорте не работает транспортер. Из-за этого в коридоре, по которому пассажиры должны покидать летное поле, возникает затор, и людям приходится в буквальном смысле вползать в город на коленях по транспортерной ленте. В статье автор указывает, что получить каких каких-либо разъяснений от руководства аэропорта не удалось. Начальник отдела перевозок Ерлан Турисбеков, заявил, что устно он никаких комментариев давать не будет, так как аэропорт – объект стратегический, и все пояснения он даст только в ответ на письменный запрос.

КОММЕНТАРИЙ:

Статья 18 Закона РК «О средствах массовой информации» не устанавливает, в какой именно форме - устной или письменной - должен быть подан запрос об информации.  Обе формы подачи запроса являются законными. Не состоятельна также ссылка должностного лица на стратегический статус аэропорта, поскольку в данном случае речь идет об организации работы определенных служб и устранении неудобств для пассажиров. Очевидно, что такая информация не является государственными секретами и  должна быть предоставлена, так как напрямую затрагивает интересы потребителей услуг и их качество. 

         Действие (бездействие) должностного лица можно обжаловать в несудебном и судебном порядке (Глава 27 ГПК РК). Внесудебный порядок предусматривает подачу жалобы в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу).

Август, 06 

Николай Кравец, «Взгляд на события» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Взгляд на события» Николай Кравец обратился с письменным запросом к и.о. руководителя управления образования Карагандинской области Бакытгуль Адекеновой с просьбой дать комментарий по случаю, произошедшему в школе-интернате для детей с девиантным поведением. В этом учреждении, расположенном в селе Керней Бухар-Жырауского района, жестоко избили подростка. По прошествии более 20 дней ответа журналист так и не получил. 

Август, 06

www.diapazon.kz (г. Актобе)

СМИ г. Актобе и Актюбинской области

Несколько тысяч пользователей сайта www.diapazon.kz  лишились возможности следить за он-лайн трансляцией матча местной футбольной команды «Актобе» в Бухаресте. Сотрудники «Диапазона» считают, что в этом виноват пресс-секретарь  футбольного клуба «Актобе»  Марат Жумабаев. Он, несмотря на неоднократные запросы журналистов, длительное время  не сообщал о дате аккредитации на матч в Бухаресте, а когда информацию из него буквально вытянули, заявил, что уже поздно и  он ничего сделать не может.

Журналисты региональной и республиканской прессы отмечают, что за все время работы пресс-секретарем футбольного клуба «Актобе»  Марат Жумабаев ни разу не прислал в редакции СМИ ни одного приглашения, оповещения или пресс-релиза ни по почте, ни СМС. 

Август, 10

Алина Акбаева, ТК «5 канал» (г. Караганда)

В редакцию ТК «5 канал» обратились жители дома №7 микрорайона «Голубые пруды» Караганды. С их слов, предприятие «Теплотранзит Караганда» заставляет ставить общедомовой счетчик тепла, причем прибегая к шантажу: в доме отключили лифты, потому что не все жильцы согласны на установку общедомового счетчика.  По этому поводу журналист «5 канала» Алина Акбаева обратилась к генеральному директору ТОО «Теплотранзит Караганда» Андрею Ляпунову, но тот категорически отказался разговаривать с журналистом, ссылаясь на чрезмерную занятость.

Август, 11

Анатолий Иночкин, «Криминальные новости» (г. Караганда)

Корреспондент «Криминальных новостей» Анатолий Иночкин обратился к директору туристической фирмы «Artur Travel» Ольге Мустафиной по поводу жалоб клиентов фирмы, которые утверждают, что их обманули.  Директор турфирмы в ответ на просьбу прояснить ситуацию стала говорить с журналистом в грубой форме и на повышенных тонах: «А кто вы такой?! Я не обязана вам ничего объяснять! До свидания!».

Август, 11

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Пресс-служба акимата Павлодарской области не ответила на запрос корреспондента газеты «Городская неделя» Александра Баранова по поводу мер, принимаемых руководством области по реализации постановления правительства о приватизации объектов, находящихся в коммунальной собственности.

Август, 12

Марина Попова, «Городская неделя» (г. Павлодар)

12 августа корреспондент газеты «Городская неделя» Марина Попова обратилась в пресс-службу Павлодарского областного суда с просьбой сообщить детали судебного решения, вынесенного по иску работника к своему работодателю. Пресс-служба отвечать на запрос отказалась без объяснения причин.

Август, 12

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Корреспондент газеты «Городская неделя» Александр Баранов направил запрос на имя начальника ДВД Павлодарской области Султана Кусетова с просьбой предоставить статистику дорожно-транспортных происшествий по городу Павлодару за последние три месяца. Ответ журналист не получил.

Август, 15

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Пресс-служба ДВД Павлодарской области, несмотря на обещания, не предоставила ответ на запрос корреспондента газеты «Городская неделя» Александра Баранова по поводу нападения в Павлодаре на оператора телекомпании «СТВ» Тимура Айтмуханбетова. Журналист в запросе просил сообщить, на какой стадии находится расследование нападения, какие рассматриваются версии. 

Август, 26 

Гульназ Жылкайдарова, ТК «TVK» (г. Шымкент) 

Корреспондент ТК «TVK» Гульназ Жылкайдарова готовила материал о перебоях с электричеством в Шымкенте. Чтобы узнать причину отключения света, журналист обратилась по телефону в южно-казахстанский областной филиал ТОО «KEGOC».  Секретарь руководителя ТОО отказалась соединять журналиста со своим начальником, потребовала больше не звонить к ним в компанию, а затем положила трубку. Гульназ Жылкайдарова попыталась еще несколько раз дозвониться до руководителя, но в ТОО «КEGOC» ей так и не ответили.

Август, 27

Татьяна Савиных, «Авитрек-регион» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельной газеты «Авитрек-регион» Татьяна Савиных готовила материал о том, что пенсионерка из Караганды получила тяжелую травму на астанинском железнодорожном вокзале: из-за технического сбоя женщина упала на эскалаторе, ее ногу затянуло под лестницу механизма. В тот день на этом эскалаторе травмировалось еще несколько человек. С вопросами по этому происшествию журналист обратилась к руководителю обслуживающей организации – ТОО «Каз ТехИмпорт-НС» Виталию Хлевнюку. Однако тот грубо ответил: «Сами виноваты, лезут на эскалатор, как стадо баранов!». После этих слов  В. Хлевнюк бросил трубку.

Август, 28

Асель Жетписбаева, «Наша ярмарка» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельной газеты «Наша ярмарка» Асель Жетписбаева готовила материал о том, как пьяный полицейский на служебном автомобиле сбил насмерть 26-летнюю девушку. С вопросами журналист обратилась  к руководителю пресс-службы ДВД Карагандинской области Жанатаю Сембекову. Ж. Сембеков отказался разговаривать с Асель, сославшись на то, что по данному происшествию он не вправе давать комментарии.

Август, 29 

Гульназ Жылкайдарова, ТК «TVK» (г. Шымкент) 

Корреспондент ТК «TVK» Гульназ Жылкайдарова готовила  сюжет для новостной программы об отключениях света в Шымкенте.  В этой связи 25 августа она направила официальный запрос на имя заместителя акима города Шымкента Бейсена Жанбосынова, в котором попросила ответить замакима или уполномоченного специалиста на вопросы о причинах перебоев с электричеством, количестве домов, остающихся без света ежедневно. И в случае, если город испытывает дефицит электроэнергии, то какие шаги предпринимаются акиматом, чтобы решить эту проблему. Не получив в положенный по закону срок ответ на запрос, Гульназ позвонила  Бейсену Жанбосынову лично. В телефонном разговоре чиновник, сказав лишь, что никакого дефицита нет, посоветовал журналисту обратиться в ТОО «Онтустик Жарык Транзит» - поставщику электроэнергии.

Август, 30

http://www.livejournal.com 

Гражданин Евгений Суббота 19 июля обратился в блог председателя Агентства РК по связи и информации Аскара Жумагалиева с вопросом, почему в Казахстане недоступна блог-платформа LiveJournal (http://www.livejournal.com/) и почему невозможно получить доступ к сервисам-анонимайзерам таким как: 2ip.ru/anonim/, anonim.pro, hideme.ru и подобным ресурсам. После упразднения Агентства, вопрос перешел к министру по инвестициям и развитию РК А. Исекешеву, в ведение которого перешли функции Агентства. 

До конца августа ответ на вопрос пользователя опубликован не был. 

Август, 12

Серикжан Маулетбай (Южно-Казахстанская область)

Корреспондент информационного портала 365info.kz Серикжан Маулетбай обратился с запросом к заместителю акима Отырарского района Южно-Казахстанской области Рыскельды Алишу по поводу покупки автомобиля для акимата стоимостью более 48 тысяч долларов. Как сообщает в своей публикации журналист, в ответе замакима уточнил, что машина была приобретена с соблюдением всех законодательных норм. Однако вопрос корреспондента – для каких целей и для кого была куплена дорогая машина, остался без ответа. 

Во время подготовки статьи С. Маулетбай обратился к сайту акимата Отырарского района и обнаружил, что информация о деятельности госучреждения не обновляется с 2010 года.

Август, 07

«Мой город Шемонаиха» (Восточно-Казахстанская область)

Как сообщают журналисты газеты «Мой город Шемонаиха», акимат города и районные акиматы не отвечают на вопросы газеты или нарушают сроки предоставления  информации. 

Так, 7 августа редакция обратилась к акиму Шемонаихинского района  Амангельды Токарову с просьбой сообщить, какие населенные пункты и улицы будут переименованы в этом году. Так как ответ журналисты не получили, 13 августа был направлен повторный запрос, в котором газета также уведомила, что в случае непредоставления информации  редакция обратиться в прокуратуру. Ответ на запрос был получен 21 августа. 

Два письма редакции на имя акима Шемонаихи Мурата Желдыбаева от 20 августа по состоянию на начало сентября остались без ответа. 

КОММЕНТАРИЙ:

Статья 20 Конституции РК гарантирует право граждан, а, следовательно, и журналистов на свободное получение и распространение любой информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. В свою очередь, согласно ст. 18 п.п. 2 и 2.1 Закона РК «О средствах массовой информации», государственные органы и другие организации обязаны предоставлять СМИ запрашиваемую информацию на равных условиях в трехдневный срок либо дать на обращение ответ с указанием срока предоставления информации или мотивов отказа. 

      Законодательством Республики Казахстан установлено несколько способов обжалования действий или бездействий государственных органов и должностных лиц при реализации гражданами своего права на свободный доступ к информации.

- Обжалование действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу).

- Обжалование действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц в судебном порядке (Глава 27 ГПК РК).

      Для должностных лиц за не предоставление информации действующим законодательством РК предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская и материальная ответственность.

Август, 29

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова в июле отправила 3 запроса руководителю госучреждения (ГУ) «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Костаная» Женису Шинкину, в которых указала данные местонахождения сухих деревьев, которые угрожают безопасности горожан. Дело в том, что до назначения г-на Шинкина на эту должность, отдел ЖКХ принимал участие в акции газеты под названием «Все на борьбу с сухостоем!», и после публикаций в газете коммунальные службы по заданию ГУ спиливали сухие деревья. Но в июле и августе руководитель отдела ЖКХ не ответил ни на один запрос, а сухие деревья остались на своих местах.

Август, 08

«Мой город Зыряновск» (Восточно-Казахстанская область)

8 августа в город Зыряновск посетил чрезвычайный и полномочный посол Франции в РК Франсис Етьен. На встречу с ним отдел внутренней политики Зыряновского района пригласил только государственные СМИ. 

Август

Виктор Молодовский, «Престиж» (г. Степногорск, Акмолинская область)

Журналист газеты «Престиж» Виктор Молодовский обратился к акиму города  Степногорска Муратбеку Такамбаеву с просьбой равного отношения ко всем СМИ, независимо от формы собственности. При этом журналист отметил, что сейчас на мероприятия приглашаются в основном представители прессы, финансируемые из бюджета. Помимо этого, уверен журналист, государственные СМИ имеют гораздо больше доступа к информации. 

В ответ аким призвал журналиста «не спекулировать» и отметил, что  встречается с представителями всех средств массовой информации. Журналистам М. Такамбаев посоветовал обращаться по всем интересующим вопросам в пресс-службу акимата и попросил представителей СМИ больше писать о положительных моментах. 

Август, 11

Серикжан Маулетбай, 365info.kz  (г. Алматы)

Журналист информационного портала 365info.kz  Серикжан Маулетбай  на своей страничке в Facebook сообщил, что на запрос в пресс-службу акима г. Алматы о том, сколько денег  выделено на строительство велодорог, он  получил ответ, в котором  конкретной запрашиваемой цифры не было.  Он подчеркивает, что «с другими запросами схожая ситуация».

Август, 29

Анастасия Машнина,  «Новый вестник» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельной газеты «Новый вестник» Анастасия Машнина готовила материал о трудовом конфликте, сложившемся между коллективом и администрацией карагандинского Дворца культуры горняков (ДКГ).  Для полного освещения ситуации, журналист, выслушав позицию коллектива дворца культуры, обратилась к директору ДКГ Ержану Найманбаю. Однако тот не захотел общаться с журналистом.  Крикнув: «Достали уже!», - он бросил трубку.

Август, 30

На сайте Верховного суда опубликован проект Регламента «О порядке размещения судебных актов, информации о деятельности суда, сведений о делах, находящихся в производстве судов Республики Казахстан, в интернет-ресурсах судебных органов». 

Пункт 3.3 проекта предлагает в числе прочих не размещать в интернет-ресурсах тексты судебных актов, вынесенных по делам частного обвинения (клевета и оскорбление). 

Согласно п. 5.1. проекта Регламента, тексты судебных актов, разрешенные для размещения в интернет-ресурсах судебных органов, будут публиковаться без персональных данных участников процесса (фамилии, имени, отчества; даты рождения, гражданства и других).

Без изменений на   сайтах судебных органов размещаются:

- тексты судебных актов, вынесенные по гражданским делам, вытекающим из публичных правоотношений, в частности, по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части;

- тексты судебных актов, вынесенных по делам, рассмотренным в порядке  реабилитации;

- тексты вступивших в законную силу судебных актов, содержащих требование об их опубликовании через конкретное средство массовой информации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О средствах массовой информации». 

Пункт 3.6 проекта Регламента гласит: «3.6. Председатель суда или лицо, исполняющее его обязанности, самостоятельно принимает решение о размещении в  интернет – ресурсах судебных органов следующих сведений:

- информации о нерассмотренных делах;

- определений (постановлений) о назначении судебных заседаний, постановлений о проведении предварительных слушаний, определений о проведении досудебной подготовки по гражданским делам, при условии, что размещение такой информации может оказать давление на судью или участников судебного процесса;

- постановлений (определений) о приостановлении производства по делу, о назначении экспертизы;

- иной информации».

2. Необоснованные ограничения в распространении информации 

Август, 21

«Правдивая газета» (г. Алматы)

21 августа надзорная коллегия Верховного суда отказала в возбуждении надзорного производства по пересмотру судебных решения и апелляционного и кассационного постановлений о закрытии «Правдивой газеты». Редакция намерена обратиться с жалобой на эти решения в Генеральную прокуратуру РК и Комитет ООН по правам человека.  

Напомним, решение о прекращении деятельности издания было вынесено Бостандыкским районным судом г. Алматы 24.02.2014 г. по иску прокурора Бостандыкского района Бауыржана Жумаканова. Его требования основаны на том, что административный суд в 2013 году неоднократно накладывал на издание  взыскания.  

Так, тираж первого номера, вышедшего в апреле 2013 года, был конфискован за то, что газета не опубликовала периодичность издания. В августе 2013 года газету приостановили на три месяца за то, что она опубликовала завышенный на 1 тысячу экземпляров тираж.

5 декабря 2013 г. газету судили заочно на основании протоколов акимата Алматы. За то, что номер газеты, датированной 22 ноября 2013 г., был отпечатан типографией 20 ноября, издание оштрафовали на 50 МРП.  За то, что в черновом оттиске этого же номера газеты были неясно пропечатаны выходные данные, судья решила приостановить ее выход на три месяца. В суде апелляционной инстанции представители газеты предъявили доказательства, что до 22 декабря 2013 г. ни один экземпляр не поступал в продажу. Неясные выходные данные были следствием типографского брака, своевременно типографией исправленного.  Тем не менее, решение о приостановке издания и штрафе было оставлено в силе.

Апелляционная коллегия Алматинского горсуда 18.04.2014 г. оставила решение районного суда без изменения. 18.06.2014 г. кассационная коллегия городского суда также оставила без изменения эти судебные акты. 

Август, 25

«Правдивая газета» (г. Алматы)

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович выразила разочарование по поводу постановления Верховного суда Казахстана, оставившего в силе решение о закрытии «Правдивой газеты»: «Мелкие правонарушения, такие как указание неверных данных и другие мелкие неточности, не должны быть использованы для подавления свободы СМИ. Казахстан должен прекратить практику применения непропорциональных санкций за незначительные административные правонарушения».

Август, 15

Радио Азаттык (г.Алматы)

Радио Азаттык сообщает о том, что 15 августа в ряде городов Казахстана перестали открываться две публикации, рассказывающие о принудительном выселении жителей домов бывшего дачного массива в Астане. 

В компании «Казахтелеком», предоставляющей Азаттыку услуги доступа к Интернету, сообщили, что они не имеют к этому никакого отношения. Оператор центра технической поддержки «Казахтелекома» Жангуль Медеубаева порекомендовала репортеру Азаттыка обратиться к администратору сайта.

Как отмечает редакция сайта, это не первый случай незаконной блокировки материалов ресурса: в конце мая на территории Казахстана были проблемы с доступом к публикациям о подписании соглашения Евразийского экономического союза, в конце июля не открывались материалы о видеоролике о выходцах из Казахстана, воюющих в Сирии и Ираке. 

Август, 06

http://stihi.ru  http://ssamopoznanie.ru  http://proza.ru

В блог председателя Агентства РК по связи и информации Аскара Жумагалиева обратился гражданин, назвавший себя Леонидом Кулиненко. Он жаловался на недоступность на территории Казахстана сайтов http://stihi.ru,  http://ssamopoznanie.ru,  http://proza.ru. Все эти ресурсы носят образовательный и развлекательный характер. Леонид подчеркнул, что обращался в службу технической поддержки, где получил ответ, что данные ресурсы АО «Казахтелеком» не блокируются. Но какие-либо действия по установлению причин недоступности сайтов и для восстановления доступа  к ресурсам интернет-провайдером приняты не были.

Министр по инвестициям и развитию РК А. Исекешев, в ведение которого перешли функции Агентства, сообщил, что определение или решение суда по приостановлению деятельности http://stihi.ru, http://samopoznanie.ru и http://proza.ru на территории республики в Агентство не поступали, в отношении указанного ресурса никакие ограничительные меры не применялись.

В настоящее время сайты stihi.ru и proza.ru доступны для казахстанских пользователей. Сайт samopoznanie.ru   продолжает оставаться не доступным.

III. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке 

Август, 01

Все СМИ

1 августа Генеральная прокуратура распространила пресс-релиз, в котором предупредила СМИ об уголовной ответственности в случае распространения заведомо ложной информации (ст. 242-1 УК РК, введена в действие законом № 200-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» от 23.04.2014 г.). 

«В последние дни через различные средства коммуникаций (СМИ, интернет-сообщения, включая соцсети, СМС) стала распространяться не имеющая официальных подтверждений информация о якобы предстоящей девальвации национальной валюты. Данные сообщения спровоцировали определенный ажиотаж среди населения и создали угрозу дестабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке», - говорится в пресс-релизе.

Генеральная прокуратура просит СМИ опираться только на проверенные факты и сведения, «не допуская публикации не соответствующей действительности информации при освещении рассматриваемого вопроса».

Август, 11

Сая Исса, «Общественная позиция» (г. Алматы)

11 августа апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения приговор Алмалинского районного суда от 16 июня, которым журналист Сая Исса признан виновным  в совершении преступления по ст. 129 УК РК – Клевета. По этому приговору журналист должен выплатить штраф в размере 370400 тенге.  Также Сая Исса должен выплатить Кайрату Жуаспаеву 150 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Напомним, поводом для уголовного разбирательства стала статья «Рейдеры с большой дороги», опубликованной в газете «Общественная позиция» 31.10.2013 г. Частный обвинитель – директор Семейского филиала АО «БТА банк» Кайрат Жуаспаев считает, что в статье журналист распространил заведомо ложные, порочащие его сведения о неправомерных действиях обвинителя и банка при выдаче залогового кредита. В качестве доказательства своей правоты К. Жуаспаев предоставил соответствующие судебные акты от 2012 г. Помимо привлечения С. Иссы к уголовной ответственности, директор филиала банка потребовал взыскать с журналиста 10 млн. тенге в счет возмещения морального вреда, которые просил перечислить в детские дома г. Семей.

2. Преследования в гражданском порядке 

2.1. Судебные иски 

Август, 08

Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Депутат маслихата Западно-Казахстанской области Алибек Сатбаев обратился в суд № 2 г. Уральска с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к ТОО «Журналистская инициатива»,  журналисту газеты «Уральская неделя» Талгату Умарову и адвокату Абзалу Куспанову. 

Поводом для иска послужила статья «Дочь в суде, сын в прокуратуре» («Уральская неделя», 17.04.2014 г.), в которой освещался процесс по делу о хищении 15 миллионов тенге в областном Управлении земельных отношений.  В публикации приводятся слова Абзала Куспанова, адвоката одного из обвиняемых, сказанные им в ходе судебного заседания, о том, что следствие увело от ответственности главного подозреваемого - Алибека Сатбаева из-за влиятельных детей, работающих в судебных органах и прокуратуре. 

В своем исковом заявлении депутат подчеркивает: «Все подозрения в моей виновности основываются на словах адвоката Абзала Куспанова и Ваших (Умаров — ред.)  умозаключениях, а не на материалах уголовного дела. Однако статья носит утвердительный и безапелляционный характер, что наносит ущерб моей чести, достоинству и деловой репутации, а также чести и достоинства моего сына и дочери». Депутат просит суд обязать ответчиков опубликовать опровержение порочащих сведений и взыскать с них 5 миллионов тенге в счет возмещения его морального вреда. 

До подачи иска Сатбаев обращался с требованием опровержения в ТОО «Журналистская инициатива». Редакция в публикации опровержения отказала на том основании, что Т. Умаров лишь процитировал слова адвоката. Какого-либо своего мнения или вывода по данному высказыванию ни журналист, ни редакция не высказывали. Более того, в статье было опубликовано и мнение депутата по данным высказываниям. «Журналистская инициатива» в ответ на досудебную претензию предлагала Алибеку Сатбаеву опубликовать на своих страницах его ответ. Но депутат своим правом не воспользовался.

Август, 14

Талгат  Дуйсенбек, журналист (г. Алматы)

В суд № 2 города Актау обратилось ТОО «Caspian Food» с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Не хабар?» и журналисту Талгату Дуйсенбеку. 

Поводом для иска стала статья «ЕНбек дауларынан утылатындардын дени - жумысшы» («В трудовых спорах, как правило, рабочие проигрывают» - перевод с каз.яз.), опубликованная в издании 2 апреля 2014 г. В ней говорилось о 12 поварах, уволенных из «Caspian Food». Материал был подготовлен на основе жалобы бывших работников компании,  данных прокуратуры, управления по труду, куда обращались экс-повара, а также комментария самой компании.

ТОО считает, что в материале распространена не соответствующая действительности  информация. В исковых требованиях – обязать ответчиков опровергнуть  порочащие сведения и взыскать с них 700 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда. 

В ходе заседания 14 августа «Caspian Food» изменил исковые требования, исключив Талгата Дуйсенбека из числа ответчиков. В свою очередь представитель «Не хабар?», главный редактор газеты Сания Тойкен также обратилась к суду с ходатайством об исключении журналиста из числа ответчиков и направлении дела по подсудности в Межрайонный экономический суд по Мангистауской области. 

Суд ходатайство С. Тойкен удовлетворил.  

Август, 15

Талгат Айдарханов, ТОО «Масс-Медиа» (г. Петропавловск)

Виктор Мирошниченко, «Квартал Петропавловск» (Северо-Казахстанская область)

Директор  республиканского государственного казенного предприятия (РГКП) «Петропавловский рыбопитомник» Юрий Поворознюк обратился в суд № 2 Петропавловска с иском о признании несоответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство сведений, изложенных в статье Виктора Мирошниченко «Как хочу, так и ворочу» («Квартал Петропавловск», от 10.04.2014 г.). Публикация написана  по жалобам работников рыбопитомника на условия труда и атмосферу в коллективе, а также по результатам проверок предприятия. Ответчиками по иску выступают собственник газеты «Квартал Петропавловск» ТОО «Масс-Медиа 2006», директор ТОО Талгат Айдарханов, журналист Виктор Мирошниченко и две сотрудницы, обратившиеся с жалобами в газету. 

Ю. Поворознюк просит взыскать в счет возмещения морального вреда по 300 тысяч тенге с авторов жалобы, миллион тенге с собственника газеты и миллион тенге с директора ТОО. 

Август, 15

Анна Выприцких, «Мегаполис» (г. Астана)

Вадим Лопатин, житель г. Астана

Как сообщалось, 31 марта Сарыаркинский райсуд Астаны частично удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации адвоката Айжамал Бабишевой к газете «Мегаполис», жителю Астаны Вадиму Лопатину и журналисту Анне Выприцких.  Районный суд обязал ответчиков опубликовать опровержение недостоверных порочащих сведений, распространенных в статье «Где деньги, Зин?» («Мегаполис», 30.12.2013 г.) и выплатить истцу 7 млн. тенге в счет возмещения морального вреда и 8 535 000 тенге в возмещение убытков. 6 июня апелляционная коллегия суда г. Астаны снизила сумму морального вреда до 500 тыс. тенге.

15 августа кассационная судебная коллегия суда г. Астаны отменила эти два судебных акта и вынесла постановление об отказе в удовлетворении исковых требований адвоката в полном объеме. В ходе слушаний коллегия установила: в статье, где  один из героев публикации, директор ТОО «Бизнес-sistems» Вадим Лопатин рассказал журналисту, что бывший судья, а ныне адвокат Айжамал Бабишева выиграла дело на 34 миллиона тенге, однако эти деньги в ТОО не поступили, распространены соответствующие действительности сведения.  

Как следует из постановления, доводы истца о том, что деньги были переданы тогдашнему директору ТОО, не могут быть приняты во внимание, так как в силу заключенных договоров и доверенностей, адвокат представляла интересы ТОО «Бизнес Sistems», а не его директора.

Август, 11

«Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск) 

Галина Воробьева, жительница г. Петропавловск 

11 августа суд № 2 г. Петропавловска отказал жителю Петропавловска предпринимателю Александру Минкину  в удовлетворении его исковых требований к пенсионерке Галине Воробьевой. 

Напомним, поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации  стали обращение Г. Воробьевой к Президенту РК о незаконной постройке магазина в жилом доме и подготовленная на основании письма  публикация в газете «Квартал Петропавловск» от 2011 года «Тайна личной жизни». Предприниматель, посчитав, что распространенные сведения затрагивают его права и интересы, просил суд взыскать в пенсионерки 1 млн. тенге в качестве возмещения морального вреда. 

Изучив материалы дела, судья Светлана Пунько согласилась с доводами ответчика о том, что обратившись в 2011 году с открытым письмом к главе государства, она использовала свое конституционное право. Что касается статьи в газете, то в 2011 году по ней уже было судебное разбирательство. Иск был предъявлен А. Минкиным к газете, а пенсионерка была привлечена к процессу в качестве третьего лица. Тогда суд обязал газету и ее собственника опубликовать опровержение сведений, распространенных в статье «Тайна личной жизни». «Квартал» решение суда исполнил. 

2.2. Досудебные претензии 

Август, 22

ТК «Евразия Казахстан» (г. Астана)

Перинатальный центр № 1 г. Астаны заявил о намерении обратиться в суд с иском о защите деловой репутации к дирекции информационных программ «Первого канала «Евразия».  Поводом стал сюжет, вышедший 21 августа в вечернем выпуске новостей телеканала о краже трех младенцев в перинатальном центре № 1. По этому сюжету правоохранительные органы провели проверку, которая не подтвердила факт хищения.

Август, 07 

Елена Кузнецова, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

7 августа в газете «Квартал Петропавловск» вышла информация Елены Кузнецовой «Продукты под запретом». В статье были перечислены виды продуктов производства Украины, Белоруссии и России, без указания названий продуктов, которые  не соответствуют требованиям безопасности. Информация подготовлена на основе пресс-релиза  Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области.

После выхода заметки в редакцию обратилось ТОО «Алхор» - поставщики напитков по Северо-Казахстанской области. ТОО потребовало опубликовать опровержение информации, поскольку у них перестали покупать украинские соки. Редакция в опровержении отказала, ссылаясь на то, что статья подготовлена по официальному пресс-релизу. Также газета отказалась выполнить требование о публикации названий продуктов, так как в пресс-релизе этой информации не было. 

Август, 08 

Елена Кузнецова, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

В редакцию газеты «Квартал Петропавловск» с требованием опровержения обратилась компания «Нутрилон-Казахстан». Поводом стала информация Елены Кузнецовой «Продукты под запретом», подготовленная на основании пресс-релиза Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области. В списке небезопасных продуктов в числе прочих было указано детское питание «Нутрилон». 

Представители «Нутрилон-Казахстан», в подтверждение своих доводов, представили письмо Агентства по защите прав потребителей о том, что их продукция соответствует нормам и не запрещена к реализации,  а забракована была только одна партия.  Это письмо редакция опубликовала в ближайшем номере.

3. Преследования в административном порядке 

Август, 19

Жарылкап Калыбай, «Жулдыздар отбасы. Аныз адам» (г. Алматы) 

ТОО «Издательство Отбасы» (г. Алматы) 

19 августа апелляционная коллегия Алматинского  городского суда оставила без изменения постановление Специализированного межрайонного административного суда Алматы от 30 июля, признав главного редактора журнала «Жулдыздар отбасы. Аныз адам» Жарылкапа Калыбая и собственника издания ТОО «Издательство Отбасы» виновными в распространении материалов, оправдывающих экстремизм (ч. 2 ст. 344 КоАП РК). 

Напомним, суд первой инстанции взыскал с главного редактора журнала и собственника издания штраф в размере 15 и 70 МРП соответственно. Кроме того суд постановил конфисковать весь оставшийся тираж апрельского номера «Аныз адам». 

Судебный процесс был инициирован административным управлением Департамента внутренних дел г. Алматы. Поводом стал скандально известный апрельский номер журнала, посвященный частной и политической жизни Адольфа Гитлера, неоднозначности восприятия его фигуры разными людьми. 

Главный редактор утверждал, что цель всех публикаций о Гитлере — показать путь становления лидера фашистской Германии, гибельность его идей для всего человечества. Эксперт Центра судебной экспертизы министерства юстиции Н.Муканова, однако, нашла, что в одном из материалов журнала, «Адольф Гитлер — фашист емес», имеются признаки оправдания экстремизма. В свою очередь, специалист-лингвист, кандидат филологических наук Рахиля Карымсакова и казаховед Аяужан Таусогарова, сделав исследование статей, пришли к выводу, что в статьях «Аңыз адам», №8, 2014 г., такие признаки отсутствуют. 

4. Другие 

Август, 22

«Вечерний Талдыкорган» (Алматинская область)

Жительница Талдыкоргана Сандугаш Дуйсенова обратилась в УВД г. Талдыкорган с просьбой дать правовую оценку материалам, выходящим на страницах газеты «Вечерний Талдыкорган». В частности С. Дуйсенову возмутили публикации, подготовленные редакцией по звонкам жители города, в которых они высказываются, почему хотят уехать из Талдыкоргана. Сандугаш просит  правоохранительные органы проверить, есть ли в опубликованных опросах подтекст, побуждающий талдыкорганцев уехать не только из города, но и из республики. 

В настоящее время заявление С. Дуйсеновой находится на рассмотрении в УВД города Талдыкоргана.

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   

